Впервые за 10 лет присутствия в России компания провела в Москве два Apple RoadShow

Те, кто следит за вертикальными рынками цифровых видео- и аудиопроизводства, дизайна, DTP, Web-дизайна, Web-вещания (ныне все чаще объединяемых на Западе в единое быстро растущее направление под именами "digital media", "digital content creation" и т. п.), не могли не отметить активизации компании Apple на российских сегментах этого рынка. Одним из проявлений этого стало проведение в Москве подряд двух Apple RoadShow - чего не случалось за 10 лет присутствия компании на нашем рынке.

Первое, "Решения Apple для профеcсионалов кино, видео и DVD", состоялось 28 февраля в ЦМТ и собрало более 200 человек - специалистов в сфере монтажа и редактирования, режиссеров, документалистов, сотрудников теле-, видео-, киностудий, новостных и рекламных агентств, студентов ВГИКа.

А спустя три месяца, 31 мая, в Американском Доме кино (гостиница Рэдиссон-Славянская) состоялось второе шоу - "Driven by Design" ("Рожденные творить"). На этот раз основной целевой аудиторией были сотрудники издательств, типографий, рекламных агентств, дизайнеры и журналисты.

В ходе мероприятия Лионель Пайе и Кевин Миллер, специалисты Apple Europe, продемонстрировали уникальные возможности операционной системы Mac OS X, рассказали о единой цифровой среде подготовки контента, складывающейся под новой ОС. Владислав Завьялов и Дмитрий Шабайкин из Apple IMC представили русскую версию системы Mac OS Х. Кроме того, как дополнение к существующим русским версиям iMovie, iTunes, iPhoto, в ближайшее время отдел локализации Apple IMC подготовит русские версии почтовых программ mail, Address Book, iDVD 2, Mac OS X 10.2 (которую Apple подготовит к концу лета), а также новые версии iTunes и iPhoto.

Российские пользователи первыми в Европе увидели Xserve, новый монтируемый в стойку сервер компании Apple, который представил Петр Захаров, менеджер Apple Europe по маркетингу продуктов. Поставки Xserve должны начаться с 1 июля.

Российские специалисты в области prepress, дизайнеров и фотографов подробно рассказали о применении технологий Apple в своей работе, об управлении цветом, особенностях управления шрифтами в Mac OS X, работе с AppleScript, Web-дизайне, цифровой фотографии и др. В фойе демонстрировался спектр решений на платформе Apple, представленных компаниями Ellipse, PowerLine, OnlineTrade, NBZ, NewPrint, Terem, DeepApple, Comline, DPI и др.

Схема проведения обоих мероприятий была примерно одинакова. Продолжительность - полный рабочий день, плотная программа докладов, в фойе - экспозиции решений, представленных партнерами и клиентами Apple. В обоих случаях в "первом отделении" проходили доклады, представленные собственно Apple, затем следовали выступления наших специалистов. Оба раза профессиональный уровень и докладчиков, и аудитории был очень высок, что обеспечивало "живую нить" обсуждения на протяжении всего дня, неубывание аудитории до самого завершения мероприятия и продолжение общения в фойе после его официального закрытия.

Интересна динамика процесса. Первое мероприятие по численности участников скорее попадало в разряд "семинара", да и направленность докладов также больше соответствовала школе-семинару (хотелось бы особо выделить блестящее выступление-дуэт о работе с кино и видео на Маке российских специалистов Михаила Аранышева и Андрея Назарова). Второе же безусловно можно назвать полномасштабной конференцией хорошего уровня - число участников превысило 650 человек. Пожалуй, в мире российского Apple события подобного масштаба не случалось с 1995 г.

Нельзя не отметить и сложившуюся в зале и фойе атмосферу компетентности, посвященности и дружелюбия, свойственную выставкам Macworld. К тому же DTP - это область деятельности, в которой даже в PC-ориентированной России Маки завоевали большинство рынка.

Как известно читателям CRN/RE, в мае Apple Europe и Apple IMC объявили о начале программы Think Russian, в ходе которой в развитие российского рынка Apple будет инвестировано несколько миллионов долларов. В этой связи мы задали ряд вопросов генеральному директору Apple IMC Андрею Турову.

CRN/RE: Как вы оцениваете итоги прошедших мероприятий?

Андрей Туров: Ни по второму шоу, ни у нас, ни у Apple не было сомнений, что мы соберем достаточные аудитории профессионалов. Так же как не было сомнений, что на втором будет больше участников, чем на первом. Это понятно - рынок prepress в стране более зрелый, и мы в нем традиционно сильны. Рынок цифрового видео здесь еще только формируется, и хотя мы имеем на нем неплохие позиции, здесь они пока несколько хуже, чем, скажем, в Европе.

Поэтому, на мой взгляд, последовательность проведения была выбрана правильно. Нам очень помогла та реакция в профессиональных кругах - можно даже сказать "паблисити", которую мы получили после первого шоу. Когда после окончания майских праздников на сайте стало записываться по сто человек в день, мы даже опасались, что нам не хватит выбранного помещения - всего зарегистрировалось больше тысячи человек! В итоге остались довольны и участники, и Apple, и мы.

CRN/RE: Последует ли продолжение?

А.Т.: Оба прошедших road show были ориентированы на рынок creative. Когда мы объявляли о запуске программы Think Russian, то говорили, что рынок creative - один из трех основных рынков (creative, education, retail), которые будем развивать в рамках этой программы. На этом рынке мы видим для себя пять направлений - prepress, цифровое видео, цифровое фото, цифровое аудио и создание контента для Web. Я думаю, что после успеха второго road show мы проведем мероприятия и по оставшимся трем направлениям. И еще - в итоге бесед, состоявшихся в рамках шоу, мы поняли, что регионы очень хотят иметь нечто подобное у себя. Видимо, уже в ближайшее время мы проведем одно или два road show для издательского рынка в регионах.

CRN/RE: Как вписывается программа региональных road show в контекст общего проекта Think Russian?

А.Т.: Мне кажется, что эта форма очень правильная и удачная для Apple вообще и очень уместна для нашей страны. Выезжая в регионы, мы приближаемся к заказчикам, которые о нас знают недостаточно - к сожалению, до сих пор не хватало сил, а главное - средств, чтобы охватить все регионы страны. Одна из задач программы Think Russian именно в том, чтобы начать исправлять эту ситуацию, и значительная доля инвестиций направляется на то, чтобы развивать регионы.

CRN/RE: Какие еще направления в рамках Think Russian развиваются в первую очередь?

А.Т.: Очень большая часть инвестиций направляется на то, чтобы развивать ПО. В первую очередь нам нужно окончательно снять все проблемы для русскоязычных пользователей, связанные с совместимостью Мака и PC. После чего мы сосредоточимся на двух направлениях - на решении любых вопросов, связанных с русским языком в издательствах, и на образовательном ПО.

А как только мы выполним программу "ПО для образования", решится и значительная часть проблем с потребительским рынком, поскольку массовый покупатель в первую очередь интересуется программами, связанными с образованием, и играми. Кроме того, мы сейчас исследуем вопрос, какое еще ПО необходимо в первую очередь для успеха Маков на потребительском рынке в России, и очень внимательно прислушиваемся к советам пользователей.

Еще одно направление - перестройка системы сервиса, ее децентрализация, чтобы у всех бизнес-партнеров компании имелись собственные авторизованные сервис-центры. Так, собственно говоря, работают все крупные вендоры.

Далее, в рамках IMC создается так называемый Knowledge Center - "Центр компетенции", перед которым стоит несколько задач. Первая - реорганизация системы поддержки пользователей, которая до сих пор осуществлялась менеджерами по продуктам достаточно стихийно. Поставлена задача систематизировать эту деятельность - чтобы шел учет задаваемых вопросов, сокращалось время ответа, часто задаваемые вопросы автоматически появлялись в MacHelp на нашем сайте, а при необходимости - выпускались специальные брошюры.

Вторая задача... До сих пор мы были сосредоточены на наших основных рынках, но у Apple есть решения в неожиданных для нас областях, например для музеев, для гостиниц... Останавливаешься, скажем, в Америке на заправку - и с удивлением видишь, как человек со своего iBook управляет магазином. Оказывается, количество различных решений просто необъятно! Так вот, задачи Центра компетенции - сначала выявить и обозначить все те направления, по которым есть решения, затем сделать краткие описания существующих решений на русском языке, а уже после этого, выбрав наиболее привлекательные для нас, планировать их внедрение.

Еще одно важное направление Центра компетенции - выработка типовых рекомендаций и методик для клиентов. Например, сейчас на повестке дня переход на Mac OS X. И задача Центра - описать бизнес-процессы перехода, сначала на примере небольшого предприятия, распространить его среди клиентов, поставив это на поток. Специалисты Центра могут быть откомандированы на такое предприятие, пройти с ним весь путь перехода, а затем обобщить свой опыт. А когда начнется переход с Mac OS 9 на Mac OS X крупных издательств, все должно повториться снова, по той же схеме...

CRN/RE: Планируются ли аналогичные road show для образовательного сегмента?

А.Т.: Та команда Apple Europe, которая помогла нам подготовить и провести два мероприятия в Москве, специализируется на рынке creative - и, как я уже сказал, мы хотели бы продолжить с ними работу по другим сегментам этого рынка. Образовательное мероприятие в Москве мы проведем обязательно - но в другом формате и несколько позже, скорее всего - в октябре. Что касается других городов, то в рамках региональных road show мы планируем и семинары по образованию.