Новая компания претендует на значительную долю российского рынка антивирусного ПО

В конце прошлого года в России появилась новая компания, правда, ее название — «Доктор Веб» — давно известно игрокам отечественного ИТ-рынка. Многие пользователи не один год доверяют антивирусную защиту своих компьютеров одноименной программе. Техническим директором компании «Доктор Веб» стал Игорь Данилов, разработчик программного продукта Dr.Web.

На первый взгляд могло показаться, что создание новой фирмы — это лишь формальное упорядочение бизнес-процессов и взаимоотношений с партнерами. Ведь уже много лет существует группа разработчиков, выпускающая пакет Dr.Web и обновления к нему, выстроен и работает канал сбыта, отлажена техническая поддержка. К тому же учредители новой компании не собирались широко рекламировать свои действия.

Однако в перспективе это событие может оказать заметное влияние на отечественный рынок антивирусного ПО. Руководители «Доктор Веб» не скрывают намерений завоевать солидную долю в этой области. Так, по словам Бориса Шарова, генерального директора компании (ранее он занимал должность коммерческого директора «Диалог-Науки»), через три года поставщик планирует контролировать примерно третью часть рынка.

Компания «Доктор Веб» как производитель сосредоточит усилия исключительно на разработке продуктов (выпуск дистрибутива, комплекта документации, обновление антивирусных баз), а их продвижением займется канал сбыта. Вендор будет осуществлять централизованное руководство партнерской сетью и формировать стратегию ее развития и ценовую политику. В недалеком будущем появятся 4—5 дистрибьюторов, причем все они будут поставлены в равные условия. Кроме того, «Доктор Веб» планирует заключить договора с компаниями, которые получат статус прямых партнеров. Сохранятся и прямые поставки крупным клиентам — некоторые государственные ведомства, в том числе силовые, предпочитают работать с поставщиком без посредников. А пока канал сбыта находится в стадии становления.

Как сообщил Борис Шаров, сейчас идут переговоры с потенциальными дистрибьюторами. «Это должны быть специализированные компании, имеющие большое число партнеров второго уровня и опыт в продвижении программных продуктов», — подчеркнул он. Названия компаний-кандидатов не разглашаются, но заявленным требованиям удовлетворяют не многие. В числе потенциальных дистрибьюторов можно назвать «1C», CPS, Mont Distribution и SoftLine.

Статус компании «Диалог-Наука», на протяжении многих лет продвигавшей ПО Dr.Web и имевшей свой дистрибутив программы Dr.Web, вероятнее всего, изменится. Как заявил Сергей Антимонов, генеральный директор «Диалог-Науки», его фирма будет продвигать продукты нескольких вендоров и при необходимости выполнять работы по интеграции пакетов программ.

С высокой степенью вероятности можно говорить о том, что дистрибьютором программных продуктов «Доктора Веб» останется фирма «СалД» (Санкт-Петербургская антивирусная лаборатория Данилова), которая до последнего времени наряду с «Диалог-Наукой» продвигала Dr.Web.

Следует отметить, что в настоящее время Игорь Данилов совмещает две должности — технического директора компаний «Доктор Веб» и «СалД», а также является совладельцем этих фирм. «Такая ситуация может вызвать негативную реакцию рынка, поэтому возникшая коллизия в ближайшее время будет устранена», — сказал Игорь Данилов.

Пока не решено, останется ли он техническим директором компании «Доктор Веб». Ясно лишь, что Данилов по-прежнему будет идеологом разработки антивирусных программ. Возможно, его должность будет называться «главный архитектор ПО».

Структурные перемены не повлияли на планы компании по выпуску новых продуктов и освоению рынков. Руководители «Доктора Веб» ведут переговоры с потенциальными партнерами из Японии и некоторых европейских стран. В этом году должен быть выпущен пакет, предназначенный для борьбы со спамом, а в следующем — межсетевой экран. Больше внимания будет уделяться продвижению продуктов на рынок домашних пользователей.