Когда на страницах специального выпуска № 2 за 2006 г. мы подводили итоги 2005 г., то в статье, посвященной мониторам, отмечали, что производители связывают перспективы развития рынка с поставками устройств больших диагоналей. Похоже, они остались при своем мнении и сейчас.

Дмитрий Кравченко, директор департамента периферийного оборудования представительства Acer в России и Казахстане, утверждает, что в наступающем году технологии принципиально не изменятся. Вадим Степанишин, глава представительства ViewSonic в России и странах СНГ, также не ждет каких-то принципиальных технологических изменений. Эти устройства будут совершенствоваться за счет улучшения характеристик, эргономики, расширения функциональных возможностей, индивидуальных регулировок и настроек. «Ну и, конечно, мы увидим необычные дизайнерские решения», — добавляет он.

Не предвидит технологических прорывов и Алексей Златин, глава московского офиса NEC Display Solutions. «С помпой заявленная технология SED пока вызывает у специалистов ряд вопросов: как избежать мерцания экрана, как снизить реальный объем энергопотребления?» — отмечает он.

В то же время Златин считает, что в перспективе мониторные технологии будут двигаться в сторону более широкого применения задней подсветки на светодиодах: «Но тут есть свои тонкости. — поясняет он. — Мы уже два года предлагаем монитор с подсветкой на чередующихся светодиодах с возможностью регулировки интенсивности подсветки по каждому отдельному цвету (управление цветотемпературой). Это самая «продвинутая», но и самая дорогая технология».

Златин отмечает, что конкуренты NEC продвигают на рынок более простое решение с использованием ультрафиолетовых светодиодов со специальным люминофорным покрытием, дающим белый цвет (но без возможности регулировки интенсивности подсветки по каждому отдельному цвету). Такие мониторы будут давать действительно широкий цветовой охват (заявляется до 104% цветового поля Adobe) и обеспечивать хорошую цветопередачу, но остается проблема: если установить другую цветотемпературу, то по идее цвета «поплывут», т. е. монитор будет обеспечивать качественную картинку только при одном значении цветотемпературы. «Но это «по идее». Надо смотреть на реальные устройства», — добавляет Златин.

Но это все перспективные профессиональные модели. А что твориться на массовом рынке? По мнению Сергея Лисовского, менеджера направления ЖК-мониторов московского представительства BenQ, в 2007 г. рынок ждет смещение акцентов с гонки за миллисекунды в сторону увеличения функциональности устройств и расширения диагонали их экрана. Причем под расширением имеется в виду как непосредственно размер диагонали, так и формат.

О расширении функциональности говорит и Вадим Степанишин: «В сентябре мы представили монитор со встроенным плеером iPod. Сейчас это устройство успешно продается в США и начинает завоевывать Европу. В наступающем году мы рассчитываем на очень хорошие перспективы этой модели в России».

Лисовский добавляет, что постепенное распространение HDTV и DVD-фильмов высокой четкости вынуждает разработчиков мониторов расширять возможности этих устройств. «Собственно поэтому, если и не в 2007 г., то все равно достаточно скоро интерфейс HDMI станет такой же неотъемлемой функцией полноценного монитора, как, скажем, сейчас порт DVI», — считает он.

Но вернемся к диагоналям. Дмитрий Кравченко полагает, что стоит вести речь о минимизации поставок 15-дюйм устройств, сокращении продаж 17-дюйм мониторов и возрастании спроса на 19-дюйм модели. Кроме того, он прогнозирует увеличение востребованности мониторов с диагональю 20 дюймов и выше и становление этого сегмента рынка как массового.

Вадим Степанишин советует реселлерам обращать внимание на широту модельного ряда изделий, предлагаемых компаниями-производителями. В нем должны быть представлены разнообразные широкоформатные мониторы, устройства с расширенными функциональными возможностями, интересные образцы с точки зрения дизайна. При этом он подчеркивает, что спрос будет постепенно смещаться от самого простого, массового продукта в сторону более «продвинутых» моделей — с большим размером экрана, большим разрешением, более качественными техническими характеристиками, лучшей эргономикой.

«Уже по результатам этого года можно уверенно сказать, что продажи широкоформатных источников вывода изображения будут расти очень активно. А сдвиг основного покупательского спроса в сторону 19—22-дюйм моделей сейчас не подвергается никакому сомнению. Причинами тому являются общее снижение стоимости подобных устройств, а также модернизация программных приложений, требующая более продвинутых в техническом плане дисплеев для наиболее полной реализации возможностей обновленного ПО», — считает Лисовский.

А Алексей Златин предупреждает реселлеров, что в следующем году рынок мониторов будет весьма разнородным. Он объясняет это появлением большого количества широкоформатных мониторов с диагоналями от 19 до 26 дюймов. «Рынок хорошо принял широкоформатные 20-дюйм устройства из-за дешевизны. Логично предположить, что пойдут и широкие «девятнашки». Но здесь пользователя ждет подвох: он будет искать замену своему 17-дюйм монитору, тогда как (исходя из разрешения) широкоформатное 19-дюйм устройство скорее подойдет как замена 15-дюйм модели», — отмечает он.

Но помимо технологических существуют и другие факторы, оказывающие влияние на российский рынок мониторов. Так, Дмитрий Кравченко считает, что рост доходов населения, увеличение расходов государства на развитие ИТ-инфраструктуры, выход Windows Vista, без сомнения, окажут положительное влияние. Кроме того, он считает, что плюсом станет глобализация мониторного рынка и увеличение доли ведущих вендоров.

А Сергей Лисовский отмечает продолжающееся снижение цен на ЖК-панели. По его мнению, 2007 г. не станет исключением. Это может негативно отразиться на тех производителях, которые не успели или не смогли подстроиться под стремительно меняющуюся ценовую обстановку. «Они понесут убытки и будут вынуждены покинуть рынок», — предрекает он.

Об усилении конкуренции и о том, что это переживут не все игроки рынка мониторов, говорит и Вадим Степанишин: «Произойдет консолидация рынка, в результате которой мы будем иметь пять ведущих мировых производителей, доминирующих на рынке с колоссальным отрывом от остальных. Поэтому можно сказать, что эффективность применяемых компаниями-производителями бизнес-моделей станет основным фактором, влияющим на развитие мониторного рынка. Понятно, что в этих условиях наибольший вес приобретут несколько ведущих вендоров».

Однако в NEC, которую сейчас нельзя отнести к числу лидеров, настроение отнюдь не пессимистическое. «Сегодня у нас очень широкий, но вместе с тем сбалансированный модельный ряд. А уход с рынка Sony естественным образом расширил для нас рыночную нишу, ведь сейчас очень мало производителей предлагают профессиональные мониторы. И мы будем использовать это естественное преимущество», — говорит Златин.

При этом он надеется, что в 2007 г. NEC сможет вернуться в первую пятерку производителей (по рыночной доле в штуках). Для этого вендор намерен запустить новую партнерскую программу для реселлеров и более тесно сотрудничать с розницей, обеспечивая максимально полное наличие всего модельного ряда в магазинах.

ViewSonic также намерена активнее работать с розницей. «Мы заметили, что в 2006 г. на ИТ-рынке стали очень заметны большие бытовые розничные сети. Эти компании, которые до этого достаточно пассивно вели себя на компьютерном рынке, значительно активизировались и очень успешно продают через свои магазины такой продукт, как ЖК-мониторы. Эта тенденция сохранится и в 2007 г., и мы хотим этим воспользоваться», — говорит Степанишин.