Компания Netscape Communications агрессивно реализует свою программу «Netscape Everywhere», но аналитики сомневаются в том, что недавние соглашения о партнерстве привели к реальным результатам.

В последние месяцы эта фирма пыталась распространять свое браузерное ПО, привлекая множество самых разных компаний для продвижения программы-клиента Navigator в миллионы домов, школы и другие организации.

Как заявили представители Netscape, они рассчитывают на то, что реализация этой начатой в августе прошлого года программы позволит распространить за 12 месяцев более 100 млн. копий Navigator.

Пытаясь протолкнуть Navigator куда только можно, Netscape заключила соглашения с OEM-поставщиками, телекоммуникационными компаниями, поставщиками услуг Интернета, региональными отделениями компании Bell, новыми партнерами по розничной торговле и другими партнерами.

Дейв Ротшильд, вице-президент Netscape по маркетингу клиентских программ, сказал, что, судя по статистике обращений к различным Web-узлам, в пользовании находилось от 15 до 20 млн. копий продуктов Navigator и Communicator 4.0, выпущенных в августе.

«Полученные компанией Netscape конфиденциальные данные от третьих фирм показывают, что ее доля на рынке увеличивается», — добавил Ротшильд. Однако он отказался привести подробности.

Многие сомневаются в укреплении позиций этой фирмы.

«Если послушать Netscape, то в результате этой инициативы они распространили миллионы копий своего браузера, однако другие данные указывают на то, что доля Netscape на рынке браузеров сокращается», — сказал один аналитик, пожелавший остаться неназванным.

Недавние данные исследовательской компании Zona Research говорят о том, что Netscape с долей 62% занимает доминирующее положение на рынке браузеров, но аналитики уже предсказывают, что Internet Explorer 4.0 поможет компании Microsoft быстро увеличить свою долю.

Инициатива «Netscape Everywhere» стала одним из шагов (в дополнение к выпуску версии браузера, продаваемой отдельно от ее набора инструментальных средств для Интернета Communicator), предпринятых с целью воспрепятствовать атаке IE 4.0.

Один из аналитиков сказал, что инициатива «Netscape Everywhere» привлекла внимание Microsoft.

«Косвенным свидетельством успеха «Netscape Everywhere» стало объявление компании Microsoft о выпуске розничной версии IE», — сказал Дон Депалма, аналитик компании Forrester Research.

Несмотря на то что IE 4.0 может быть загружен бесплатно с Web-узла Microsoft, компания предлагает версию Internet Explorer Plus на CD-ROM за 49 долл. (с почтовой скидкой 20 долл. в декабре) через 16 розничных дистрибьюторов, в том числе CompUSA, Egghead и Fry’s Electronics.

Как заметил один аналитик, и Netscape, и Micosoft пытаются накрыть рынок «ковровыми бомбардировками».

«Однако для Netscape, которая получает примерно треть своих ежегодных доходов от продажи браузеров, это может означать, что компания ощущает уменьшение доли доходов от браузеров по отношению к общим продажам», — сказал Грег Фогел, аналитик инвестиционной фирмы Montgomery Securities.

«Вопрос в том, какие доходы получит Netscape от всех этих сделок, — добавил он. — По мере роста масштаба дистрибуции браузеры все больше и больше дешевеют».

Дейв Ротшильд отказался комментировать вопрос о будущих доходах от браузера, сказав, что компания имеет в виду доходы в расчете на одно рабочее место.

В октябре прошлого года финансовый директор Netscape Питер Курри заявил, что компания не будет больше разделять свои доходы на полученные от продажи клиентских и серверных программ, а будет учитывать совокупный доход от обоих продуктов.

«Они не зарабатывают на акции «Netscape Everywhere», но она стратегически важна для них с точки зрения достижения максимально возможного распространения», — сказал Фогел.

«Я не думаю, что программа «Netscape Everywhere» как-то на это повлияет, — считает Гарри Феник, аналитик компании Zona Research. Мы предполагаем, что доля Netscape на рынке будет и далее уменьшаться, и нас приводит в замешательство то, что фирма продолжает финансировать свой браузерный бизнес».

Netscape не сообщает, во сколько ей обходится этот агрессивный план. «Это не те данные, которые мы могли бы обнародовать», — сказал Ротшильд.

Аналитики оценивают затраты Netscape на программу «Netscape Everywhere» десятками миллионов долларов.

По крайней мере один VAR считает, что инициатива не дает ни малейшего эффекта. «Программа не приносит никаких результатов, но я их и не ожидал», — сказал Джеймс Доменгуа, президент фирмы Comspace.com, специализирующейся на услугах в области Интернета. — VAR’ы — достаточно опытные люди в бизнесе, и мне интересно, почему Netscape стала тратить десятки миллионов долларов на программу, которая приносит очень маленький результат. То ли Microsoft уничтожает компанию Netscape, то ли Netscape губит сама себя».

Netscape Everywhere

Netscape уже привлекла много партнеров, чтобы до августа 1998 г. предоставить свой браузер Navigator более чем 100 млн. пользователям
Компания Сделка Потенциальные пользователи
Региональные отделения Bell Использование Navigator в качестве стандартного браузера97 млн. в 40 штатах
Более 100 поставщиков услуг Интернета и телекоммуникационных услуг Дистрибуция клиентского ПО100 млн.
Kinko’sИспользование Navigator в качестве стандартного браузераВ 800 отделениях Kinko’s в США и Канаде
Более 20 издателей журналов и книгБесплатная комплектация изданий дискетой с программой Navigator 23 млн.
Образовательные учреждения/Некоммерческие организацииМогут получить бесплатные лицензии на клиентское ПОВ настоящее время ПО установлено более чем в 500 узлах
Novell/Oracle Navigator как предпочтительный браузер для настольных и сетевых компьютеровДанные компанией не представлены
3ComКомплектование браузером Navigator модемов US Robotics Данные компанией не представлены
Партнеры, занимающиеся розничной торговлей (CompUSA, Walmart и др.)Распространение розничной версии клиентского ПОДанные компанией не представлены
OEM-поставщики (Digital, IBM, HP, SGI, Sun и др.)Комплектование браузером Navigator аппаратного обеспечения Данные компанией не представлены
Источник: компания Netscape