Близкие контакты третьего вида

В конце марта состоялось несколько встреч специалистов по ИТ и представителей отечественной промышленности. Общий тон этих встреч, несмотря на все сложности и определенное непонимание, - необходимо начинать серьезную совместную работу.

Я хочу остановиться на двух мероприятиях: конференции "Применение информационных сетей на предприятиях металлургической и горно-обогатительной промышленности", проведенной компанией НОК, и конференции "Роль ИТ в эффективном управлении предприятием оборонно-промышленного комплекса (ОПК)", организованной корпорацией "Парус" при всемерной поддержке заместителя председателя правительства РФ Ильи Клебанова.

Что касается второй конференции, то, по словам президента корпорации "Парус" Александра Карпачева, он предлагал принять участие в конференции и сопутствующей ей выставке примерно 30 компьютерным компаниям - поставщикам как ПО, так и технических средств. Тем не менее в огромном фойе концертного зала здания президиума РАН, где была развернута выставка, стояло только два стенда: "Парус" и "АйТи". Приглашаемые компании реагировали без энтузиазма, полагая, что работать с предприятиями ОПК сложно. Во-первых, последние всегда стараются в вопросах автоматизации - уж как получится! - обойтись своими силами, во-вторых, начнешь работать, и неизвестно, когда дождешься денег. Вот если бы конференция была посвящена информатизации пивоваренных, кондитерских или иных предприятий пищевой или легкой промышленности, тогда, пожалуйста!

И все-таки на обеих встречах были подняты весьма важные вопросы, и об ответах тоже подумали.

Металлурги со связью в ладу

Как заметил генеральный директор НОК Олег Бальмин, "в металлургии такая ситуация, что информационные сети может построить любая организация вплоть до станции юных техников". Действительно, еще в начале 90-х металлургические организации закупили большое количество оптоволоконного кабеля и оснастили сетями свои предприятия, справедливо полагая, что для поддержания технологических процессов им необходима отличная телефонная связь. Собственно и мысль о создании специализированной сетевой компании в области металлургии, родилась на Научной оптической конференции, что и отразилось в названии компании (НОК), получившей впоследствии статус золотого партнера 3Com.

Олег Бальмин отметил также, что строительством сетей на металлургических предприятиях должны заниматься специализированные компании, поскольку, по его мнению, подобные сети существенно отличаются от банковских или же сетей предприятий легкой промышленности. По его подсчетам, комплект оборудования, необходимый для создания сети на среднем предприятии металлургической отрасли, обойдется примерно в 100 тыс. долл.

Во встрече металлургов участвовали компания ЗCom с группой партнеров: RRC, НОК, "Оптима", представители APC, Alcatel, "Мекомп" (партнер IBM) и НВК "Вист". Часть из них участвовала и в первой подобной конференции в Челябинске.

Глава представительства 3Com Виталий Фридлянд рассказал сотрудникам отделов автоматизации металлургических предприятий, что новейшая продукция его компании позволяет строить сети по принципу конструктора ЛЕГО, вводя в строй сначала самые необходимые и простые узлы и затем наращивая сеть до любого уровня.

По его словам, до 70% металлургических предприятий России оснащено техникой 3Com, а начавший работать в конце прошлого года авторизованный 3Com сервисный центр "CPS-Технический центр" во многом облегчает ремонт и гарантийное обслуживание и обеспечивает сейчас нужды большей части заказчиков.

Сотрудники компании RRC говорили об IP-телефонии, особое внимание уделив передаче в сетях голоса и видеоизображения, а представители IBM и ее партнера познакомили присутствующих с системой управления корпоративными сетями и приложениями электронного бизнеса Tivoli.

Первопроходцы официальных встреч с ОПК

Конференция по ОПК была многолюдной и респектабельной. В выступлениях представителей оборонных ведомств чаще всего звучала аббревиатура CALS, что означает необходимый набор ПО для разработки и производства. Из многих выступлений следовало, что проблема освоения данных технологий и стандартов очень беспокоит специалистов ОПК, причем значительно больше, чем внедрение, скажем, ERP-систем. И это вполне понятно.

Очень интересным был доклад начальника главного управления информационных систем ФАПСИ Николая Ильина, который рассказал о технологиях ситуационных центров, стараясь убедить в том, что решение всех задач только "на основе опыта и по старинке" отнюдь не всегда приводит к правильным и своевременным результатам.

Внедрение CALS, конечно, требует денег, но Александр Карпачев призвал руководителей оборонных предприятий взяться за расчеты. А вообще-то, как справедливо сказал президент компании "Парус", "пора перестать говорить о выживании и начать говорить о развитии". Cамодельные программы по автоматизации предприятий пора бы сменить на разработки профессионалов, таких, как "АйТи", "Галактика", "Парус", "Цефей" и др.