Сделка года

Американский еженедельник Time в конце каждого года называет персон, оказавших наиболее заметное влияние на политику, экономику, индустрию. Но, вероятно, мало кто помнит, что в 1981 г. редакция изменила своим правилам, назвав «Человеком года»... персональный компьютер, выпущенный корпорацией IBM.

Возможно, редакция Time увидела в IBM PC 5150 прообраз «думающей машины» будущего и решила по заслугам оценить творческий вклад инженеров IBM в развитие компьютерных технологий. Но одного редакторы, наверное, не смогли предвидеть: выпуская свой первый ПК, IBM положила начало эре глобальной компьютеризации. Уже в 1982 г. начали появляться многочисленные клоны IBM PC, и объемы выпуска ПК стали измеряться сотнями тысяч и миллионами. В настоящее время оборот мировой индустрии ПК превышает 1 трлн. долл., а количество продаваемых компьютеров составляет почти 160 млн. в год.

Однако IBM не сумела стать доминантой этой индустрии. Как отмечают аналитики, «аппаратно-ориентированный» менталитет руководства корпорации в 80-е годы не позволил IBM увидеть «золотую жилу» в разработке и производстве двух критически важных компонентов — процессоров и операционной системы. Инициатива была отдана двум внешним поставщикам — Intel и Microsoft, которые быстро добились успеха на этом рынке и стали его безусловными лидерами. Осознав ошибку, IBM пыталась ее исправить, но предложенные ею процессоры на основе Cyrix и операционная система OS/2 остались невостребованными продуктами. Постепенно руководители IBM стали терять интерес к своему детищу, сосредоточившись на более прибыльных направлениях бизнеса.

Начавшийся в 90-е годы с приходом на пост главного управляющего Луиса Герстнера процесс реформирования корпорации еще более понизил значимость бизнеса по производству ПК — на первый план в стратегии IBM вышли создание глобальной системы предоставления услуг и разработка ПО для электронного бизнеса. В 1998 г. в свое ежегодное обращение к сотрудникам Герстнер даже включил раздел, который назывался «Эра ПК заканчивается», из чего аналитики сделали вывод: IBM готова расстаться с этим бизнесом. Хотя «голубой гигант» продолжал производить ПК и ноутбуки, но уже только для корпоративных пользователей.

Предположения аналитиков о возможности сворачивания бизнеса в области ПК обрели более реальную почву после прихода в 2002 г. на пост главы корпорации Сэма Пальмизано, который продолжил начатую Герстнером реорганизацию, выдвинув концепцию «вычислений по требованию».

Дальнейшее развитие событий было вполне закономерным: в 2002 г. IBM передает на аутсорсинг американской компании Sanmina-SCI производство своих ПК NetVista и перемещает производство ноутбуков ThinkPad в Китай, а 8 декабря 2004 г. объявляет о продаже за 1,75 млрд. долл. всего своего бизнеса ПК крупнейшему китайскому производителю компьютеров Lenovo Group.

Таким образом, сбывается недавний прогноз Gartner: «Неуклонное падение маржи в производстве ПК приведет к дальнейшей консолидации на этом рынке, и к 2008 г. из этого бизнеса уйдут по крайней мере три из десяти ведущих вендоров».

IBM стала первой в «тройке» тех, которым суждено покинуть рынок ПК. Зато на нем появилась китайская Lenovo, которая вклинивается в когорту ведущих мировых производителей, и это может кардинально изменить мировую компьютерную индустрию.