Мне кажется, стоит говорить о развитии не только российской ИТ-дистрибуции, а мировой дистрибуции вообще. Дистрибьютору все равно, что продавать: он передвигает коробки, работает с кубометрами. В противном случае, то, что он делает, — это не дистрибуция. Дистрибьютор не залезает в предметную область, он оптимизирует схему поставки по времени и по деньгам, за что и получает свои доходы.

Россия все больше становится частью мирового рынка. Большая часть поставок идет с Запада, поэтому значительная часть затрат (и по времени, и по финансам) происходит именно «там». Этой частью затрат тоже надо управлять. От того, насколько хорошо компания интегрирована в мировую систему, зависит, настолько эффективно она сможет работать в будущем. Поэтому стоит рассматривать возможные сценарии развития мировой логистики.

Во-первых, возможна ситуация, когда конечный продукт и заключительная фаза его изготовления будут все больше приближаться к потребителю, что решит задачу наиболее полного удовлетворения его потребностей. Вендор будет выпускать полуфабрикаты, а «конечная доводка» будет происходить на месте. С точки зрения производителя, эта схема позволит снизить издержки и более просто управлять запасами. Покупатель же будет быстрее получать необходимый ему товар, собранный местными компаниями фабричным, а не кустарным способом. Процесс «доводки» будет распределен на всю цепочку продаж. Какую роль отведут дистрибьюторам, пока сказать сложно, но то, что этим будет заниматься вся товаропроводящая цепочка — это точно. В этом случае дистрибьютору просто необходимо иметь собственное производство.

Второй путь развития — противоположный. Сами производители станут более гибкими: они начинают принимать заказы в режиме on-line и очень быстро выполнять их. В этом случае мировая логистическая цепь должна выполнять доставку этого товара чрезвычайно быстро. При данном сценарии дистрибьюторам необходимо развивать цепочки поставок, управлять ими как можно точнее и тратить как можно меньше времени на документальное оформление операций. И здесь могут помочь системы В2В, призванные сокращать неэффективные этапы работы, а значит, временные и людские ресурсы, а также искажение информации... Компании, которые будут инвестировать в развитие ИС, могут получить первое место при работе на рынке.

Я думаю, что до окончательного определения стратегии развития дистрибуции достаточно далеко, и в ближайшие пять лет мы будем просто двигаться в направлении к этой «развилке». Поэтому пока компании должны инвестировать средства в оба направления: опасно ставить на что-то одно. Тем более что эти инвестиции могут принести отдачу не обязательно через пять лет. Ее можно получать уже сегодня. Если не ставить себе цель строить огромный завод по производству «всего на свете», то можно начать выпускать собственное оборудование и дорабатывать товары других вендоров, получая на этом добавочную стоимость. То же самое и с сокращением срока доставки. Инвестиции в совершенствование механизмов в цепочке поставок сокращают срок нахождения товара в пути, а это значит, что сокращаются кассовый цикл и объемы оборотного капитала для ведения бизнеса того же размера, происходит экономия на процентах, повышается ликвидность... Так что это — не бесполезные инвестиции в расчете на светлое непредсказуемое завтра.

Не уверен, что есть какой-то универсальный рецепт по построению структуры компании.

Каждый будет делать так, как удобно именно ему: в виде холдинга со сложной внутренней структурой или в виде направлений внутри одной компании.
Теоретически крупные иностранные компании способны вытеснить здешних игроков (но только при условии, что будут сняты таможенные барьеры). Но только теоретически.

Дистрибуция давно перестала быть «призовым» видом бизнеса — сейчас ее оценивают не по намерениям и неизвестному, но «явно счастливому будущему», а по сегодняшним прибылям. И мне кажется, что желания завоевать российский рынок у зарубежных компаний может просто не возникнуть, их акционеры могут не позволить тратить на это средства. Россия — это маленький по объемам, но «размазанный» по большой территории рынок, что с точки зрения дистрибуции может считаться только ухудшающим фактором.

Правда, у нашего ИТ-рынка большие перспективы. Скорее всего, он никогда не станет фрагментированным, не будут появляться новые центры дистрибуции — наоборот, будет наблюдаться укрупнение. И национальных дистрибьюторов будет не 100 и даже не 10. А то, где географически будут работать эти компании, зависит от политической ситуации в стране.