В конце октября в баварском городке Аугсбург компания Fujitsu Siemens Computers провела свой очередной Oktober FESTival

Несмотря на название Oktober FESTival*, это совсем не фестиваль в привычном, праздничном понимании этого слова, а вполне серьезное мероприятие — длящиеся два дня выставка и техническая конференция, посвященные продуктам и решениям компании Fujitsu Siemens и ее ведущих партнеров SAP, EMC, Network Appliance и др.

В этом году Oktober FESTival проходил под лозунгом «Повышение эффективности бизнеса с помощью ИТ», а основное внимание было уделено трем темам: консолидации серверов и систем хранения данных; оптимизации бизнеса с применением настольных и мобильных ПК Fujitsu Siemens; мобильным вычислениям, что вполне соответствует стратегии компании, которая сейчас концентрируется на двух основных направлениях бизнеса — инфраструктурные решения для поддержки критически важных бизнес-приложений и мобильные решения.

В ходе Oktober FESTival президент и главный управляющий Fujitsu Siemens Computers Адриан фон Хаммерштайн сообщил о результатах работы компании в первом полугодии 2003-го финансового года (закончился 30 сентября).

На них не могла не сказаться неблагоприятная экономическая ситуация, сохраняющаяся в странах Западной Европы. В этом году в большинстве сегментов ИТ-рынка ожидается падение продаж, хотя и не столь глубокое, как в 2002 г. Так, по прогнозам компании IDC, из шести сегментов рынка, которые она изучает (настольные ПК для деловых применений и потребительские, ноутбуки для деловых применений и потребительские, серверы на платформах Intel и RISC), количественный прирост продаж ожидается только по ноутбукам (в обоих сегментах).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем продаж продукции Fujitsu Siemens Computers в регионе ЕМЕА (в количественном выражении) вырос на 10%, однако по стоимости (при подсчете в евро) он снизился на 9%, составив 2,232 млрд. евро, что, по словам главы компании, обусловлено значительным (на 24%) снижением курса доллара к евро и усилением конкуренции на ИТ-рынке.

В долларовом же исчислении продажи выросли примерно на 9%, и по сравнению с основными конкурентами это совсем неплохой результат: за последние два квартала, по которым опубликованы финансовые результаты, роста продаж добилась только Dell, в то время как у HP, IBM и Sun Microsystems объемы продаж снизились.

Прибыль за первое полугодие (до вычета налогов) составила 11 млн. евро (в первой половине 2002 г. компания понесла убытки в размере 21 млн. долл.).

Судя по предварительным данным IDC, в III квартале темпы роста продаж Fujitsu Siemens Computers в Западной Европе по основным видам продукции (настольные ПК для деловых применений, ноутбуки для деловых применений и потребительские, серверы на платформе Intel) существенно превышали средние темпы роста по данным сегментам рынка. В частности, продажи ноутбуков Fujitsu Siemens выросли на 92% (при росте рынка в целом на 50%), а продажи Intel-серверов — на 50% (при росте рынка в целом на 20%).

Хуже обстояло дело с потребительскими ПК: их продажи снизились почти на четверть, а в целом рынок таких ПК вырос примерно на 10%.

Как заявил Адриан фон Хаммерштайн, это было первое с момента основания компании (октябрь 1999 г.) финансовое полугодие, которое удалось закончить с прибылью. Правда, не надо забывать, что период становления Fujitsu Siemens Computers пришелся на не самые благоприятные годы в экономике Западной Европы. Второе полугодие традиционно приносит компании существенно лучшие результаты, тем более что для этого будут предприняты соответствующие меры, в частности добавлены продукты начального уровня.

В отличие от других ведущих производителей, которые ради сокращения издержек все чаще отказываются от собственного производства и передают сборку своих компьютеров сторонним фирмам, Fujitsu Siemens Computers всю продукцию выпускает на трех собственных заводах в Германии (в Аугсбурге, Падерборне и Зоммерде). В частности, компания сама производит (на заводе в Аугсбурге) и системные платы для своих компьютеров (чего уже не делает, как утверждают менеджеры компании, ни один из ее соперников).

Руководители Fujitsu Siemens Computers приводят несколько очевидных аргументов в пользу такой политики. Сборка должна быть максимально приближена к основным рынкам сбыта (в данном случае это страны Западной Европы), что позволяет, во-первых, более оперативно реагировать на запросы клиентов, во-вторых, оптимизировать стоимость продукции, приобретая быстро дешевеющие компоненты по более низким ценам. Наличие «под рукой» собственных заводов (да еще с крупным испытательным центром, как в Аугсбурге) позволяет быстро вносить изменения и в модельный ряд, и в технологию производства, обеспечивая при этом должное качество. Наконец, знаменитое «немецкое качество».

В то же время известно: производить что-либо в Западной Европе, в частности в Германии, очень дорого прежде всего из-за высоких налогов и высокой стоимости рабочей силы.

В связи с этим интересно вспомнить, что весной 1998 г., за полтора года до создания компании Fujitsu Siemens Computers, концерн Siemens AG, один из ее учредителей, в рамках проводимой тогда реорганизации намеревался отказаться от собственного производства компьютеров, оставив за собой только их разработку и продажу, а завод в Аугсбурге продать. Было даже достигнуто предварительное соглашение о том, что этот завод приобретет Acer Group. Правда, эта сделка не состоялась, как сообщала пресса, из-за возникших у покупателя финансовых трудностей.

Как заявляют руководители Fujitsu Siemens Computers, им удается находить разумный компромисс. Об этом свидетельствуют, в частности, получаемые компанией награды, например немецкого еженедельника Wirtsсhafts Woche и международной бизнес-школы INSEAD «Лучшее предприятие» заводу в Аугсбурге.

И в то же время проблема остается: наверное, не случайно в программу конференции был включен «круглый стол» под названием «Возможны ли в Германии конкурентоспособное производство и управление цепочкой поставок?», в котором участвовал Петер Эсер, исполнительный вице-президент Fujitsu Siemens Computers по массовым продуктам и поставкам.

Как и принято на выставках, в ходе OktoberFESTival было представлено несколько интересных новых продуктов Fujitsu Siemens Computers.

Среди них 4-процессорный 64-разрядный сервер PRIMERGY RXI600 на базе Itanium 2, предназначенный для таких корпоративных приложений, как большие базы данных, хранилища данных и т. п.; ПК для профессионального применения Scenic C610 на базе набора микросхем Intel 865GV, отличающийся компактностью и повышенной производительностью (см. также с. 70. — Ред.); домашняя сиcтема ACTIVY Media Center, сочетающая функции телевизора, доступа в Интернет, DVD- и CD-плеера и др.; карманный ПК LOOX 610 с расширенными коммуникационными возможностями, являющийся хорошей платформой бизнес-решений для вертикальных рынков.

Большой интерес также представляет вычислительная система FlexFrame, которая разработана совместно специалистами компаний Fujitsu Siemens Computers, SAP и Network Appliance и предназначена для поддержки mySAP Business Suite. Система FlexFrame базируется на серверах PRIMERGY с ОС SuSe Linux и системах хранения данных Network Appliance. Широкие возможности масштабирования, развитые средства виртуализации и администрирования позволяют значительно, по оценкам первых пользователей, до 60% снизить общую стоимость владения системой.

Кстати, за несколько дней до Oktober FESTival специалисты компаний Fujitsu Siemens Computers и ЕМС продемонстрировали свои возможности по созданию катастрофоустойчивых ИС, функционируюших, так сказать, в мировом масштабе. Всего через 4,5 мин после отказа (точнее, имитации отказа) в вычислительной системе, находящейся в Хопкинтоне (США), установленная на ней SAP R/3 заработала вновь — без всякого вмешательства обслуживающего персонала — на резервной системе, находящейся более чем за 5,5 тыс. км в Корке (Ирландия). В эксперименте использовались системы PRIMEPOWER на платформе SPARC/Solaris, PRIMECLUSTER, Symmetrix DMX и SRDF/A.

Как следует из доклада Института немецкой экономики (Кельн), подготовленного по результатам опроса компаний весной 2003 г., в течение ближайших трех лет каждая четвертая немецкая компания планирует перенести производство из Германии в Восточную Европу, Азию или Америку. За последние три года 20% компаний из Германии переехали в Китай, Польшу или Бразилию. При этом для большинства предприятий обрабатывающей промышленности основным мотивом является не международная экспансия (на нее ссылаются только 26% опрошенных компаний), а удешевление производства (42%). Еще большее число компаний (45%) жалуются на дороговизну рабочей силы в Германии. Растет и число недовольных ростом налогов правительства: с 29% в 1999 г. до 38% в 2003 г.

________________________
* Необычное написание слова FESTival — это намек на знаменитый праздник пива Oktober FEST, проходящий ежегодно осенью в Баварии.