Из-за использования плохих систем и процедур резервного копирования многие мелкие компании, по мнению реселлеров, рискуют потерей или искажением своих данных

Мелкие компании отличаются беспечностью в отношении резервного копирования данных. Реселлеры отмечают, что многие из них применяют ненадежные технологии и методы резервного копирования. Здесь и недостаточная емкость систем хранения, и неспособность использовать соответствующие решения, и пренебрежение тестированием схемы копирования и хранением данных вне офиса, и ненадежные процедуры резервного копирования. Хуже того, сама идея резервного копирования, похоже, занимает одно из последних мест в умах руководителей. «Еще есть мелкие компании, которые вообще не делают резервных копий, — говорит учредитель и главный управляющий реселлерской компании Dataedge Solutions Роб Дидлейк. — Я спрашиваю их, почему так, и они отвечают, что не знают, как это делать».

Согласно исследованию, проведенному по заказу компании Imation, поставщика носителей данных, 30% мелких компаний не имеют утвержденных процедур резервного копирования и хранения данных либо неправильно реализуют эти процедуры, а 39% признали, что пересматривают свои процедуры архивирования только после возникновения какой-либо проблемы. Более того, 34% респондентов ответили, что хранение резервных копий вне офиса у них поставлено посредственно или плохо, 17% не осуществляют резервное копирование систематически, а 55% признают свой план аварийного восстановления посредственным или плохим.

Вывод очевиден: мелким компаниям срочно требуются знающие специалисты, чтобы поднять резервное копирование данных на должный уровень.

Взять хотя бы Nevada Security Bank в Рино (шт. Невада). Финансовый директор и исполнительный вице-президент этого банка Джек Бухолд сказал, что его персонал был очень доволен, когда недавно реселлер помог банку заменить ручное копирование данных на ленту системой автоматического резервного копирования через Интернет.

«Наши сотрудники не умеют обращаться с техникой, — говорит Бухолд. — Если лента входит, а затем просто выталкивается обратно, они не знают, что делать».

Подобные проблемы очень распространены в мелких компаниях, говорит Кертис Престон, президент аналитической фирмы The Storage Group, которая специализируется на хранении данных. «В целом резервное копирование и восстановление в мелких фирмах поставлены из рук вон плохо, — сказал он. — Редко встретишь компанию, в которой есть сотрудник, специально занимающийся резервным копированием. Этому просто не придается значения. Даже если компания имеет нужные инструменты, они неверно сконфигурированы».

Причин такого положения дел немало. К примеру, мелкие компании могут иметь накопитель CD-R для резервного копирования каталога документов или даже накопитель DAT, либо Travan с программой автоматического архивирования, но они редко проверяют хранимые данные, утверждает Престон.

Другая распространенная причина плохой постановки резервного копирования — это переход на Microsoft Windows, при котором каталог DOC на ПК мог переместиться.

Кроме того, имеющаяся емкость хранения в 40—50 Гбайт может быстро переполниться всяким мусором, вынуждая персонал тратить время на ручной отбор файлов для архивирования с риском потери каких-либо важных данных.

Самые маленькие компании, имеющие один-три ПК и ни одного сервера, могут просто не выжить после пожара, который уничтожит их компьютеры. Тем, кто имеет сервер, тоже будет очень трудно восстановить данные после отказа системы, даже если аварийная ситуация не затронет всего офиса.

А ситуации, способные привести к повреждению данных, могут возникнуть самым неожиданным образом, утверждает президент реселлерской компании Multi Media Management Эрик Коскофф. «У одного заказчика ушел технический специалист, и тогда выяснилось, что исходный код одного из приложений отсутствует, — сказал Коскофф. — Над этим приложением в разное время работало несколько человек, но никто из них не сохранил исходного кода».

Хотя немногие из профессионалов бизнеса станут оспаривать важность резервного копирования ключевых данных, небольшие компании обычно не придают этому первостепенного значения. В ходе опроса, проведенного редакцией CRN в июле 2003 г., мелкие компании в списке приоритетов своих расходов на ИТ оценили резервное копирование в 2,8 балла по пятибалльной шкале (5 баллов — наивысший приоритет). Это даже ниже оценки, данной год назад (почти 3,0 балла).

Среди мелких компаний, которые внедряют системы резервного копирования, быстро завоевывают популярность жесткие диски и записываемые CD/DVD-диски, хотя по-прежнему распространена и лента, свидетельствуют реселлеры.

Эрик Коскофф из Multi Media Management говорит, что некоторые из его мелких клиентов применяют съемные жесткие диски емкостью до 120 Гбайт, которые прекрасно справляются с периодической перезаписью в течение по крайней мере 4—6 месяцев, но для более долгосрочного хранения они записывают данные на CD или DVD.

«Я все чаще предлагаю DVD, — говорит Коскофф. — Он имеет в восемь раз большую емкость, чем CD, и эта разница в емкости все растет».

Хотя магнитная лента еще далека от того, чтобы сойти со сцены резервного копирования в мелких компаниях, ее использование в ближайшие несколько лет резко изменится, считает президент реселлерской компании HorizonTek Джон Заммет. Все больше мелких компаний станут сначала выполнять резервное копирование на диск (такие устройства поставляют Quantum, Nexsan Technologies, Avamar, Overland Storage и др.), а затем переносить архивированные данные на ленту, считает он.

Президент реселлерской компании Integrated Technology Systems Стивен Аллен говорит, что 72-Мбайт ленты DAT пригодны для резервного копирования малых объемов данных, поэтому заказчикам, имеющим 50—60 Гбайт данных, он рекомендует накопитель LTO. Важно по возможности автоматизировать процесс резервного копирования у заказчиков, включая и запись метки тома, сказал Аллен, добавив, что сам он использует программу Veritas Backup Exec, которая даже указывает пользователям, какую ленту вставить в накопитель.

И все же такая технология не всегда помогает настолько, насколько должна, говорит Престон из The Storage Group. Накопители DAT и Travan, чаще всего используемые мелкими компаниями, не очень надежны, а более надежные модели, например Value DLTtape компании Quantum, стоят не меньше 800 долл., что слишком дорого для мелких компаний, сказал он. И даже если накопители правильно сконфигурированы, пользователи не всегда добросовестно выполняют все требования.

«Заказчики могут не извлекать диски или ленты либо не уносить их из офиса, — говорит Престон. — Если спросить их, когда они последний раз копировали данные на свои CD-R-накопители, то может оказаться, что это было несколько месяцев назад».

Вместо того чтобы позволить мелким клиентам потратить 1000 долл. на ленточный накопитель, а потом покупать программу резервного копирования, реселлеры должны убедить их вложить эти деньги в ПК с терабайтным накопителем, подключить этот ПК к сети и положиться на встроенные в Windows функции совместного использования данных, советует Престон.

По мнению Дидлейка из Dataedge Solutions, резервное копирование не может ограничиваться регулярным архивированием файлов заказчика. Реселлер в рамках своих услуг должен архивировать все ПО заказчика и либо хранить первичные копии его приложений у себя, либо убедить заказчика надежно хранить эти приложения и ключи к ним в собственном офисе, сказал он.

Некоторые поставщики решений и услуг стремятся также внедрить у своих клиентов системы резервного копирования через Web. Всего за 115 долл. в месяц мелкая фирма может осуществлять архивирование и восстановление своих данных, используя сетевой центр реселлерской компании Aztec Systems, говорит ее учредитель и главный управляющий Эндрю Леви.

Aztec каждую ночь копирует данные своих клиентов в этом сетевом центре и посылает их в свой офис на расстояние почти в два десятка километров, говорит Леви. При этом Aztec регулярно проверяет свои батареи и ИБП, чтобы предотвратить возможные перерывы в доступности данных из-за перебоев энергоснабжения, и примерно раз в полгода проводит тестирование на случай полного отключения питания.

Мелкие компании, ищущие экономичный способ дистанционного резервного копирования через Web или по телефонной линии, могут купить 200-долларовый ПК, поместить его в чулан в доме босса и подключить к офису, используя программу резервного копирования через Интернет для мобильных компьютеров, советует Престон.

Что именно будет копироваться, зависит от пользователя. Клиент может захотеть копировать только какие-то особые данные, всю информацию с диска C или большинство данных, за исключением лишь некоторых файлов.

«Неопытный пользователь будет, вероятно, копировать все подряд, — говорит Тоум, вице-президент реселлерской компании Chi. — Более грамотный может знать, чего не нужно копировать — например, большой тестовый файл SQL Server».

Когда информация скопирована, важно регулярно проводить пробное восстановление, чтобы быть уверенным, что в случае аварийной ситуации данные можно будет восстановить, рекомендует Тоум. Большинство мелких компаний копируют данные на другой логический диск того же сервера, где они находятся. В этом случае они могут проверить возможность восстановления данных при их повреждении, но они никогда не узнают, можно ли будет это сделать после аварии сервера, сказал он.

Чтобы убедиться в возможности восстановления системы после полного краха, необходимо выполнить тест на «голом железе», для чего сервер нужно полностью выключить, а затем вновь привести в исходное состояние, говорит Тоум. «Большинство заказчиков не станет специально стирать целый сервер и проводить восстановление, так как у них нет резервного сервера, — сказал он. — Если у заказчика имеется такое устройство, он может попробовать провести этот тест. Если же резервного сервера нет, он не захочет губить свой единственный сервер».

Поскольку мелкие компании не проводят пробного восстановления с нужной периодичностью, Аллен советует своим клиентам использовать ротацию не менее 10 лент, а в случае особо важных данных даже 21 ленту. «Тогда, — говорит он, — мы всегда сможем найти хорошую ленту, если это потребуется».