О том, что проекторному сегменту рынка еще расти и расти, в наших публикациях говорится постоянно. И массовым-то он никак не станет, и цены на устройства не дотягивают до приемлемого уровня, да и объем продаж на фоне всего ИТ-рынка, пока не впечатляет. Но, несмотря на это, представители вендоров, поставляющих проекторы в России, считают, что рынок этих устройств уже можно считать сформировавшимся. А значит, по их мнению, как на любом таком рынке, в ближайший год ожидать каких-то глобальных потрясений не стоит. «Технологии, сегменты и каналы продаж уже устоялись, — считает Михаил Невзоров, региональный менеджер московского представительства компании Mitsubishi Electric. — Дальнейшее их развитие будет идти постепенно, эволюционно».

С технологиями все понятно. «Если брать офисные проекторы, то революционных новинок в 2007 г., скорее всего, мы не увидим», — полагает Андрей Хонякин, менеджер проекта компании Sharp.

По мнению большинства наших экспертов, основным событием следующего года станет перераспределение долей рынка между ЖК- и DLP-устройствами. «Сейчас доля ЖК-проекторов составляет 55%, а DLP — 45%, — оценивает ситуацию Натали Дерхаке-Загайнова, региональный менеджер по продажам проекторов и PDP-панелей компании NEC. — Мы предполагаем, что в 2007 г. технология DLP укрепит свои позиции на рынке. Но, несмотря на это, в модельном ряду наших изделий до сих пор представлены обе технологии». Но есть и те, кто предпочитает что-то одно. «Мы приняли решение сфокусироваться на технологии DLP компании Texas Instruments, — комментирует Молгоржата Матчак, менеджер по продажам в Восточной Европе и России компании InFocus. — Сейчас это самое надежное решение для устройств формирования изображений».

С тем, что результат соперничества двух технологий предрешен, не спорит никто. Рассуждают только о том, каков будет последний аргумент. «Дальнейшее развитие технологии DLP пойдет в сторону увеличения контрастности (2200:1 — минимум)», — предполагает Дмитрий Кравченко, директор департамента периферийного оборудования компании Acer.

Но прогресс не стоит на месте. «В 2007 г. мы будем наблюдать за развитием новых технологий, — считает Виктор Поповский, директор департамента профессиональной видеотехники московского представительства компании Toshiba. — В частности, светодиодной».

Натали Дерхаке-Загайнова соглашается с ним. «Одна из тенденций следующего года — более широкое распространение LED-проекторов. Правда, несмотря на то, что эта технология постоянно совершенствуется, следуя требованиям рынка, в ближайший год она все еще не станет массовой, тем более в России».

Первое, на что наши эксперты советуют обратить внимание, — увеличение доли XGA-проекторов в общем объеме продаж бизнес-устройств. По их мнению, аппараты с естественным разрешением не ниже XGA станут основой этого рынка. Ожидается, что к концу 2007 г. этих устройств будет продаваться почти в два раза больше, чем SVGA.

В следующем году получат дальнейшее развитие нестандартные разрешения (SXGA+ и WXGA). «Первые пока ориентированы на узкие ниши (пользователи, работающие с картами и чертежами), — поясняет Михаил Невзоров. — А вторые все активнее выходят на массовый корпоративный рынок. Сейчас уже появилось несколько моделей с разрешением WXGA, достойных внимания, и их число постоянно растет».

«Интерес к подобным устройствам растет вслед за увеличением спроса на ноутбуки и мониторы с широкоформатным разрешением, — объясняет Натали Дерхаке-Загайнова. — Ведь появление WXGA-моделей сделало возможным работу с такими ноутбуками «без потерь» в качестве картинки». Кстати, о том, что развитие рынка проекционного оборудования практически напрямую зависит от тенденций в сегменте ИТ, упоминают многие наши эксперты. А если вернуться к широкоформатным устройствам с разрешением WXGA, представители вендоров подчеркивают, что эти проекторы отличаются от видеомоделей, и спрос на них в 2007 г. будет не очень высоким. Зато их продажи могут принести реселлеру хорошую маржу.

В следующем году на рынке будут доминировать проекторы с яркостью 2000—2500 ANSI-лм, вырастет объем продаж и более ярких моделей (2500—3500 ANSI-лм). А вот увеличения спроса на бизнес-устройства с яркостью менее 2000 ANSI-лм или от 4000 и выше ANSI-лм ожидать не стоит.

В сегменте мобильных проекторов в 2007 г. появятся модели компактнее, легче, но ярче и функциональнее существующих сейчас. «В первую очередь будут совершенствоваться опции, повышающие автономность этих устройств, — считает Андрей Салтрукович, менеджер по продукту московского представительства Epson Europe, — такие, как возможность «прямого» (без участия ПК) редактирования презентаций, беспроводного подключения и др.».

Пока что проекторы для бизнеса продаются гораздо активнее (в разы), чем их «домашние» собратья. Но ситуация может измениться. По мнению Елены Ерохиной, менеджера по развитию бизнеса российского представительства BenQ Europe, в ближайшие годы спрос на видеопроекторы будет расти быстрее, чем на офисные проекторы (4:3). «Но в абсолютном выражении в 2007 г. соотношение объемов продаж видеопроекторов (формата 16:9) и бизнес-устройств составит один к десяти в пользу последних», — утверждает она.

За счет чего увеличится сегмент устройств для дома? Производители обещают представить новые модели, совместимые со стандартами телевещания HD (high definition) и Full HD. «Наступление эры видео высокой четкости (HD, HDTV) послужит «локомотивом» в сегменте проекторов для домашнего кино», — отмечает Михаил Невзоров. Кроме того, ожидается, что на рынке Full HD появятся модели по более доступным ценам, чем сейчас.

Поэтому реселлерам, выбирая производителя, необходимо обращать особое внимание на качество и предлагаемый ассортимент. «Они должны искать надежное оборудование, — комментирует Молгоржата Матчак. — Кроме того, реселлеру важно правильно выбрать дистрибьютора. На таком стремительно растущем и быстро эволюционирующем рынке, как проекторный, дилер должен иметь возможность получить консалтинговые услуги и рекомендации по данному оборудованию». Как считают вендоры, если их партнеры будут следовать этим требованиям, они смогут и удовлетворить любые требования рынка и снизить затраты на послепродажное обслуживание. Кроме того, производители советуют не забывать о таких видах деятельности, как предложение дополнительных опций и услуг, а также готовых решений.

По мнению вендоров, факторы, которые в 2007 г. окажут влияние на их бизнес, можно разделить на две группы: связанные с определенным продуктовым сегментом и с конкретной страной.

К первым относится все еще продолжающийся рост проекторного рынка. Эта общемировая тенденция окажет положительное влияние на ситуацию в нашей стране, но будет компенсирована давлением со стороны конкурирующих рынков, например ЖК-телевизоров или плазменных панелей.

Не стоит забывать и о ценовой конкуренции, которая только усилится с появлением новых игроков. И есть основания предполагать, что в 2007 г. среди новичков мы увидим не только «мотыльков-однодневок», но и зрелые компании, обладающие сильной производственной и маркетинговой базами. Но ожидается и уход с рынка (или сокращение доли) некогда сильных вендоров. По мнению Елены Ерохиной, сейчас в мире, в Европе и в России уже сформировался круг претендентов на вылет. «Их постепенный уход высвободит пространство для соперников», — говорит она. Этот процесс затронет всех: и производителей, и канал, и конечных покупателей.

А теперь об особенностях нашего рынка. Как отмечают производители, он стал международным и очень открытым (с точки зрения поступления информации и распространения технологий), а также одним из наиболее динамично развивающихся рынков в мире. И в 2007 г. вендоры будут с еще большей заинтересованностью смотреть как на российский рынок, так и на рынки стран СНГ. Судя по официальным данным, благосостояние наших граждан растет, что приведет к увеличению платежеспособного спроса на модели для домашнего кинотеатра. А формирование культуры мобильных бизнес-презентаций подстегивает спрос на офисные проекторы. Все это, естественно, принесет плоды уже в 2007 г. Однако в отличие от Западной Европы, где все предсказуемо и прозрачно, условия ведения бизнеса в России по-прежнему нельзя назвать ни стабильными, ни определенными.

И в 2007 г. ситуация на проекторном рынке во многом будет зависеть от действий государства. Если говорить прямо, именно оно и является тем самым основным фактором, который оказывает наибольшее влияние на данный сегмент рынка. И в первую очередь речь идет о крупных тендерах на закупку оборудования для образовательных учреждений. Правда, наши эксперты утверждают, что госзакупки — это явление с двойным положительным эффектом. С одной стороны, на их долю приходится большая часть продаж проекторов. Поэтому внимание, которое уделяет государство развитию образования, и, в частности, увеличение его финансирования внушает оптимизм.

С другой стороны, проведение подобных конкурсов косвенно побуждает других заказчиков, не попавших под тендерные поставки, проявлять активность, что формирует дополнительный спрос на данное оборудование. Так, многие муниципальные органы власти финансируют региональные тендеры на поставку проекторов. Да и частные школы, лицеи и университеты стараются не отстать.

Казалось бы, ситуация вполне благостная. Но 2007 г. — последний год перед президентскими выборами, а значит, возможно все, вплоть до дестабилизации экономического и политического положения в стране. Остается надеяться, что стабильность сохранится и негативное влияние на рынок будут оказывать только его участники.

Учитывать эти экономические и политические тенденции придется не только вендорам, ведь все вышеперечисленное обязательно скажется на прибыльности всех участников цепочки поставок.