Аналитики не раз отмечали, что на российском рынке принтеров довольно большую, по сравнению с Европой, долю занимают лазерные устройства. Причина известна: преобладание среди заказчиков корпоративных клиентов и устойчивое мнение покупателей о том, что качество лазерной печати выше, чем струйной. Другая особенность отечественного рынка лазерных аппаратов — преобладание устройств начального уровня.

Знакомство

В прошлом году некоторые участники рынка заговорили о том, что пора думать о формировании сегмента ultra low-end, в который должны попасть «дешевые» и «медленные» принтеры. Во многом эти разговоры были спровоцированы действиями одного из крупнейших игроков — компании НР, которая сменила ценовое позиционирование своего модельного ряда, переведя устройства начального уровня в более высокую ценовую категорию. Тогда некоторые эксперты ожидали от этого вендора выпуска нового, дешевого принтера с небольшой скоростью печати. Эти ожидания не сбылись, но нашлись другие желающие предложить дешевую продукцию. Сейчас ряд аналитиков предлагают считать сегментом ultra low-end принтеры со скоростью печати менее 14 стр./мин и стоимостью менее 200 долл.

Понятно, что очерченный сегмент является самым массовым на российском рынке лазерных принтеров. Так, по данным IDC, в прошлом году на его долю пришлось почти 60% рынка (в штучном выражении). Продажи в этом сегменте выросли на 104% в штуках и на 82% в денежном выражении (по сравнению с 2002 г.). В целом же рынок лазерных принтеров вырос на 89% в штучном и на 67,5% в денежном выражении.

Нетрудно заметить, что тенденция сокращения стоимости принтеров начального уровня (как, впрочем, и другого подобного оборудования) наблюдалась и в прошлом году — достаточно сравнить рост рынка в штуках и деньгах. При этом можно говорить о том, что цена принтера начального уровня стремится к отметке 100 долл.

Причины роста

Почему же так растут продажи устройств начального уровня? Выше уже отмечалось, что российский рынок лазерных принтеров во многом развивается благодаря корпоративным клиентам. Но для них предназначены более «тяжелые» устройства. Российские потребители вносят коррективы в это позиционирование.

Аналитики отмечают, что зачастую отечественные корпоративные клиенты предпочитают не приобретать «средний» сетевой принтер для отдела или «тяжелый» для офиса, а ставят несколько «легких» устройств для небольших рабочих групп. При этом никто не заботится о том, что эти принтеры работают с повышенной нагрузкой. Да и вообще такое решение может оказаться дороже, чем покупка «нормального» принтера. Зато оно положительно сказывается на числе проданных устройств начального уровня.

Другие постоянные покупатели «простых» принтеров — клиенты из сектора СМБ и уже почти забытого SOHO. Эти сектора бизнеса активно развиваются, появляется много новых компаний, а значит, продаются и новые принтеры.

Третья — домашние пользователи. До недавнего времени от массового проникновения лазерных принтеров в дома удерживала цена этих устройств. Однако сейчас, когда стоимость некоторых моделей приблизилась к 100 долл., они стали интересны для этой категории пользователей. Ведь сколько бы ни говорили о преимуществах цветной печати, низкая стоимость отпечатка на лазерном принтере сводит на нет небольшую цену струйного принтера.

Игроки

Несмотря на то, что сегмент принтеров начального уровня кажется привлекательным для поставщика (динамичный рынок, большие объемы продаж), отнюдь не все вендоры стремятся здесь активно работать. Так, практически на наших глазах, начальный сегмент захватила Samsung, что удалось ей ценой колоссальных маркетинговых усилий. И сейчас, по данным IDC, этой компании принадлежит около 53% российского рынка лазерных принтеров со скоростью печати до 14 стр./мин. В целом же кроме Samsung в начальном сегменте сколько-нибудь заметно представлены еще только три вендора: НР (с долей рынка около 23,5%), Canon (18,4%) и Xerox (4%).

Еще не так давно к этому списку можно было добавить Oki. Однако компания сменила приоритеты и теперь не уделяет внимания начальному сегменту монохромной печати.
Почему сложилась именно такая расстановка сил? Начнем с конца списка. Xerox всегда предлагала неплохие младшие модели принтеров. Но не будем забывать, что основу ее бизнеса составляет поставка «тяжелых» решений в области печати (будь то принтеры или копиры). Компания методично сокращала свое присутствие в «массовом» сегменте, и показанный результат — своего рода «свидетельство достижений» на выбранном пути.

Другое дело Canon. Компания, которая ориентируется большей частью на «массовый» сегмент, должна занимать в нем существенную долю. Но она активно не продвигает свою продукцию (речь идет именно о лазерных принтерах). Поэтому показанный результат вполне закономерен.

Времена, когда принтеры НР были в России де-факто стандартом лазерной печати, проходят. Но это означает лишь то, что в некоторых сегментах этот вендор уступил первое место и спустился на второе. Компания сохраняет весьма широкий круг лояльных клиентов. Определенный провал в сегменте принтеров начального уровня, который был у НР в прошлом году, можно объяснить отсутствием подходящей модели принтера. Хотя правильнее было бы говорить о неудачном ценовом позиционировании существующих: все они несколько выбивались из ценового диапазона ultra low-end. Перепозиционирование произошло лишь во второй половине года, и это не могло не сказаться на результатах бизнеса.

В сложившейся ситуации Samsung просто не могла не занять значительной доли рынка. Этот вендор не только провел масштабную рекламную кампанию, но и сумел заинтересовать в своей продукции дилеров. Кроме того, если сравнивать принтеры, представленные в этом сегменте, то можно отметить, что устройства Samsung хоть в чем-то, но превосходят модели конкурентов. Это может быть объем картриджа, рекомендуемая месячная нагрузка, скорость печати или, что для этого сегмента является определяющим, — цена.

Немного о технологии

Еще не так давно на рынке лазерных принтеров можно было наблюдать «гонку скоростей». Скорость печати считалась главным конкурентным преимуществом: с 6—8 стр./мин она быстро поднялась до 12—14 стр./мин. Но вскоре многие вендоры поняли, что этот показатель не всегда важен для покупателей. Судите сами: принтер начального уровня, как правило, предназначен для малых объемов печати. И если вам надо распечатать всего два листа, то не все ли равно, сколько секунд на это уйдет?

Когда в «гонке скоростей» был достигнут определенный паритет, поставщики стали акцентировать внимание пользователей на других характеристиках: время выхода первой страницы, емкость картриджей, рекомендуемая нагрузка и т. п.

Отдельно стоит сказать про картриджи. Стремясь снизить стоимость принтера, часть компаний предлагает устройство, укомплектованное «стартовым» картриджем, емкость которого ниже, чем у стандартных. Такая практика дает конкурентам возможность заявлять, что их принтеры лучше, так как они поставляются с «нормальным» картриджем.

Еще несколько преимуществ может дать выбранная конструкция картриджей: в частности, речь идет о фотобарабане, который поставляется отдельно от емкости с тонером. Это позволяет снизить стоимость расходных материалов, что делает принтер более привлекательным.

Но есть и другая инновация, которая, наоборот, отпугивает покупателей. Речь идет о картриджах, оснащенных микросхемой. Это не новинка для рынка расходных материалов, и подобные картриджи уже давно устанавливаются в «тяжелые» принтеры и копиры. Они призваны облегчить администрирование устройств и затруднить перезаправку картриджей. Микросхема предназначена для отслеживания вмешательства в картридж и блокирования его работы в случае перезаправки. Теперь эта технология переносится на устройства начального уровня. А учитывая, что наши потребители в большинстве своем перезаправляют тонер-картриджи, внедрение усовершенствованных картриджей дает лишний козырь конкурентам.

Что дальше?

Нет сомнения, что и в этом году продажи устройств начального уровня по-прежнему будут составлять существенную долю рынка принтеров.

Что же может измениться? Начнем с поставщиков. На рынке принтеров известны, по крайней мере, два случая, когда вендор заявлял об отсутствии интереса к поставкам массовых устройств. Заканчивалось это всегда одинаково — падение рыночной доли, снижение лояльности со стороны канала продаж, а иногда и со стороны заказчиков. Можно предположить, что эти примеры были достаточно наглядны и послужили уроком оставшимся игрокам, а поэтому ждать их ухода из этого сегмента (по крайней мере в ближайшее время) не стоит. Кроме того, не стоит забывать, что свои амбиции на этом рынке могут проявить Brother, Epson и Lexmark. Вероятнее всего, в первую очередь стоит ожидать увеличения рыночной доли первой компании.

Не стоит ожидать изменения максимальной скорости принтеров в данном сегменте. По мнению ряда экспертов, даже 14 стр./мин — много для принтера начального уровня. Скорее, конкурентная борьба может развернуться в области других технических характеристик принтера.

Ну и самое важное — падение цен. Оно продолжится, но сколько будет стоить самый дешевый принтер к концу года предсказать сложно.

До весеннего обновления модельных рядов осталось совсем немного времени, так что ско-
ро мы будем точно знать тенденции рынка на первую половину года.