Представители власти и российского ИТ-бизнеса отвечают на вопрос редакции CRN/RE: нужно ли отрасли информационных технологий лоббировать свои интересы в органах государственной власти, и рассуждают о том, на каком уровне и каким образом это делать

Дмитрий Милованцев,
начальник управления Министерства по связи и информатизации РФ по координации Федеральной целевой программы «Электронная Россия»:

«По-моему, когда одна из ветвей государственной власти напрямую говорит, что без лоббирования мы не можем защищать интересы бизнеса, это неправильно. Но это первая, эмоциональная, реакция. Реакция второго уровня: если жизнь так устроена, что же тогда делать?

Мне кажется, объективная необходимость в защите интересов отрасли есть. Но механизм лоббирования должен быть построен на том, что эту индустрию необходимо поддерживать интеллектуально. Депутаты, выбранные населением, представляют некий его срез и не могут быть компетентными во всех специализированных областях. Поэтому нужно использовать профильные государственные органы, те, что направлены на защиту отраслевых интересов. По-моему, Министерство по связи и информатизации как раз и есть орган легитимного лоббирования интересов ИТ-отрасли».

Александр Гуккин,
президент компании «Пирит»:

«ИТ-бизнесу, безусловно, нужно отстаивать свои интересы. И то, что сейчас идет движение в этом направлении на уровне крупных руководителей, положительный фактор. Думаю, что теперь мы способны консолидироваться, добиться конкретных результатов.

Я за лоббирование интересов индустрии в целом. Если же это местечковые решения, которые способствуют достижению преимущества отдельных компаний или групп компаний по сравнению с другими, то это деструктивный фактор, который разрушает доверие между компаниями.

Наша недоработка была в том, что мы прежде не использовали в полной мере возможности отрасли. Мы работали с Госдумой и продолжаем работать сейчас. Но главные проблемы, с которыми мы сталкивались, были связаны с таможней и казались практически не решаемыми. Сейчас появляется понимание, что с той стороны, со стороны ГТК, есть встречное движение. Есть и другие общие вопросы развития рынка».

Борис Шиманович,
генеральный директор
компании «Корус АКС»
(Екатеринбург):

«Целиком и полностью поддерживаю выступление представителя Госдумы, членов правления АПКИТ. Все вопросы, которые поднимались на конференции, как мне кажется, поставлены нормально. И ассоциация сейчас делает много для ИТ-сообщества. За ней идут все фирмы, во всяком случае большой круг компаний. Я считаю, что прежде технологии лоббирования мы не использовали потому, что не было подобных объединений. Ассоциация еще совсем молодая. Но все необходимые мероприятия уже запланированы. Думаю, что в будущем мы увидим, как эти технологии работают».

Булат Гайфуллин,
председатель совета директоров компании «Интерфейс»:

«Лоббирование нужно. Вопрос в том, как его организовать. Ответ на этот вопрос, к сожалению, не знают ни те, кому надо адресовать усилия по лоббированию, ни многие представители бизнеса. На мой взгляд, лоббирование могло бы заключаться в том, чтобы задействовать уже существующие государственные механизмы (например, торгпредства России в разных странах) для продвижения и пиара российской ИТ-индустрии, в основном ее софтверной отрасли.

Дело в том, что отрасль наша очень маленькая и, как оказалось, не очень дружная. Должно пройти некоторое время, пока мы по-настоящему научимся лоббировать. Одно дело собираться, платить маленькие взносы, дружить, находить точки соприкосновения. Другое дело — консолидировать финансовые усилия и вкладывать деньги в определенные дела. Это — самое сложное. По-моему, уже известна оценка, сколько стоит провести своего человека в Думу. Я точно не знаю, но это достаточно большие суммы, и они заведомо больше, чем годовой бюджет АПКИТ или других ассоциа-ций, так что сначала надо научиться консолидировать деньги, собрать финансовые ресурсы и тогда можно думать, как их использовать».

Василий Васин,
президент группы компаний R-Style:

«Это нормально — иметь возможность лоббировать свои интересы. Другое дело, как этим пользоваться. Мы (реальный бизнес) всегда были достаточно осторожны в общении с государственными и властными структурами. Думаю, и теперь мы будем говорить с ними в той мере, в которой это нужно нам, а не для того, чтобы быть средством для достижения кем-то своих целей.

Но использовать возможности лоббирования ИТ-бизнесу нужно обязательно. Как сказал Александр Шубин, если готовится какой-то закон, то участвуем ли мы в его подготовке или нет, он все равно в конце концов будет принят. И наша задача активно вмешаться в этот процесс с тем, чтобы принимаемые законы были оптимально приближены к потребностям бизнеса».

Юрий Королев,
президент группы компаний ICS:

«ИТ-бизнесу не нужно лоббирование. Лоббирование — дело немодное и непопулярное. Оно должно умереть, а привычка общаться с правительством с глазу на глаз — стать плохим тоном. По-моему, создание предпосылок для свободного рынка — это несколько другое дело.

Если ассоциация развернется и интегрирует в себя многих участников рынка, то сможет получить потрясающий результат. Здесь очень важна воля. Воля чиновника при его низких зарплатах заключается в том, чтобы отрегулировать правила и дать какому-то конкретному бизнесу какую-нибудь льготу. Вот сейчас бизнес в этом не заинтересован. Не надо нам специальных налогов, не надо нам ничего специального. Дайте нам устойчивые правила игры, и мы будем устойчиво работать.

У ИТ-бизнеса есть два пути для того, чтобы развиваться пропорционально. Один — бросить свои дела и идти туда (во власть. — Ред.) и командовать. Другой путь — просто сотрудничать с властью. Но не с глазу на глаз, потому что сотрудничество с глазу на глаз всегда завершается выигранными тендерами и т. п. Нужно стремиться сделать невозможной недобросовестную конкуренцию и создавать предпосылки для общего роста всего рынка. Объяснить надо власти, какие правила нужны. Объяснить, что такое налоговый кодекс, зачем нужен таможенный кодекс. Кто может все это государству рассказать? Только тот, кто управляет реальным хозяйством. Я управляю реальным хозяйством. И другие, здесь собравшиеся (на конференции АПКИТ. — Ред.) управляют реальным хозяйством.

Значит, мы пойдем и расскажем власти, что налоги станут платить только тогда, когда государство будет обходиться дешевле или по крайней мере стоить столько же, сколько все эти бандитские структуры. Это не лоббирование, это простая экономика».

Евгений Шароварин,
директор группы компаний АСК (Екатеринбург):

«Бизнес всегда стремится к развитию, к тому, чтобы освоить как можно большую часть ресурсов на рынке и получить определенную прибыль. Чтобы занять существенную нишу, не быть, как говорится, на задах экономики, нам надо лоббировать интересы отрасли. Здесь не существует абсолютного понятия: дорого или дешево. Существует адекватность затраченных средств и полученных результатов. Я считаю, что такие вещи, как, например, участие в ассоциации — это не инвестиционный проект. Это создание внешней среды — такой, где можно было бы существовать нормально».

Сергей Швец,
вице-президент группы компаний «Инел»:

«Нужно лоббировать на уровне пресечения тех действий, которые могут принести вред, потому что если этим не будем заниматься, повторится 2000 г., когда ввели маркировку компьютерной техники. Какая-то доля истины в словах Александра Шубина была. Мониторить, кто из госчиновников и что там задумал, не помешает.
Если бы слова Шубина еще и соответствовали его делам, это выступление можно было бы считать хорошим. Но по опыту знаю, что депутаты часто говорят одно, а делают совсем другое».