Глава и один из основателей компании Sun Microsystems побывал в нашей стране дважды. Первый раз, 11 лет назад, он приезжал, чтобы подтолкнуть развитие бизнеса Sun в России, а второй, в ноябре этого года, — чтобы стимулировать работу Центра разработок и исследований, который был создан в Санкт-Петербурге в 2005 г.

«Мы очень рады открытию этого Центра, — сказал Скотт Макнили. — Хочу подчеркнуть, что его статус предусматривает перспективы роста, т. е. каждое его подразделение имеет право набирать столько сотрудников, сколько понадобится». По его словам, далеко не все отделы разработки Sun обладают таким статусом, например, его не имеет калифорнийский Центр. В Санкт-Петербурге на Sun сейчас работают 320 человек, но недавно Центр переехал в новое помещение, способное вместить до 1 тыс. сотрудников. «Теперь у нас есть замечательные возможности для развития», — подчеркнул Макнили.

Глава Sun отметил огромный прогресс в российско-американских отношениях, достигнутый за последние годы: «Если бы 15—20 лет назад я заявил, что наши ведущие разработчики будут работать в России, то меня бы сочли сумасшедшим».

По словам директора петербургского Центра Sun Анны Барски, в России ведутся работы, связанные со средствами разработки и компиляторами для Solaris и Java, созданием специализированных решений для провайдеров мобильных услуг на базе Java. «Но мы готовы поддержать и новые направления, которые захочет развивать Sun», — сказала она.

«Все, кто работает в области ИТ, знают, что новые технологии устаревают буквально через полтора года. Поэтому успех компании напрямую зависит от успеха ее последних новинок, — отметил глава Sun. — В связи с этим в 2005 г. мы вкладываем в исследования и разработки более 2 млрд. долл.». Чтобы получить максимальную отдачу от этих инвестиций, Sun старается привлекать интеллектуальные ресурсы из развивающихся стран. Так, в индийском Центре разработок Sun трудятся примерно 900 человек, в китайском — около 300.

Во многих случаях компания не только использует зарубежные таланты, но и способствует их развитию. «Мы стремимся поддержать российскую систему образования: ПО предоставляем бесплатно, а оборудование — с большими скидками, финансируем совместные проекты», — сказал Макнили. По его словам, такой подход окупается, поскольку разработки петербургского Центра улучшают соотношение «цена/производительность» и повышают конкурентоспособность всех продуктов компании.

Бизнес Sun в России растет значительно быстрее, чем по всему миру. Так, за последний финансовый год общемировой оборот компании сократился на 1%, а в нашем регионе вырос на 22,4%. Глава Sun объясняет это правильным подходом к российскому рынку: «Наша cтратегия заключается в активной работе с местными компаниями — системными интеграторами, поставщиками и подрядчиками. Мы не взаимодействуем с заказчиками напрямую, а опираемся на партнеров и много инвестируем в канал — в обучение, совместный маркетинг, стимулирование спроса». Sun, уточнил Жан-Поль Бергманс, глава российского представительства, предоставляет также партнерам демооборудование для организации центров компетенции, помогает в реализации проектов и в других направлениях деятельности. В России Скотт Макнили считает наиболее перспективными телекоммуникационную, банковскую и нефтегазовую отрасли, а также госсектор.

Рассказывая о текущем положении дел в компании и ее планах, глава Sun в качестве одной из положительных тенденций отметил рост спроса на серверы. Так, продажи компьютеров на базе архитектуры x64 растут более чем на 100% в год. «Благодаря этому всего за два года нам удалось подняться в этом сегменте рынка с 99-го места на четвертое», — сообщил Макнили. Выпуск серверов на базе процессоров SPARC тоже растет. Большие надежды Sun возлагает на новый 8-ядерный процессор Niagara (официальное название UltraSparc T1), который отличается чрезвычайно низким потреблением энергии — около 2 Вт на один поток (для сравнения Intel Xeon потребляет 70—100 Вт на один поток). «В этом квартале мы начнем выпуск 8-ядерных процессоров, а Intel еще только обещает выпустить двухъядерные. Мы обогнали рынок на несколько лет», — считает руководитель Sun. По его словам, Niagara позволит решить многие проблемы современных центров обработки данных, связанные с системами электропитания и кондиционирования. «Если рассмотреть структуру расходов такой компании, как Google, то на первом месте стоит зарплата, а на втором — счет за электричество», — приводит он пример.

А вскоре появится еще один новый процессор — APL (Advanced Product Line), который совместно разрабатывают Sun и Fujitsu. «Это микропроцессор SPARC класса мэйнфрейма, — объяснил Скотт Макнили. — Он обеспечивает большой резерв вертикального масштабирования, высокий уровень готовности и широкие возможности симметричной мультипроцессорной обработки».

В области ПО компания делает ставку на открытые стандарты. «Успех OpenSolaris превзошел наши ожидания — с февраля загружено более 3,5 млн. копий, и около 530 серверов других компаний сертифицированы для работы под Solaris — это больше, чем под Red Hat, т. е. по этому показателю наша ОС занимает второе место после Windows», — сообщил глава Sun. На вопрос, как можно заработать на бесплатном ПО, Макнили ответил: «Такая модель позволяет расширить сообщество пользователей, ведь гораздо проще заработать деньги, работая с большой аудиторией, чем с маленькой. Перейдя на открытые исходные тесты и бесплатное распространение ПО, мы сняли входной барьер и позволили всем желающим без особых затрат начать работать с нашими технологиями».

Говоря о современных тенденциях, он выразил уверенность в том, что сейчас главный двигатель развития рынка — Интернет: «Я думаю, что Интернет играет роль разрушителя барьеров — между локальными рынками, часовыми поясами, экономическими зонами, превращая рынок во всемирный, на который уже не может воздействовать никакая отдельная компания».