Я думаю, что из числа сегодняшних лидеров отечественной дистрибуции выживут все (в том смысле, что банкротств, ликвидаций, ухода с рынка не ожидается). Но крупнейшие игроки будут интенсивно отбирать долю у остальных, причем эти крупнейшие могут образоваться в том числе и путем слияния.

Если говорить о «вторжении»» на российский рынок международных дистрибьюторов, то до тех пор, пока не решены проблемы таможни и валютного регулирования, серьезное присутствие этих дистрибьюторов в нашей стране маловероятно. Тем не менее рано или поздно они начнут приходить. И скорее всего, самостоятельно.

Насколько позиции международных дистрибьюторов будут сильны, пока трудно прогнозировать. Однако примеры из розницы — МЕТРО, АШАН, ИКЕА — показывают, что если уж подобного калибра компании приходят всерьез, то позиции их сильны с самого начала.

В целом же я считаю, что никакого «особого пути» у дистрибуции в нашей стране быть не может, развитие ее пойдет по общим законам. Да, собственно, это уже и происходит.

Но, конечно, с отставанием по времени от западных стран. И на скорость этого движения окажут влияние такие факторы, как размеры и возможности российских дистрибьюторов, вероятный выход на наш рынок крупных западных дистрибьюторских компаний, дешевизна и доступность кредитных ресурсов, качество логистики, в том числе внутри страны, решение комплекса вопросов с валютным регулированием, с таможней. Причем, на мой взгляд, проблемы с отечественной таможней сохранятся еще очень долго, возможно, что и не менее пяти лет.

Скорее всего, дистрибуция все-таки останется «стержнем» в цепочке продаж ИТ-оборудования, поскольку на самом деле пять лет — не такой уж большой срок. Хотя этот «стержень» будет год за годом расшатываться, «размываться». И на классическую модель канала кроме указанного выше «таможенного фактора» повлияют и другие обстоятельства: бурное развитие розницы, особенно в регионах; развитие электронной торговли; сближение компьютерной техники с бытовой и телекоммуникационной и т. п.

Если говорить о тех тенденциях, которые будут характерны для развития дистрибуции в нашей стране, то я бы отметил в первую очередь универсализацию и укрупнение дистрибьюторских компаний, а также постепенное разделение «логистических» и value added дистрибьюторов. При этом «чистые» дистрибьюторы в ближайшие годы сохранятся, но их ожидает укрупнение. Крупные самостоятельные дистрибьюторские компании в регионах не появятся, а вот филиалы московских дистрибьюторов будут действовать. Могут возникнуть и логистические центры.