Согласно предварительной информации распространенной IDC, компьютерный рынок Европы, Ближнего Востока и Африки вырос во II кв. 1999 г. на 15,5%.

Компьютерный рынок Западной Европы, объемы продаж на котором выросли на 18,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, по-прежнему определяет ситуацию в регионе EMEA. Значительный подъем наблюдается по всем категориям изделий, даже несмотря на некоторое снижение бума покупательской активности, на довольно высоком уровне остались объемы продаж настольных ПК, а блокнотных и серверов — продолжают расти.

Однако давление недорогих моделей и растущая конкуренция на рынке блокнотных компьютеров наряду с развитием ПК серверов с большим набором ПО начального уровня отражаются в снижении финансовых показателей.

«На европейском компьютерном рынке по-прежнему отмечается устойчивый спрос во всех сегментах. В потребительском секторе его поддерживает Интернет и недорогие ПК, а в деловом спрос во многом определяет «проблема 2000». Она стимулировала волну корпоративных закупок в предыдущем квартале и, как ожидается, во второй половине года определит ситуацию в секторе малого бизнеса», — считает Карин Паоли, менеджер программы IDC по компьютерному рынку региона EMEA.

Основные рынки

За исключением Швеции, где все еще сказывается влияние схемы «Закупки для сотрудников» 1998 г., состояние рынков остальных стран Западной Европы вполне нормальное.

Растущий спрос на рынке бытовой электроники и Интернета (наряду со значительными инвестициями среднего и крупного бизнеса) позволил Франции успешно завершить еще один квартал и увеличить объем продаж ПК более чем на 27%.

Стабильное состояние потребительского рынка Великобритании также определяется волной интереса к Интернету и ценовыми войнами провайдеров, а кроме того, поддерживается постоянным спросом на ПК в деловой сфере.

Падение показателей потребительского рынка Германии отразилось на снижении продаж настольных систем, но объемы торговли блокнотными компьютерами и ПК-серверами продолжают очень быстро расти. Средний рост объемов продаж (в штучном выражении) для стран Северного региона и Южной Европы составил около 20%.

Восточная и Центральная Европа по-прежнему переживают резкое сокращение продаж (в штучном выражении) на российском рынке. Однако за счет начинающейся нормализации в России и постоянного роста продаж в Польше и других быстро развивающихся странах региона падение составило лишь -2,9% по сравнению с прошлогодним и -14,3% в I кв. 1999 г., а уже в III кв. ожидается положительный рост.

Для рынков Ближнего Востока и Африки показатели прошедшего квартала были не высоки — рост по региону составил всего 9,7%. После очень заметного роста в 1998 г. три ведущих рынка региона — ЮАР, Израиль и Турция продолжают снижать темпы.

Показатели поставщиков во II кв.

Compaq лидирует, но конкуренция с Dell, IBM и Hewlett-Packard нарастает.

Большинство поставщиков отмечают рост рынка в штучном выражении, но финансовые показатели не высоки. Конкуренция среди ведущих поставщиков и со стороны местных изготовителей во всех секторах рынка заставляет снижать маржу и сдерживает рост прибыли. Недавний совместный проект Siemens и Fujitsu (в приведенных данных не учитывался) подчеркивает продолжающуюся консолидацию рынка.

Compaq, контролирующая 17,2% рынка региона EMEA и 18,6% рынка Западной Европы, сохраняет лидерство, но конкуренция с Dell, IBM и Hewlett-Packard усиливается по всем видам продукции. Отступив в секторах блокнотных и настольных ПК, Compaq господствует среди ПК серверов, используя устойчивый спрос на компьютеры простой конфигурации. Однако замедленный рост объемов продаж (в штучном выражении), изменение ассортимента негативно сказывается на финансовых показателях лидера.

IBM показывает устойчивые результаты второй квартал подряд — 48%-ный прирост продаж ПК (в шт.) — и уверенно чувствует себя на втором месте в регионе EMEA. Начинают приносить плоды постоянные усилия компании — «Голубой гигант» создал надежные тылы на всех направлениях компьютерного рынка — офисных и блокнотных ПК, ПК-серверов.

Dell продолжает укреплять позиции на европейском рынке. Ведущей в сфере прямых продаж компании уже принадлежит 10,7% рынка Западной Европы и второе место в этом регионе, но она отмечает значительный рост продаж серверов, настольных и портативных компьютеров. Закрепляясь на корпоративном рынке, Dell стремится распространить свое влияние и на сферу малого и среднего бизнеса.

Квартал был успешным и для Hewlett-Packard, которая увеличила объемы продаж ПК почти на 40%. После довольно слабого I кв. это достижение позволило вновь выйти на четвертое место, как в регионе EMEA, так и в Западной Европе, утвердиться на рынке настольных ПК и серверов. HP удалось и значительно увеличить свою долю рынка блокнотных компьютеров.

По предварительным оценкам International Data Corporation (IDC), в целом по странам мира во II кв. устойчивый потребительский спрос и ширящееся движение за «Почти бесплатный ПК» определили 27%-ный рост по сравнению с прошлогодними показателями продаж ПК в мире (в штуках). Суммарный объем продаж достиг 25,6 млн. шт. По темпам роста лидирует рынок США, увеличивший объемы продаж во II кв. 1999 г. на 35,3% — до 10,8 млн. шт., а группа лидеров выглядит несколько иначе (см. табл.).

Пятерка лидеров региона EMEA по поставкам ПК, II кв. 1999 г. (предварительные данные)

ПоставщикПоставки, тыс. шт., II кв. 1998 г. Доля, %Поставки, тыс. шт., II кв. 1999 г.Доля, %Прирост, %
Compaq Group104817,1121717,216,1
IBM4567,46779,648,3
Dell4827.96729,539,4
Hewlett-Packard3706,05177,339,8
Siemens3405,5430 6,126,4
Остальные343756,0357350,4+3,9
Всего6133100,07086100,0+15,5
В число поставок не входят OEM-соглашения. Данные за календарный период.
Источник: International Data Corporation, 26.06.99

Ведущие поставщики ПК на мировом рынке, II кв. 1999 г. (предварительные данные)

ПоставщикПоставки, тыс. шт., II кв. 1999 г.Доля, %Поставки, тыс. шт., II кв. 1998 г.Доля, %Прирост, %
Compaq373514,6281914,032
Dell276610,818189,152
IBM23469,215737,849
Hewlett-Packard16886,612396,236
NEC/PBNEC13625,312956,55
Остальные13 65353,411 33356,420
Всего25 550 100,020 077100,027
Поставки по OEM-соглашениям не учитываются. Данные за календарный период.
Данные по NEC/PBNEC включают поставки для Packard Bell, NEC, NEC Япония, NEC Китай и ZDS.
Данные по Compaq включают поставки для Compaq, Digital Equipment и Tandem.
Источник: International Data Corp., III кв. 1999 г.