В настоящее время ИТ-аутсорсинг активно развивается. По разным оценкам, объем этого рынка в России достигает 150—250 млн. долл., а темпы его ежегодного роста составляют 30—40%.
Этот довольно новый для нашей страны вид услуг вызывает значительный интерес со стороны заказчиков, что подтверждается активным обсуждением тематики аутсорсинга среди участников рынка и большим количеством публикаций на эту тему в СМИ. Все большее число потенциальных заказчиков начинают понимать, что использование ИТ-аутсорсинга существенно облегчит решение их проблем, связанных с управлением ИТ-инфраструктурой.
Правда, несмотря на все внимание к ИТ-аутсорсингу и значительные темпы роста, этот сегмент отечественного рынка пока развит несопоставимо слабее, чем в передовых западных странах, где доли системной интеграции и ИТ-аутсорсинга в общем объеме ИТ-услуг нередко примерно одинаковы.
Хотелось бы подробнее остановиться на факторах, которыми можно объяснить возрастание интереса к ИТ-аутсорсингу. Прежде всего, дает о себе знать всеобщая информатизация и увеличение количества бизнес-процессов, обслуживаемых ИС, — это усложняет как саму ИТ-инфраструктуру предприятия, так и ее обслуживание. Для этого требуется все больше высококвалифицированных специалистов, что постепенно приводит к их дефициту на рынке труда, а значит, и к повышению их стоимости.
Содержание большого штата дорогих специалистов затратно само по себе, тем более что их квалификацию приходится не только поддерживать на должном уровне, но и повышать, а необходимое обучение и сертификация тоже обходятся недешево. В одной отраслевой компании это практически невозможно, в то время как сотрудники сервис-провайдеров ежедневно занимаются обслуживанием различных сложных ИС, а следовательно, постоянно находятся в состоянии боевой готовности.
В такой ситуации предприятиям становится выгоднее отдать обслуживание своей ИС на аутсорсинг профессионалам. Другими словами, ИТ-аутсорсинг приходит на выручку компаниям в тех случаях, когда нет возможности содержать дорогих специалистов, когда ключевые сотрудники неожиданно покинули организацию, если персонал не справляется с обслуживанием ИТ-систем.
Другим, не менее важным фактором развития ИТ-аутсорсинга становится понимание со стороны заказчиков того, какие преимущества для бизнеса несет его использование. Основные — это прозрачность и прогнозируемость затрат, оптимальное их распределение, выделение непрофильного бизнеса с целью повышения капитализации, а вслед за этим и повышение конкурентоспособности. Кроме того, компания, специализирующаяся на профессиональном оказании ИТ-услуг, гарантирует их качество.
Таким образом, аутсорсинг обслуживания ИС повышает эффективность всего бизнеса, способствует созданию прозрачной структуры и, как следствие, увеличивает инвестиционную привлекательность компании и позволяет выйти на IPO, что для многих организаций в последнее время особенно актуально.
Опыт показывает, что в услугах ИТ-аутсорсинга наиболее заинтересованы компании, владеющие сложными и критичными ИТ-инфраструктурами, которые, как правило, состоят из оборудования и программного обеспечения различных производителей. Для обслуживания таких систем требуются специалисты, обладающие «мультивендорными» компетенциями. Именно такие компании первыми приходят к пониманию преимуществ, получаемых от ИТ-аутсорсинга. Если говорить об отраслевой принадлежности заказчиков ИТ-аутсорсинга, то здесь лидируют финансовый сектор и телекоммуникации. Значительный интерес к аутсорсингу проявляют также государственные структуры.
Однако «молодой» рынок ИТ-аутсорсинга пока не приобрел четких очертаний. Сегодня на нем представлено совсем немного профессиональных компаний, способных оказывать услуги ИТ-аутсорсинга на высоком качественном уровне. Но уже хорошо, что такие компании в России есть! Их небольшое количество объясняется тем, что для перехода от традиционного «интеграторского» бизнеса к «сервисному» необходимо провести большие изменения внутри самой организации.
Одна из основных проблем российского ИТ-аутсорсинга — небольшой опыт отечественных сервис-провайдеров в реализации проектов по оказанию подобных услуг. Поэтому в процессе работы они часто сталкиваются с новыми для них проблемами и задачами, что, естественно, влечет и некоторые затруднения, и недовольство со стороны заказчика.
Еще одним сдерживающим фактором развития ИТ-аутсорсинга является высокая цена ИТ-услуг, которую заказчики не всегда готовы платить. Дело в том, что сервис-провайдеры стараются подстраховаться на случай возникновения непредвиденных проблем и потому учитывают дополнительные риски при ценообразовании.
Кроме того, количество заказчиков проектов по ИТ-аутсорсингу у сервис-провайдеров пока недостаточно велико, чтобы они могли снизить стоимость обслуживания.
И последнее, что смущает заказчика, когда он принимает решение о переходе на ИТ-аутсорсинг, — вопросы безопасности. Руководители компаний прекрасно понимают, что, отдавая ИТ-инфраструктуру на обслуживание постороннему лицу, они фактически открывают ему доступ к внутренним ресурсам. Многих это, конечно, пугает. Но тут необходимо понять, что любой сервис-провайдер дорожит своей репутацией и заботится о конфиденциальности информации своих партнеров.
Однако все эти проблемы можно отнести к «болезням роста», которые будут решаться по мере формирования зрелого рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране.
Уже сейчас намечаются многие положительные тенденции. Ключевая, на мой взгляд, — это постоянно растущий интерес заказчиков к ИТ-аутсорсингу. И это видно по увеличению количества поступающих от них запросов.
«Стали крепче!» — лаконичный слоган XII мультивендорного форума ICL Partner Connect в 2025 г. приобрел особое значение. Это не просто констатация успехов в импортозамещении, но и, что гораздо важнее, демонстрация реальной готовности к дальнейшей напряженной борьбе за достижение технологического суверенитета.
О принципах работы компании, её канальной политике и перспективах развития избранного ею направления бизнеса изданию IT Channel News рассказывает генеральный директор Curator Дмитрий Ткачев.
Опрос
Каждый третий работающий россиянин отмечает, что финансовые проблемы напрямую влияют на его производительность труда и снижают эффективность, а …
Компании «Киберпротект» и Innostage на форуме Kazan Digital Week заключили соглашение о сотрудничестве. Технологическое партнерство компаний будет …
Специалисты BI.ZONE Brand Protection провели аудит около 700 000 корпоративных учетных записей в российских компаниях. Выяснилось, что 9% сотрудников …
В рамках международного ИТ-форума Kazan Digital Week компании VisionLabs и ICL Системные Технологии подписали соглашение о стратегическом …
ИАА Telecom Daily совместно с ИТ-экосистемой «Лукоморье» представили результаты масштабного исследования российского рынка безопасной конвейерной …
IT Channel News публикует результаты очередного исследования «25 лучших российских системных интеграторов» и представляет победителей 2025 года.
IT Channel News публикует результаты очередного — уже 17-го! — исследования «25 лучших региональных ИТ-компаний» и представляет победителей 2024 года.
Лидеры читательского рейтинга