В настоящее время ИТ-аутсорсинг активно развивается. По разным оценкам, объем этого рынка в России достигает 150—250 млн. долл., а темпы его ежегодного роста составляют 30—40%.
Этот довольно новый для нашей страны вид услуг вызывает значительный интерес со стороны заказчиков, что подтверждается активным обсуждением тематики аутсорсинга среди участников рынка и большим количеством публикаций на эту тему в СМИ. Все большее число потенциальных заказчиков начинают понимать, что использование ИТ-аутсорсинга существенно облегчит решение их проблем, связанных с управлением ИТ-инфраструктурой.
Правда, несмотря на все внимание к ИТ-аутсорсингу и значительные темпы роста, этот сегмент отечественного рынка пока развит несопоставимо слабее, чем в передовых западных странах, где доли системной интеграции и ИТ-аутсорсинга в общем объеме ИТ-услуг нередко примерно одинаковы.
Хотелось бы подробнее остановиться на факторах, которыми можно объяснить возрастание интереса к ИТ-аутсорсингу. Прежде всего, дает о себе знать всеобщая информатизация и увеличение количества бизнес-процессов, обслуживаемых ИС, — это усложняет как саму ИТ-инфраструктуру предприятия, так и ее обслуживание. Для этого требуется все больше высококвалифицированных специалистов, что постепенно приводит к их дефициту на рынке труда, а значит, и к повышению их стоимости.
Содержание большого штата дорогих специалистов затратно само по себе, тем более что их квалификацию приходится не только поддерживать на должном уровне, но и повышать, а необходимое обучение и сертификация тоже обходятся недешево. В одной отраслевой компании это практически невозможно, в то время как сотрудники сервис-провайдеров ежедневно занимаются обслуживанием различных сложных ИС, а следовательно, постоянно находятся в состоянии боевой готовности.
В такой ситуации предприятиям становится выгоднее отдать обслуживание своей ИС на аутсорсинг профессионалам. Другими словами, ИТ-аутсорсинг приходит на выручку компаниям в тех случаях, когда нет возможности содержать дорогих специалистов, когда ключевые сотрудники неожиданно покинули организацию, если персонал не справляется с обслуживанием ИТ-систем.
Другим, не менее важным фактором развития ИТ-аутсорсинга становится понимание со стороны заказчиков того, какие преимущества для бизнеса несет его использование. Основные — это прозрачность и прогнозируемость затрат, оптимальное их распределение, выделение непрофильного бизнеса с целью повышения капитализации, а вслед за этим и повышение конкурентоспособности. Кроме того, компания, специализирующаяся на профессиональном оказании ИТ-услуг, гарантирует их качество.
Таким образом, аутсорсинг обслуживания ИС повышает эффективность всего бизнеса, способствует созданию прозрачной структуры и, как следствие, увеличивает инвестиционную привлекательность компании и позволяет выйти на IPO, что для многих организаций в последнее время особенно актуально.
Опыт показывает, что в услугах ИТ-аутсорсинга наиболее заинтересованы компании, владеющие сложными и критичными ИТ-инфраструктурами, которые, как правило, состоят из оборудования и программного обеспечения различных производителей. Для обслуживания таких систем требуются специалисты, обладающие «мультивендорными» компетенциями. Именно такие компании первыми приходят к пониманию преимуществ, получаемых от ИТ-аутсорсинга. Если говорить об отраслевой принадлежности заказчиков ИТ-аутсорсинга, то здесь лидируют финансовый сектор и телекоммуникации. Значительный интерес к аутсорсингу проявляют также государственные структуры.
Однако «молодой» рынок ИТ-аутсорсинга пока не приобрел четких очертаний. Сегодня на нем представлено совсем немного профессиональных компаний, способных оказывать услуги ИТ-аутсорсинга на высоком качественном уровне. Но уже хорошо, что такие компании в России есть! Их небольшое количество объясняется тем, что для перехода от традиционного «интеграторского» бизнеса к «сервисному» необходимо провести большие изменения внутри самой организации.
Одна из основных проблем российского ИТ-аутсорсинга — небольшой опыт отечественных сервис-провайдеров в реализации проектов по оказанию подобных услуг. Поэтому в процессе работы они часто сталкиваются с новыми для них проблемами и задачами, что, естественно, влечет и некоторые затруднения, и недовольство со стороны заказчика.
Еще одним сдерживающим фактором развития ИТ-аутсорсинга является высокая цена ИТ-услуг, которую заказчики не всегда готовы платить. Дело в том, что сервис-провайдеры стараются подстраховаться на случай возникновения непредвиденных проблем и потому учитывают дополнительные риски при ценообразовании.
Кроме того, количество заказчиков проектов по ИТ-аутсорсингу у сервис-провайдеров пока недостаточно велико, чтобы они могли снизить стоимость обслуживания.
И последнее, что смущает заказчика, когда он принимает решение о переходе на ИТ-аутсорсинг, — вопросы безопасности. Руководители компаний прекрасно понимают, что, отдавая ИТ-инфраструктуру на обслуживание постороннему лицу, они фактически открывают ему доступ к внутренним ресурсам. Многих это, конечно, пугает. Но тут необходимо понять, что любой сервис-провайдер дорожит своей репутацией и заботится о конфиденциальности информации своих партнеров.
Однако все эти проблемы можно отнести к «болезням роста», которые будут решаться по мере формирования зрелого рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране.
Уже сейчас намечаются многие положительные тенденции. Ключевая, на мой взгляд, — это постоянно растущий интерес заказчиков к ИТ-аутсорсингу. И это видно по увеличению количества поступающих от них запросов.
Приглашаем посетить выставку «Связь-2024» с 23 по 26 апреля в ЦВК «Экспоцентр». Крупнейшую в стране выставку в сфере Телекома и ИТ. Более 500 компаний из России, Китая, Ирана, Казахстана, Кипра и Республики Корея: производители оборудования и разработчики ПО, системные интеграторы, крупнейшие корпоративные и ведомственные потребители ИКТ-решений. Вход свободный.
Регистрация
Реклама
Сетевой фильтр — устройство далеко не самое сложное в сравнении с ИБП, однако и на рабочем месте, и в быту сегодня решительно необходимое. Стремление ...
Для оборудования офисного рабочего места заказчики в России частенько выбирают сборную систему, обычно называемую «бюджетным ПК»: практически пустой ...
Опрос
По данным аналитического центра компании StormWall количество DDoS-атак в 1 квартале 2024 года в России увеличилось на 73% по сравнению с аналогичным …
Вместе с повышением роли данных в экономике резко вырос интерес к управлению ими как особой профильной задаче. Рынок соответствующих решений …
ВЦИОМ: 90% россиян положительно оценивают технологии искусственного интеллекта (ИИ), роботизацию и биоинженерию.
Отпуска и отгулы в период между майскими праздничными днями будут оформлять 13% работающих россиян. В опросе сервиса SuperJob приняли участие 1600 …
Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает отмечать уверенный рост категории умных колонок как на рынке России в целом, так и в собственных каналах продаж …
В десятый раз в рамках исследования «Чемпионы российского ИТ-канала» реселлеры оценили работу вендоров по конкретным категориям продуктов.
IT Channel News публикует результаты очередного — уже 16-го! — исследования «25 лучших региональных ИТ-компаний» и представляет победителей 2023 года.
Лидеры читательского рейтинга
Поздравляем именинников!
19 апреля родились:
Совтест
Coalink
GIGABYTE UNITED
Barco
Агентство интернет-маркетинга ТРИ ВОРОНЫ
Агрегатор Восток
СИТРОНИКС