Несмотря на недавние колебания индекса NASDAQ и появившийся скептицизм наблюдателей в отношении Интернет-компаний, ведущие инвестиционные компании и средние индивидуальные инвесторы отнюдь не теряют интереса к "новой" экономике. Мировой Интернет-бизнес скорее переживает сейчас этап консолидации и корректировки финансовых потоков, а спонсоры наблюдают за тем, кто и как использует уже вложенные деньги.

Несмотря на все сложности развития российского сегмента Сети, наши компании, судя по всему, также не останутся на задворках этой И-эволюции. И признаком того, что условия для новых инвестиций постепенно складываются, можно считать не только укрупнение и консолидацию уже существующих проектов, но и создание отечественных венчурных инвестиционных компаний (как правило, совместно с западными партнерами), специально ориентированных на Интернет.

Несмотря на то что многие эксперты довольно скептически оценивают перспективы массового привлечения капитала в Рунет на нынешнем этапе, многие И-компании, стремясь повысить свою привлекательность, либо стараются изменить бизнес-схемы, либо увеличивают масштабы своего бизнеса.

В то же время, когда речь заходит об инвестициях, часто высказывается суждение, что более привлекательными с точки зрения инвестиций будут те, кто раньше появился на рынке. В качестве хрестоматийных примеров приводятся тот же Amazon.com, eToys.com и др. В этой связи некоторые эксперты даже полагают, что инвестиции в Рунет вполне могут пойти чуть ли не сами по себе по мере роста российского сегмента Сети, который уже сегодня сравним с показателями для западных стран. Сохранению достигнут темпов развития рынка Интернет-услуг, по этой версии, способствует большая "маркетинговая ориентированность" российских пользователей (грубо говоря, долго выбирают, но если выбрали, обязательно купят). И в этом случае преимущество имеет тот, кто раньше других освоил конкретную нишу рынка, имеет раскрученную марку и подтвердил свою способность грамотно распоряжаться вложенными средствами.

Тем не менее такая ситуация оставляет шансы и у остальных. Дело в том, что по аналогии с реальным бизнесом по мере укрупнения и увеличения своей доли на рынке Интернет-компании, скорее всего, будут вынуждены снижать риски за счет отсечения некоторых направлений, прибыль которых при новых масштабах бизнеса трудно подсчитать. И это приведет к тому, что на рынке всегда будет какое-то число вакантных ниш, занять которые смогут вновь образованные компании. Другое дело, что ресурсы таких компаний, прежде всего рекламные, будут невелики, что затруднит выход на "большой" рынок, а без этого на внимание инвесторов рассчитывать сложно.

Однако сложно — не значит нельзя. Ключевым фактором здесь будет наличие новых, привлекательных для инвесторов, бизнес-идей, с одной стороны, и большой объем рутинной работы в кредитно-финансовой сфере — с другой. И для того, и для другого требуется наличие высококвалифицированного менеджмента в области маркетинга и финансов. И судя по высказываниям отечественных и зарубежных инвестиционных компаний, на сегодня это — одна из главных проблем отечественного И-бизнеса.

Первая волна сетевых предпринимателей выросла в основном из ИТ-профессоналов, которые занимались Web-дизайном или пришли из компьютерного бизнеса и успели сделать наработки на базе того Интернета, который сложился к середине 90-х гг. Практически все они уже нашли своих инвесторов и деньги этой первой волны получили. Для появления же второй волны инвестиций необходимы как минимум два условия: наличие реальных примеров эффективного использования уже полученных средств и формирование нового подхода к Интернет-проектам, который бы опирался прежде всего на знания и опыт в области управления и маркетинга. Ведь И-бизнес при всех его особенностях — это прежде всего бизнес.

Трудно сейчас предугадать точно, какой именно вариант консолидации и инвестирования Интернет-компаний в результате будет доминировать в Рунете. По некоторым прогнозам, новый приток капитала ожидается в России в ближайший год-полтора, и можно предположить, что укрупнение будет происходить в основном путем поглощения мелких проектов и/или вытеснения их в более узкие секторы. В результате, скорее всего, на очередном витке развития мы будем свидетелями сегментирования Интернет-рынка: на одном полюсе — крупные торговые площадки, вертикальные онлайн порталы, Интернет-магазины и сервисные холдинги, обслуживающие крупных клиентов, а на другом полюсе — небольшие, но мобильные компании.

К слову, от многих нынешних проектов они будут отличаться наличием прозрачных и четких бизнес-планов. Уже сейчас этот фактор становится решающим для привлечения инвестиций и дальнейшего развития бизнеса. А без перспектив развития в условиях передела рынка и важного появления монополистов маленькие И-компании будут обречены на вымирание.