Весной в «мире Apple» произошло событие, взбудоражившее всех его «обитателей» — российская компания Compus Graphics объявила о начале производства MacOS-совместимых ПК. «Теперь Apple в России не одинок» — было торжественно провозглашено на Комтек-97, когда состоялось первое публичное представление проекта и была запланирована на начало мая эта статья. Однако, после некоторых размышлений, публикацию отложили, поскольку появление Мака с «российскими корнями» — явление исключительное и давать оценку перспектив проекта было преждевременно. Фактически, кроме очень и очень эмоциональной реакции заинтересованных компаний, констатировать было нечего.

Итак, Compus Graphics получила статус OEM-партнера компании Motorola Computer Systems и весной 1997 г. приступила к производству Mac-совместимых компьютеров. «Мы выбрали группу Motorola Computer Systems в качестве поставщика материнских плат для наших систем, основываясь на ее репутации производителя качественной продукции, — заявил тогда Олег Жданов, исполнительный директор Compus Graphics, — решающим фактором стало то обстоятельство, что Motorola будет принимать участие в разработке и производстве MacOS-совместимых платформ, что в итоге должно привести к значительному росту объемов продаж MacOS-совместимых систем на российском рынке». OEM-контракт был подписан тремя сторонами: Compus, Motorola и эксклюзивным мастер-дистрибьютором Motorola в Центральной и Восточной Европе, компанией Computer Systems Trade (Чехия).

Родившийся в результате этого сотрудничества ПК Compower построен на базе системной платы Tanzania (Apple, например, использует эту же плату в PowerMac 4400). В семействе Compower два типа систем. «Мы намеренно продемонстрировали самую мощную и самую «слабую» конфигурации, — сказал Олег Жданов, — машины среднего класса на момент старта не было смысла представлять, хотя они и существуют».

Система начального уровня — Compower 3180 — маломощный, но и дешевый ПК на базе процессора PowerPC 603e с тактовой частотой 180 МГц. В комплект поставки входит 16-Мбайт ОЗУ, НЖМД емкостью 1,3 Гбайт и 8x-накопитель CD-ROM. Розничная цена Compower 3180 на момент старта составляла 1350 долл. «Мы позиционировали эту систему как некий аналог модели Performa», — заметил Олег Жданов (отметим, что по прайс-листу Compus Graphics, ПК Performa 6400, в аналогичной комплектации стоил 1540 долл.).

Более мощная модель — Compower 4200SPro базируется на процессоре PowerPC 604e с тактовой частотой 200 МГц. Эту систему с соответствующими техническими характеристиками: 128-Мбайт ОЗУ, 4,3 Гбайт SCSI-жесткий диск, сетевая плата, кэш-память 512 Кбайт, 12x-накопитель CD-ROM, видеоплата с 8-Мбайт видеоОЗУ, предлагается использовать в качестве мощной рабочей станции. Стоимость Compower 4200SPro на тот же момент составляла 4650 долл. (для сравнения — PowerMacintosh 9600 в схожей комплектации, но с ОЗУ 32 Мбайт стоил 4350 долл.). «Этот ПК — мощная рабочая станция, которая при сопоставимых, а в ряде случаев и лучших, характеристиках предлагается за очень привлекательную цену, — заявил Олег Жданов, — скоро мы планируем модернизировать эту серию, повысив тактовую частоту процессора до 225 МГц».

Дмитрий Хавжу, компания «АД МакЦентр»

«Чтобы оценить перспективы «красных» клонов компьютеров Macintosh, необходимо понять, что есть «красный» клон. Сейчас многие фирмы-изготовители поставляют свои компьютеры в виде так называемых «сборочных комплектов». Например, мы получаем от компании UMAX отдельно корпуса с системными платами, жесткие диски, видеоплаты, процессоры, модули памяти, SCSI-акселераторы. Сборка конфигурации, необходимой заказчику, производится в наших сервисных центрах. Некоторые комплектующие мы приобретаем непосредственно у их изготовителей, однако всегда чрезвычайно тщательно следим, чтобы все компоненты были сертифицированы UMAX на полную совместимость. Аналогичная картина наблюдается и у Apple — модели PowerMac 9600 стали поставляться без ОЗУ, жестких дисков и видеоплат. Ни UMAX, ни Apple не становятся «красными» оттого, что окончательная сборка производится в Москве. Что же «красного» в компьютерах Compus? Только название (хотя и оно написано по-английски). Я надеюсь, сборщики этой уважаемой фирмы не занимаются изготовлением печатных плат, дисковых накопителей или литьем корпусов. Будущее Compus Graphics в России, на мой взгляд, зависит от успеха проекта Mac OS компании Motorola. Около года назад мы вели переговоры с несколькими фирмами—изготовителями клонов и пришли к выводу, что среди клонмейкеров Motorola занимает не самые сильные позиции. Предлагаемые технические решения ставят ее модели на ступень ниже компьютеров Apple, PowerComputing и UMAX. Небольшой выигрыш в цене вряд ли может иметь существенное значение. Мы работаем с компанией Compus Graphics, в частности, в отношении поставок некоторых комплектующих для ПК Compower, и мы намерены продолжать сотрудничество и в дальнейшем. На наш взгляд, эти системы могут представлять интерес для использования дома или в офисе, однако мы не стали бы рекомендовать их своим клиентам из издательского сектора. При этом по результатам I кв. 1997 г. на долю клонов производства UMAX пришлось 48% общего объема продаж компьютеров, тогда как доля Apple составила оставшиеся 52%. Во II кв. картина существенно не изменилась».

Низкая цена — это основная «изюминка» компьютеров производства Compus Graphics. По словам Олега Жданова, снизить цену удалось, прежде всего применив относительно недорогие периферийные устройства (прежде всего EIDE-жесткие диски и накопители CD-ROM, среди возможных поставщиков которых назывались фирмы Seagate, Quantum, Panasonic и др.).

«На момент старта мы не оценивали емкость сектора клонов, — отметил Олег Жданов, — прежде чем предпринимать какие-либо действия, мы хотели «освоиться» на этом рынке». Идея заключалась в том, что интересный (по цене) продукт, скорее всего, будет продаваться. «Но в рассуждения вроде «наша цель — компании с числом сотрудников от десяти до пятидесяти человек» мы не пускались», — резюмировал Олег Жданов.

Итак, за прошедшие два месяца, по его словам, было продано 50 ПК. «Среди покупателей как корпоративные клиенты, так и наши дилеры, — сообщил Олег Жданов, — нашим реселлерам сегодня намного выгоднее продавать Compower. Кроме более высокой маржи, необходимо учитывать привходящие обстоятельства». Например, работая с Compus, дилеры получают больше возможностей для «лавирования» — продавая компьютеры Apple, реселлер может поднять цену только до некоего общепринятого «потолка», тогда как у Compower такого ограничения нет. Крупные реселлеры пока только присматриваются к новому клону. «Мы открыты для сотрудничества», — отметил Михаил Нестеренко, директор по маркетингу компании SoftUnion, — вопрос в том, насколько интересно это будет нашим клиентам».

«Чтобы успешно работать, фирма-изготовитель должна продавать сотни, если не тысячи ПК в месяц», — считает Евгений Бутман, генеральный директор компании DPI, недавно получившей статус IMC Apple Computer. Однако, по мнению представителей Compus Graphics, выводы делать пока рано, поскольку «отчетный период» пришелся на начало лета, когда весь бизнес переживает традиционный сезонный спад. Предполагается, что маркетинговая активность Compus Graphics увеличится в начале осени, когда подойдет время выставок. «Мы планируем рекламную кампанию в центральной и региональной прессе,— заявил Олег Жданов. К тому времени ожидается и окончательное завершение всех формальностей, связанных с официальным утверждением Compower в качестве полноценной MacOS-совместимой системы.

Появление «красных клонов» Mac оказалось полнейшей неожиданностью для российского сообщества Apple. Не лишне напомнить, что происходило на рынке Apple год назад. Структура его была примерно такова: имелось несколько крупных команд («АД МакЦентр», DPI, SoftUnion, Compus Graphics, «Терем»), которые «де-факто» исполняли роль дистрибьюторов для небольших компаний, зачастую «перехватывая» у Apple CIS небольших дилеров и работая с ними напрямую. После того как DPI получила статус сначала официального дистрибьютора, а затем Apple IMC, эта структура коренным образом изменилась. Неоднократно отмечалось, что DPI не заинтересована в сохранении иерархической структуры «дилер—дистрибьютор—IMC», тем самым «выбивая» из-под крупных поставщиков Apple определенную долю рынка». Впрочем, также известно, что отказ от иерархической структуры каналов сбыта — принципиальная позиция DPI. «Мы не хотим повторять ошибок, допущенных Apple CIS, — сказал Евгений Бутман, — специфика рынка Apple такова, что на нем подобный подход неэффективен».

В результате «нам требовался дополнительный источник поставок, — пояснил Олег Жданов, — и выбор пал на изготовителей клонов». Другие участники рынка не оспаривают этого мнения. «Рынок Apple сегодня жестко структурирован и «влезть» в чужую нишу очень и очень нелегко, — считает Евгений Бутман, — для этого требуется некий нестандартный ход. Для многих российских поставщиков Apple таким ходом стали клоны».

В то время выбирать было особенно не из чего — из фирм—изготовителей клонов на российском рынке были известны PowerComputing и UMAX. «Наши попытки работать с PowerComputing закончились ничем, — заметил Олег Жданов, — затяжные переговоры, которые проходили летом прошлого года, по сути не дали результата. Что касается UMAX, то эту марку уже продвигают компании «Терем» и «МакЦентр» и конкурировать с ними мы не хотели». Из трех крупных изготовителей клонов «незанятой» оставалась только Motorola. Осенью прошлого года стало известно о «запуске» ПК StarMax и, по словам представителей Compus, было решено обратиться к ней. На запрос Compus Graphics был получен ответ, что Motorola не намерена выходить с этим продуктом на рынок стран СНГ и вообще Восточной Европы, точнее, не будет предпринимать никаких усилий для адаптации своих ПК. И тогда возникла еще одна идея — не заняться ли сборкой. Она окончательно оформилась после выставки MacWorld, а после переговоров с представителями Motorola Computer Systems обрела вполне определенные очертания.

Схема выглядит так: Compus Graphics собирает «эталонный» ПК, передает его соответствующим подразделениям Motorola, которые представляют его на рассмотрение Apple. Иными словами, Apple сертифицирует компьютер, полученный от Motorola, ничего не зная о его «российских корнях».

Именно это обстоятельство служит одним из основных аргументов для противников Compower. «Мне трудно представить, как можно сравнивать системы, выпущенные на заводах Motorola и собранные в условиях «отверточного» производства, — сказал Евгений Бутман, — это означает, что в реальных условиях могут возникнуть самые неожиданные проблемы». С другой стороны, «качество системной платы гарантируется компанией Motorola, — замечает Олег Жданов, — проблем с качеством у нас нет, есть сложности со стереотипами».

А на рынке Apple это обстоятельство играет очень большую роль. «Если есть возможность выбора, то заказчики всегда предпочтут продукцию Apple, — убежден Евгений Бутман, — имя Apple ассоциируется с определенными стандартами качества и гарантией работоспособности оборудования». Согласно некоторым исследованиям, клиенты готовы платить за марку Apple на 12% больше, чем за аналогичную технику производства изготовителей клонов. В этой ситуации сложно оценить, насколько значительным будет влияние Compower. «По нашим оценкам, на долю MacOS-совместимых систем приходится примерно 10% от всего объема продаж в России, — сказал Евгений Бутман, — но маловероятно, что Compus сумеет существенно потеснить других поставщиков». «Перспективы компьютеров Compower следует оценить как весьма скромные, — заметил Михаил Нестеренко, — эти системы могут заинтересовать прежде всего чувствительных к цене пользователей, которых не привлекают такие марки, как Apple или UMAX».

Рынок клонов Mac в России вообще не слишком велик. «Некоторый интерес к клонам Macintosh, конечно, имеется, — заявил Евгений Бутман, — однако заказчики, как правило, предпочитают приобретать «подлинные» компьютеры Macintosh». Кроме того, нельзя забывать, что новизна идеи «клонирования» Apple за прошедший год несколько поблекла. По мнению Михаила Нестеренко, «на компьютеры Apple сохраняется устойчивый спрос, а первоначальный повышенный интерес к клонам сменился спокойным к ним отношением». Впрочем, это обстоятельство отчасти объясняет лишь тот факт, что Compus Graphics подчеркивает российские корни своих систем, но не исключительно эмоциональную реакцию на их появление. Пыл, с которым отдельные участники рынка подчеркивают абсолютную бесперспективность производства клонов в нашей стране, заставляет предположить, что у них имеются какие-то иные основания для беспокойства. Нельзя исключать, что отчасти опасения могут объясняться тем, что создан прецедент, хотя, учитывая нынешнее состояние рынка Apple, вряд ли стоит ожидать появления еще одного клонмейкера. «Рынок слишком мал, — подтвердил Олег Жданов, — вряд ли на нем смогут прожить две компании». Кроме того, «свободных» поставщиков клонов тоже не осталось.

Другое обстоятельство, которое также может внушать опасения, — за Compus Graphics стоит имя Motorola. Если бы последняя приняла решение непосредственно выходить на российский рынок, то ее марка могла бы почти на равных конкурировать с Apple, коренным образом изменив баланс сил. Пока что этого не произошло, Motorola, как и Apple, предпочла «осваивать» российский рынок «чужими руками», но не случится ли так, что вслед за своим российским OEM-партнером нашим рынком заинтересуется и сама Motorola?