26 января Compaq и Digital Equipment объявили о заключении соглашения о слиянии. Эта сделка представляет собой самый большой контракт подобного рода в истории всей компьютерной индустрии — стоимость приобретенной компании составила немногим меньше десяти (9,6) млрд. долл. В соответствии с соглашением, Digital полностью переходит в собственность Compaq. Как нетрудно догадаться, это событие изменит расстановку сил на компьютерном рынке.

Реселлеру на заметку

  • Digital больше нет.
  • Сompaq вошла в первую тройку.
  • Через год до России докатится эхо «сделки века».

Что же покупала Compaq? Ответ на этот вопрос, казалось бы, прост — прежде всего имя Digital. Имя компании, которая стояла у истоков компьютерной индустрии, имя, за которым стоит несколько десятилетий технологического лидерства, имя, известное миллионам клиентов. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что Compaq приобретала даже не столько компанию Digital, сколько место на компьютерном Олимпе. До сих пор, несмотря на несомненный успех маркетинговой стратегии фирмы, она воспринималась как PC-компания. Ее основные конкуренты — IBM и HP — имели возможность предлагать полную гамму компьютерных продуктов, от сетевого оборудования до мощных RISC/Unix-систем и больших ЭВМ, тогда как Compaq находилась в очень двусмысленном положении: в иерархии компьютерных фирм мира, условно говоря, «сверху» от нее находились уже упомянутые гиганты, а «снизу» — фирмы-изготовители «второго плана», Dell, Gateway 2000, Packard Bell NEC и проч.

Теперь Compaq вошла в первую тройку крупнейших компьютерных фирм мира (стала она второй или третьей по величине — пока неясно), получив возможность на равных соперничать (на мировых рынках) с IBM и HP и оттеснив таких соперников, как Dell, которая в прошедшем году доставила Compaq немало неприятных минут, вторгаясь в ее традиционные сферы влияния — государственные структуры и крупный бизнес.

Российские представительства Compaq и Digital пока воздерживаются от комментариев — большинство официальных лиц первой компании только 30 января вернулись из США, а по утверждению сотрудников Compaq, никаких комментариев не последует до начала II квартала.

В то же время трудно сомневаться и в том, что соглашение Digital и Compaq для реселлеров обеих компаний означает начало сложного периода структурной перестройки каналов сбыта. Пока абсолютно неясно, как именно будет происходить слияние дилерских сетей. «Это может произойти относительно просто, — сказал Владимир Егоров, директор управления маркетинга компании «Оптима», — у Digital всегда был, так сказать, «двойной» канал сбыта, поскольку предлагались две очень разные линии продуктов — персональные компьютеры и системы на базе процессоров Alpha». Кроме того, по его мнению, Compaq и Digital в России пользуются очень похожими схемами работы, что также может упростить процесс интеграции. Однако «у нас есть опасения, что процесс окажется более чем болезненным, — сказала Марина Никитина, вице-президент по маркетингу компании Merisel CIS, — трудно сомневаться в том, что это будет очень значительное потрясение для реселлеров всех уровней». В мрачные прогнозы, откровенно говоря, верится больше, особенно если вспомнить, как развивались события после приобретения компанией 3Com фирмы U. S. Robotics. Впрочем, все это будет не скоро — реселлеры называют срок от года до двух, прежде чем эхо от «сделки века» докатится до российских офисов ее участников.