Чтобы оценить перспективы продаж МР3-плееров в нашей стране, компании IRR и «Монолит» провели исследование, результаты которого они обнародовали в конце ноября.

Напомним, что IRR является официальным российским партнером корейской компании iRiver — производителя МР3-плееров, которая, по оценкам IRR, уже к середине 2005 г. стала лидером в этом сегменте рынка страны. «Монолит» — один из ведущих производителей и оптовых поставщиков аудиопродукции в России.

В частности, компания «Монолит», которая обладает правами почти на 1,5 тыс. записей оригинальных музыкальных произведений (треков), отмечает сокращение продаж своих обычных компакт-дисков, зато с 2 до 7% возрастет в этом году доля продаж ее носителей с записями в формате МР3. Именно этот формат используют 92% участников опроса, проведенного в рамках исследования.

Казалось бы, iRiver может быть спокойной за успешное развитие своего бизнеса — ведь она предлагает на нашем рынке именно МР3-плееры. Однако лишь 22% опрошенных имеют MP3-плеер на базе флэш-памяти и 6% — на основе жесткого диска (данные опроса), а именно они являются основными продуктами iRiver. Зато более 70% респондентов предпочитают компакт-диски с МР3-записями, что должно бы открывать хорошие перспективы перед компанией «Монолит». Однако, по признанию генерального продюсера «Студии Монолит» Антона Пронина, она продает не более 20—30 треков в месяц. Основное препятствие — «пираты», чья деятельность все больше смещается из области розничных продаж в область распространения бесплатного (или почти бесплатного) контента через Интернет. Результаты опроса показывают, что из Сети с помощью ПК бесплатно скачивают музыкальные записи 63% респондентов.

В условиях все большего распространения Интернета и сопутствующих услуг доступа российские правообладатели контента, авторы и исполнители музыкальных произведений должны были бы воспользоваться мировым опытом и создать ресурсы, приемлемые для массового пользователя. Ведь смогла же Apple, создав Интернет-магазин iTunes, продать свыше 500 млн. музыкальных записей, обеспечив заодно всемирную популярность своих МР3-плееров iPod.

Но, как отметил один из менеджеров IRR, «авторы и исполнители не хотят продавать свой контент потребителям», считая это невыгодным. Алексей Угринович, директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ, в нее входит и компания «Монолит»), заявляет, что ситуация коренным образом изменится в сентябре 2006 г. после вступления в силу закона об авторских правах в Интернете: «Тогда у нас появится возможность привлекать к суду тех, кого называют “пиратами”».

В ближайшее время при поддержке НФПФ в Рунете должен появиться музыкальный портал, на котором будут представлены легальные записи, продаваемые по 0,8 долл. Столь значительное повышение стоимости записей по сравнению с пиратскими (последние продают оригинальную запись по 0,1 долл.) Алексей Угринович объяснил необходимостью значительных отчислений по авторским и смежным правам, а также большими затратами на юридическое оформление прав на распространение контента.

На вопрос, не планирует ли iRiver создать в России музыкальный ресурс, подобный Apple iTunes, менеджеры IRR ответили отрицательно: этому препятствует масса бюрократических препон. Однако в Южной Корее компания это уже сделала.