В Европе электронная торговля развивается стремительно. В 2003 г. объем сделок в сегментах B2B и B2С, по данным компании e-business w@tch, составил 416 млрд. долл., прогноз на 2004 г. — 979,83 млрд. долл. Соотношение между этими секторами приблизительно 4:1.

В России, по данным НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли), и результаты скромнее, и соотношения иные, хотя оборот Интернет-торговли вырос значительно. Сектор розничной Интернет-торговли в два раза превосходит оптовый, а государственные закупки обеспечивают две трети электронных сделок.
Общий объем рынка в 2003 г. составлял 937 млн. долл., а за 11 месяцев 2004 г. достиг 3,23 млрд. долл. Эти данные получены НАУЭТ в ходе недавнего исследования, участие в котором приняли более 200 крупных промышленных предприятий и более 100 электронных магазинов. Использовались данные систем Интернет-статистики и экспертные оценки.

По данным исследования, объем В2С в 2004 г. достиг 662 млн. долл. Примерно 43% этого рынка составляют продажи компьютеров, комплектующих, оргтехники и канцелярских товаров.

Сегмент В2В вырос до 442 млн. долл., основной вклад здесь дает ТЭК. Для закупочной деятельности Интернет использует 44% предприятий. В основном компании приобретают в Сети вспомогательные материалы, но 46% респондентов используют электронные торговые площадки (ЭТП) для покупки сырья. В качестве канала закупочной деятельности 37,5% опрошенных предпочитают использовать сайт поставщика, 25% — В2В-площадки, 24% — собственный сайт, 23% — корпоративные сети, 12,5% — электронную почту.

Сегмент В2G вырос более чем в 15 раз и достиг 2,13 млрд. долл. По словам Антона Никольского, исполнительного директора НАУЭТ, объем государственных электронных торгов вырос так значительно благодаря запуску ЭТП Федерального агентства по атомной энергии, через которую проводятся все закупки оборудования. Одна сделка здесь может превышать 5 млн. долл. Администрация Санкт-Петербурга также перешла на закупки через ЭТП, но этот объем учтен лишь частично, поскольку далеко не все сделки действительно заключаются в Сети.

В исследовании же были учтены только зарегистрированные сделки. По мнению Антона Никольского, в секторе B2С реальные объемы превышают официально подтвержденные на 20—30%, в секторе B2B разница значительно больше.

Подавляющее большинство сделок, заключенных в Сети, можно назвать электронной торговлей лишь условно, поскольку оформление документов и перевод денег по-прежнему выполняются традиционными способами. Об этом можно судить хотя бы по тому, что электронная цифровая подпись используется в деятельности 2,4% крупных компаний. Тем не менее интерес к Интернету как к средству получения деловой информации явно вырос.

Для реализации товаров и услуг Интернет используют 61% предприятий. Основным каналом служит собственный сайт (83%). Через корпоративные сети товары реализуют 17% респондентов, а через В2В-площадки и электронную почту 9% и 8,3% соответственно. Компания «М.Видео» недавно сообщила, что в 2004 г. продала через Интернет товара на 10 млн. долл., что составляет 2% ее оборота. Продажи через Интернет выросли в 2,5 раза по сравнению с 2002 г. Ожидается, что оборот Ozon в 2004 г. превысит 13 млн. долл. Несмотря на успехи отдельных игроков, удельный вес продаж непродовольственных товаров через Интернет в общем объеме розничной торговли (по данным Госкомстата) не превышает 0,78%. Однако очевидно, что эта доля будет расти. Хотя бы потому, что возможности такого средства продвижения товара оцениваются довольно высоко. «Скорее позитивно» оценивают эффективность использования Интернета 55% участников опроса, 42% — «очень позитивно» и лишь 3% — «нейтрально, негативно».

По оценке НАУЭТ, объем рынка Интернет-рекламы в 2004 г. составил более 20 млн. долл., что составляет 0,6% общего объема рекламы в России. Некоторые экспертные оценки выше, но и они не превышают 1%. Тем не менее рост рынка Интернет-рекламы заметен: в этом году его объем практически удвоился.

Примечательно, что появились секторы, в которых доля продаж через Сеть намного выше, во всяком случае по данным НАУЭТ. Около 16% бронирования туристических услуг в России было осуществлено он-лайн.

В целом, несмотря на значительный рост, оптимистичные прогнозы западных аналитиков относительно российской электронной торговли не оправдались. Boston Consulting Group, например, прогнозировала на 2004 г. объем этого рынка в 22 млрд. долл. Но все же рынок, где рост составил более 300% за неполный год, не может не вызывать интереса.