В настоящее время ИТ-аутсорсинг активно развивается. По разным оценкам, объем этого рынка в России достигает 150—250 млн. долл., а темпы его ежегодного роста составляют 30—40%.

Этот довольно новый для нашей страны вид услуг вызывает значительный интерес со стороны заказчиков, что подтверждается активным обсуждением тематики аутсорсинга среди участников рынка и большим количеством публикаций на эту тему в СМИ. Все большее число потенциальных заказчиков начинают понимать, что использование ИТ-аутсорсинга существенно облегчит решение их проблем, связанных с управлением ИТ-инфраструктурой.

Правда, несмотря на все внимание к ИТ-аутсорсингу и значительные темпы роста, этот сегмент отечественного рынка пока развит несопоставимо слабее, чем в передовых западных странах, где доли системной интеграции и ИТ-аутсорсинга в общем объеме ИТ-услуг нередко примерно одинаковы.

Хотелось бы подробнее остановиться на факторах, которыми можно объяснить возрастание интереса к ИТ-аутсорсингу. Прежде всего, дает о себе знать всеобщая информатизация и увеличение количества бизнес-процессов, обслуживаемых ИС, — это усложняет как саму ИТ-инфраструктуру предприятия, так и ее обслуживание. Для этого требуется все больше высококвалифицированных специалистов, что постепенно приводит к их дефициту на рынке труда, а значит, и к повышению их стоимости.

Содержание большого штата дорогих специалистов затратно само по себе, тем более что их квалификацию приходится не только поддерживать на должном уровне, но и повышать, а необходимое обучение и сертификация тоже обходятся недешево. В одной отраслевой компании это практически невозможно, в то время как сотрудники сервис-провайдеров ежедневно занимаются обслуживанием различных сложных ИС, а следовательно, постоянно находятся в состоянии боевой готовности.

В такой ситуации предприятиям становится выгоднее отдать обслуживание своей ИС на аутсорсинг профессионалам. Другими словами, ИТ-аутсорсинг приходит на выручку компаниям в тех случаях, когда нет возможности содержать дорогих специалистов, когда ключевые сотрудники неожиданно покинули организацию, если персонал не справляется с обслуживанием ИТ-систем.

Другим, не менее важным фактором развития ИТ-аутсорсинга становится понимание со стороны заказчиков того, какие преимущества для бизнеса несет его использование. Основные — это прозрачность и прогнозируемость затрат, оптимальное их распределение, выделение непрофильного бизнеса с целью повышения капитализации, а вслед за этим и повышение конкурентоспособности. Кроме того, компания, специализирующаяся на профессиональном оказании ИТ-услуг, гарантирует их качество.

Таким образом, аутсорсинг обслуживания ИС повышает эффективность всего бизнеса, способствует созданию прозрачной структуры и, как следствие, увеличивает инвестиционную привлекательность компании и позволяет выйти на IPO, что для многих организаций в последнее время особенно актуально.

Опыт показывает, что в услугах ИТ-аутсорсинга наиболее заинтересованы компании, владеющие сложными и критичными ИТ-инфраструктурами, которые, как правило, состоят из оборудования и программного обеспечения различных производителей. Для обслуживания таких систем требуются специалисты, обладающие «мультивендорными» компетенциями. Именно такие компании первыми приходят к пониманию преимуществ, получаемых от ИТ-аутсорсинга. Если говорить об отраслевой принадлежности заказчиков ИТ-аутсорсинга, то здесь лидируют финансовый сектор и телекоммуникации. Значительный интерес к аутсорсингу проявляют также государственные структуры.

Однако «молодой» рынок ИТ-аутсорсинга пока не приобрел четких очертаний. Сегодня на нем представлено совсем немного профессиональных компаний, способных оказывать услуги ИТ-аутсорсинга на высоком качественном уровне. Но уже хорошо, что такие компании в России есть! Их небольшое количество объясняется тем, что для перехода от традиционного «интеграторского» бизнеса к «сервисному» необходимо провести большие изменения внутри самой организации.

Одна из основных проблем российского ИТ-аутсорсинга — небольшой опыт отечественных сервис-провайдеров в реализации проектов по оказанию подобных услуг. Поэтому в процессе работы они часто сталкиваются с новыми для них проблемами и задачами, что, естественно, влечет и некоторые затруднения, и недовольство со стороны заказчика.

Еще одним сдерживающим фактором развития ИТ-аутсорсинга является высокая цена ИТ-услуг, которую заказчики не всегда готовы платить. Дело в том, что сервис-провайдеры стараются подстраховаться на случай возникновения непредвиденных проблем и потому учитывают дополнительные риски при ценообразовании.

Кроме того, количество заказчиков проектов по ИТ-аутсорсингу у сервис-провайдеров пока недостаточно велико, чтобы они могли снизить стоимость обслуживания.

И последнее, что смущает заказчика, когда он принимает решение о переходе на ИТ-аутсорсинг, — вопросы безопасности. Руководители компаний прекрасно понимают, что, отдавая ИТ-инфраструктуру на обслуживание постороннему лицу, они фактически открывают ему доступ к внутренним ресурсам. Многих это, конечно, пугает. Но тут необходимо понять, что любой сервис-провайдер дорожит своей репутацией и заботится о конфиденциальности информации своих партнеров.
Однако все эти проблемы можно отнести к «болезням роста», которые будут решаться по мере формирования зрелого рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране.

Уже сейчас намечаются многие положительные тенденции. Ключевая, на мой взгляд, — это постоянно растущий интерес заказчиков к ИТ-аутсорсингу. И это видно по увеличению количества поступающих от них запросов.