«В 1999 г. перед нами стоят три задачи, — сказал Леонид Мухамедов, генеральный менеджер московского представительства APC, выступая на фестивале PowerFest в Санкт-Петербурге. — Увеличить долю рынка, выйти в новые его сегменты и укрепить свои позиции в регионах». Вообще, деятельность APC — неиссякаемый источник новостей для компьютерных изданий. Компания едва успела закончить Boat Show по Волге и после минимального перерыва начала PowerFest — акцию, отнести которую к какому-то одному известному маркетинговой науке типу очень непросто (организаторы называли ее фестивалем, PowerFest имел все признаки организованной тусовки такого рода, но некоторое количество семинаров скрадывало «фестивальность» и придавало действу характер почти деловой). «Мы планировали провести не сухой технический семинар или официальную пресс-конференцию, — отметил Димас Пекла, менеджер по маркетингу APC, — а хотели устроить праздник». Получился ли праздник — решать устроителям, а мы сосредоточимся на деловой части PowerFest.

Итак, стало известно о некоторых итогах деятельности APC за 1998 г. и первые два квартала 1999 г. За это время Россия заняла 72% в оборотах отделения EMEA2, которое отвечает также за Украину (14%), Казахстан (5%) и ряд других стран, на долю которых приходятся все остальные проценты. Правда, объемы и структура продаж овеяны тайной — да и мало кто вообще раскрывает такие данные. Прошедший год стал для компании во многом переломным. Во-первых, локальные потрясения 17 августа, во-вторых — появление у APC новых продуктов. По словам представителей компании, рынок потребительских (до 0,5 кВА) ИБП выжил. Продажи устройств серий Smart (0,4—3 кВА) сократились в среднем на 30% (что в посткризисной России уже достижение), а устройств Back и Back Pro — примерно на 5%. Цифры, кстати, позволяют сделать некоторые выводы относительно структуры продаж и в целом опровергают сложившееся некоторое время назад мнение о радикальном «срыве» рынка потребительских ИБП. Наши независимые источники отмечают, что доля серии Back в общем объеме продаж компании составляет 55–57%, остальное — Smart и мощные ИБП. Но рынок оживает, точнее говоря, восстанавливается. За первые кварталы 1999 г. APC выполнила планы на 175 и 122% соответственно. Теперь необходимо удержать достигнутое.

Приобретение компании Silcon и выход APC на рынок «промышленных» ИБП поставили новые задачи. APC, совсем недавно проповедовавшая идею «одноранговых сетей» ИБП и преимущества множества небольших источников питания на каждом ПК перед «большими» ИБП, теперь намерена создать себе имидж поставщика «полного спектра решений». Однако в этом сегменте у APC не столь очевидные позиции, как в нише потребительских ИБП. «Согласно независимым источникам, на рынке мощных ИБП наша доля составляет около 10%,» — заметил Леонид Мухамедов. Долгое время этот сегмент был едва ли не единственным, куда APC «позволяла» проникнуть конкурентам. «Мы планируем, что в течение полутора-двух лет наша доля вырастет до 25%», — заявил он. Мощные ИБП в обычные каналы поступать не будут, а будут доступны только через нескольких партнеров, в частности через компанию «Техносерв A/C». В перспективе предполагается подключить еще нескольких партнеров, однако не столько с компьютерного, сколько с различных вертикальных рынков.

Позиции APC в регионах всегда были достаточно сильны. Однако некоторые тенденции могут заставить компанию увеличить региональную активность. Прежде всего, возросшая «чувствительность» региональных потребителей к ценам, что, в принципе, открывает некоторые возможности перед конкурентами. Впрочем, ни у одного из потенциальных конкурентов не хватит никаких маркетинговых фондов, ведь на «раскрутку» своей марки в «рознице», да еще в противовес APC, да еще в регионах потребуются такие затраты, которые вряд ли окупятся. Поэтому они предпочитают плотно работать в корпоративном секторе (кстати, ближе к осени может состояться объявление «крупнейшего в России» проекта, связанного с ИБП: Powerware и не называемый пока клиент). Иными словами, единственная реальная угроза бизнесу АРС — естественное сокращение потребления ИБП, связанное с глобальными экономическими тенденциями.