Компания Luxoft провела в Москве пресс-конференцию, на которую в числе прочих были приглашены журналисты и аналитики американских компьютерных изданий. В качестве основного языка мероприятия был выбран английский. Таким образом Luxoft решила закрепить имидж фирмы, ориентированной на работу с иностранными клиентами. «Западному» имиджу соответствовали и новости, объявленные в рамках пресс-конференции.
Во-первых, у Luxoft теперь два новых сертификата, подтверждающих соответствие производственных процессов компании существующим стандартам. В октябре фирма получила сертификаты CMM и CMMI 5-го уровня. Причем стала первой компанией в Европе, у которой есть сертификат CMMI 5-го уровня, а оба эти сертификата, кроме Luxoft, пока не имеет ни одна компания в мире. Руководители Luxoft рассматривают это как подтверждение того, что технологии работы компании соответствуют мировому уровню. Вторая важная новость — у компании появился новый крупный клиент — Deutsche Bank. Это первый столь важный контракт после почти годичного перерыва. Luxoft продолжает работать с прежними клиентами — IBM и Boeing, отношения с которыми были установлены в 1999 г., с Dell, подписавшей контракт в прошлом году, и др. На долю иностранных заказчиков приходится до 90% заказов Luxoft, и снижать эту цифру руководители компании не собираются.
После кризиса, затронувшего высокотехнологичные рынки Европы и США, представители Luxoft, как и других российских поставщиков ПО, говорили о необходимости работать с российскими клиентами — спрос на программные продукты на рынке большой, а географическая диверсификация позволит повысить устойчивость бизнеса. Однако теперь такой цели Luxoft перед собой не ставит. Как оказалось, ее услуги российским клиентам не нужны.
«Отечественные заказчики не готовы платить за труд программистов, — поясняет генеральный директор Luxoft Дмитрий Лощинин. — Они предпочитают внедрять комплексные решения». Анатолий Карачинский, президент группы IBS, с этим, похоже, согласен. «Сейчас российские предприятия заняты внедрением стандартных систем, но в будущем они придут к осознанию необходимости применения уникальных решений, как это произошло в западных компаниях, — считает он. — Только уникальная система может дать фирме конкурентные преимущества».
Кризис на западных рынках, по мнению Анатолия Карачинского, для российских разработчиков ПО повышает шансы найти клиентов за рубежом. «Кризис — сильный стимул снижать издержки, — говорит он. — А использование ИС как раз и служит этой цели. Поэтому для тех, кто предоставляет ИТ-услуги на глобальных рынках, — кризис — лучшее время».
Тем не менее, по словам Дмитрия Лощинина, Luxoft продолжает работать и с российскими клиентами, но через посредничество IBS. Такое сотрудничество помогает компании получить необходимый ей «отраслевой» опыт, поскольку в Luxoft считают необходимым максимально интегрировать свою деятельность с бизнес-процессами заказчика.
По словам Василия Суворова, технического директора Luxoft, передача разработки программных продуктов аутсорсинговой фирме оборачивается для клиента скрытыми затратами, связанными прежде всего с формулированием задачи и передачей ее исполнителю. В Luxoft видят только одно решение этой проблемы. Василий Суворов описал его так: «Мы стараемся оказаться ближе к клиенту». В этом плане совместная работа с IBS весьма эффективна. «Сотрудники IBS хорошо знают бизнес-процессы клиентов, вплоть до производства, — поясняет Дмитрий Лощинин, — что позволяет правильно поставить задачу перед программистами».
Luxoft самая быстрорастущая, но далеко не самая значительная дочерняя фирма группы компаний IBS. По словам Анатолия Карачинского, вклад Luxoft в оборот группы не превышает 5%. Оборот самой Luxoft в 2002 г. составил около 8 млн. долл. В ближайшем будущем поставщик программного обеспечения планирует значительный рост.
Предполагается, что уже в следующем году оборот компании достигнет 15 млн. долл, а численность персонала Luxoft вырастет до конца 2003 г. до 550 человек, а через год до тысячи. Такие значительные ресурсы необходимы компании — ведь она под каждого крупного клиента формирует отдельную команду разработчиков. Однако, находясь в Москве, Luxsoft испытывает настоящий кадровый голод. Перемещать разработку в регионы, по мнению Дмитрия Лощинина, нецелесообразно. «Клиенты хотят иметь дело с центром разработки и, приезжая сюда, чувствовать себя комфортно», — говорит он. Достаточный уровень комфорта в России пока возможен лишь в столице.
Рассредоточивать группы, работающие в рамках одного проекта, руководители компании тоже не намерены: сотрудникам необходимо общаться, а в эффективность общения по Интернету руководство Luxoft не верит.
Исторически сложилось что у компании есть пять центров разработки — в Москве, Дубне, Нижнем Новгороде, Омске и Ереване. Но дальнейшее развитие получат только московский и расположенный недалеко от столицы дубнинский центры. Чтобы решить кадровую проблему, Luxoft начинает программу перемещения сотрудников. Поиск специалистов компания намерена вести по всей России, и вновь нанятых будут приглашать в Москву, создавая им необходимые условия для жизни и работы.
Имидж компании, построенной по «западным» стандартам, Luxoft подкрепила также рассказом о своих инициативах в области разработок и исследований — поставщик ПО сотрудничает с Российской академией наук и рядом научных организаций. Основные направления этого сотрудничества — безопасность и оценка рисков, беспроводные сенсорные сети и инновационные методы тестирования.