Наверное, все компании, подводя итоги этого финансового года, акцентируют внимание на событиях, связанных с августовским кризисом. Так было и на пресс-конференции российского представительства Sun Microsystems, где было рассказано о результатах работы за 1999-й финансовый год. Представительство Sun, одним из первых объявившее о принятии антикризисных мер, во многом связало свое осмысление этого года с анализом последствий кризиса, по-разному сказавшегося на фирмах, которые занимают неодинаковые ниши, и с изменениями в собственной политике на нашем рынке.

Стремление Sun к независимости на мировом рынке, к определенной «самости», к внедрению (скажем, так) своей философии в информационном пространстве мира, во многом, хотя и не в полной мере, влияет на стратегию Sun у нас.

Цифры по компании «вообще» были приведены, работа же в России, по традиции, была отражена лишь в относительных показателях. Особенно подчеркивалась величина чистой прибыли Sun Microsystems за 1999-й финансовый год, составившая (по данным компании) 1, 157 млрд. долл., что на 28 % больше, чем в прошлом году. При этом любопытно, что глава российского представительства Люк Опдебек подчеркнул: «В 1999 г. нам удалось добиться наивысшей прибыли за весь период работы в России. Оборот немного уменьшился по сравнению с прошлым годом, но чистая прибыль возросла. Как удалось этого добиться? Предупреждаю, что я не уволил никого из своих сотрудников. А главное объяснение в том, что в этот период мы очень эффективно контролировали свои расходы. Основное же наше достижение — наиболее разумное и умелое за все время работы здесь взаимодействие с партнерами».

Основные позиции Sun на мировом рынке в какой-то мере проецируются и на нас. Люк Опдебек заметил, что «компания вкладывала и будет вкладывать наибольшие средства в продвижение продукции самого высокого ценового диапазона — от 250 до 500 тыс. долл.» Кроме того, Sun, по его словам, намерена играть на рынке хранения данных и уже представила целый ряд устройств для этой цели, которые легко интегрируются в сетевую среду. При этом г-н Опдебек полагает, что рынок устройств хранения данных имеет большие перспективы в России, обещая, что компания будет делать немалые инвестиции в работу с российскими клиентами, которых интересуют крупные центры обработки данных.

Известная концепция Sun, связанная с особым видом деятельности провайдеров по предоставлению в аренду специализированного ПО и вычислительных ресурсов, освещенная на парижском симпозиуме JESS’99, должна быть, с точки зрения Sun, хорошо осознана в России, и следующее поколение игроков на российском рынке должно сразу основывать на ней свои представления. С этой целью специалисты московского представительства Sun ведут переговоры с рядом московских учебных заведений и думают о тесном взаимодействии со студентами.

Кроме того, ведутся переговоры с представителями крупных российских телекоммуникационных компаний, проводятся оценки возможностей претворения в жизнь этой концепции.

Такова направленность деятельности Sun как на мировом, так и на нашем рынке, и именно она, по мнению специалистов компании, позволила минимизировать потери от кризиса. «Многие наши конкуренты в секторе, обращенном к частному потребителю, сильно пострадали во время кризиса, — отметил г-н Опдебек. — Особенно это касается персональных компьютеров. Мы на этом рынке не работаем, и кризис коснулся нас мало». В этом глава российского представительства видит правильность стратегии, выработанной еще 16 лет назад, и ориентировавшей компанию на разработки в области сетевых технологий.

Этот год представители Sun характеризовали как год наиболее удачной работы с партнерами. И успехи партнеров, по словам Опдебека, во многом помогли ему в переговорах с руководством об увеличении инвестиций в России. Этот аспект комментирует директор представительства Sun по маркетингу и по работе с партнерами Сергей Тарасов: «Нам пришлось убеждать. Сначала европейское руководство (где более здраво представляют ситуацию), потом американское. Здесь уже думали, а не свернуть ли работу в России? А многие имели представление о нашем кризисе лишь по CNN, необходимо было пояснить ситуацию конкретнее, объективнее, связать ее непосредственно с нами, с нашей продукцией. А главным аргументом стали планы наших партнеров, развитие их проектов. Сложно пришлось VerySell, где бизнес с нами был начат как раз перед кризисом, и тем не менее, я думаю, что сейчас Sun — самая прибыльная его часть. Важно было создать у нас структуру, которая бы поддерживала партнеров. Мы решили сузить круг партнеров и остановили внимание на тех, кто имеет не меньше миллиона оборота только на продукции Sun. Таких компаний оказалось 14 и еще мастер-реселлер — CHS-VeriSell. Сейчас мы видим, что это было правильное решение».

Партнеры, о которых столь много говорилось, были награждены дипломами. В выступлениях представители компаний: Jet Infosystems, «Открытые технологии», Price Waterhouse, «ТехноСерв» и VerySell подчеркивали важность совершенствования партнерской политики Sun. И что любопытно, важность того, что впервые глава представительства успешно работает уже второй год (до сих пор сотрудники Sun, занимавшие эту должность, довольно часто менялись).