Аналитическая компания ITResearch объявила о результатах исследования некоторых сегментов российского ИТ-рынка в I квартале 2003 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы на платформе Intel) за I квартал оценивается примерно в 755 тыс. шт., а его оборот составил примерно 454 млн. долл.
Около 91% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные машины, почти 7% — на ноутбуки и примерно 2% — на серверы на платформе Intel.

По сравнению с I кварталом 2002 г. объем продаж ПК вырос почти на 17,1%. На рынке серверов рост составил 29,3%, ноутбуков — 42,5%.

Лидер продаж ПК по итогам I вартала — компания «Формоза». В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у Rover Computers. В сегменте серверов лидирует Hewlett-Packard.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил около 986 тыс. шт.

Показатели I квартала прошлого года превышены почти на 45% (этот период 2002 г. был неудачным для многих поставщиков из-за проблем с таможней). Примечательно, что результаты продаж ЖК-мониторов превзошли самые оптимистичные ожидания. В итоге доля рынка этих устройств превысила 24%. В структуре продаж ЖК-дисплеев наблюдается увеличение доли 17-дюйм моделей, которые, по всей видимости, вскоре окончательно станут массовым товаром. Такая ситуация объясняется, видимо, тем, что продолжавшееся снижение цен на ЖК-мониторы, а также привыкание потребителей к этой технологии привели к резкому росту рынка «замены». По некоторым оценкам, больше половины ЖК-мониторов покупается взамен 14- и 15-дюйм ЭЛТ-аппаратов. На российском рынке продолжает уверенно лидировать компания Samsung. За ней следует LG, а на третьем месте — брэнд NEC компании NMED.

Презентационное оборудование

Как и ожидалось, несмотря на сезонный фактор, для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования — мультимедийных видеопроекторов (MMP) и плазменных дисплеев (PDP) — I квартал текущего года был удачным.

Продажи MMP составили около 4,2 тыс. шт., что более чем на 60% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Однако ощутимое снижение стоимости данных устройств привело к тому, что в денежном выражении рынок в I квартале вырос на 34%.

Лидирующая тройка компаний* — InFocus, Panasonic и Sanyo — не претерпела изменений по сравнению с 2002 г. Практически не изменилась и группа их ближайших «преследователей» (BenQ, Canon, Epson, Hitachi, LG, Mitsubishi, NEC, Rover Computers, Sony и Toshiba).

В сегменте PDP продолжался взрывной рост. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены в 2,3 раза в натуральном выражении и в 1,8 раза — в денежном.

Очевидно, что быстрый рост рынка, как и в предыдущем случае, обусловлен ценовой эрозией. Кроме того, в данном сегменте между ведущими игроками развернулась серьезная борьба за лидерство. Разрыв между компаниями Fujitsu, Panasonic, Philips и Pioneer невелик, и они по-прежнему контролируют около 70% рынка. Активно борются за долю рынка LG, NEC, Samsung и Toshiba.

Принтеры

Объем продаж принтеров составил около 650 тыс. шт. По-прежнему струйные аппараты в количественном отношении составляют более половины рынка, но лазерные устройства уступают им совсем немного. Подавляющая часть продаж в лазерном сегменте приходится на персональные монохромные принтеры, причем высокий спрос на модели начального уровня стимулирует снижение цен (стоимость некоторых из них опустилась ниже 200 долл.). В то же время заметно уменьшились продажи матричных принтеров, доля которых составила всего около 3,5% принтерного рынка (это самый низкий показатель за последние годы).

В тройку лидеров впервые вошла компания Samsung. В I квартале на долю Epson, Hewlett-Packard и Samsung пришлось около 80% продаж.

ИБП

На рынке ИБП (без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) продолжался рост продаж практически во всех технологических сегментах.

В результате показатели аналогичного периода 2002 г. были превышены на 22,3% и достигли 260 тыс. проданных устройств. В денежном выражении, в связи со снижением цен на ИБП, объем рынка составил 42 млн. долл. (вырос почти на 19%). Примечательно, что такое относительное удешевление ИБП происходило на фоне «утяжеления» рынка.

Мощность устройств выросла примерно на 33%, а суммарная мощность всех установленных ИБП оценивается в 180,8 МВА.

По всей видимости, прекратился рост сегмента ИБП, построенных по технологии line-interactive. Его доля уже достаточно продолжительное время колеблется около отметки 70%. Но зато сегмент устройств on-line продолжает расти и составляет около 2% рынка в натуральном выражении. В первую очередь это связано с ростом продаж «легких» моделей (до 3 кВА), объем сбыта которых за год вырос на 62%.

Лидер рынка — по-прежнему АРС. К числу традиционных конкурентов продукции этой компании на массовом рынке ИБП (Powercom и Powerman) прибавились устройства под торговой маркой Ippon. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Powerware, Liebert-Hiross, MGE и Neuhaus.

Сканеры

Общее количество проданных сканеров увеличилось более чем на 30% по сравнению с 2002 г. и составило около 170 тыс. шт. В то же время за год существенно снизились темпы роста денежной составляющей рынка (13%). Снижение цен и появление новых недорогих моделей с лучшими техническими характеристиками продолжают смещать структуру спроса в сторону сегмента low-end. Так, доля проданных устройств стоимостью до 100 долл. возросла за последний год более чем на 10%. Тройку лидеров составили компании Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

__________________________
* Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.