Успешных дистрибьюторских компаний в нашей стране немало. Но акционеры и топ-менеджеры прекрасно понимают, что в сегодняшних условиях бизнес нужно диверсифицировать. Именно поэтому на ИТ-рынке и возникли холдинговые структуры, влияние которых с каждым годом растет.
Усиливается и конкуренция, хотя в разных сегментах рынка это происходит по-своему. На мой взгляд, сегодня о конкуренции в сфере дистрибуции нельзя говорить без учета соперничества соответствующих холдингов. И хотя развиваются ведущие ИТ-холдинги по-разному, у них есть одна общая черта: как правило, они не считают развитие дистрибуции для себя приоритетным, предпочитая концентрироваться на других направлениях — консалтинге, разработке ПО, рознице и др.
Поэтому я часто задаю себе вопрос: «Успех того или иного дистрибьютора — это результат его собственной политики или следствие ослабления позиций дистрибуции в других холдингах?». И не могу дать однозначный ответ.
На данный момент конкуренция в дистрибуции более плавная и инерционная, рынок ИТ-дистрибуции в России в целом стабилизировался, дистрибьюторы растут вместе с рынком, и резких изменений в расстановке сил не происходит. Конкуренция между интеграторскими структурами ИТ-холдингов сейчас сильнее, поскольку их владельцы и топ-менеджмент акцентируют внимание на этом сегменте рынка. Многие системные интеграторы активно конкурируют друг с другом чуть ли не в каждом тендере. В последние годы среди интеграторов появилось несколько «восходящих звезд», хотя основная борьба по-прежнему идет среди десятки лидеров.
Дистрибьюторская маржа неуклонно снижается. Казалось бы, уже пора задуматься: а что делать лет через пять, когда она станет равна нулю? Правда, как показывает западный опыт, нуля она все-таки не достигнет.
Есть несколько путей решения этой проблемы, и каждому дистрибьютору придется выбрать один из них.
По первому пути могут пойти те три—пять компаний, которые претендуют на звание лидера рынка (основные критерии в данном случае — объем продаж и число предлагаемых модульных рядов продуктов). Для них другого выхода, кроме как наращивать обороты и постоянно увеличивать свою долю рынка, нет. Они словно участвуют в своеобразной «гонке вооружений» — постоянно стараются минимизировать расходы, выполнять недоступные для других компаний планы вендоров, выжимать деньги у партнеров, жестко бороться с конкурентами. Второй путь — это переход к другой модели дистрибуции, например к совмещению 1- и 2-уровневых продаж. В этом случае, безусловно, повышается маржа, но разрушаются устойчивые связи с дилерами — возможно, ими придется жертвовать. Опыт показывает, что такая модель тоже работает.
Третий — это value added distribution (VAD), предоставление дилерам неких дополнительных услуг, которых другой дистрибьютор предоставить не может. Это и техническая поддержка, и помощь партнерам в выборе оборудования в их проектах, индивидуальные условия финансирования и др.
Наконец, еще один путь — отказ от дистрибьюторского бизнеса и уход в другой сегмент ИТ-рынка.
Наша компания сделала свой выбор — мы в «гонке вооружений» не участвуем. Прежде всего потому, что Landata изначально позиционировалась как проектный дистрибьютор, VAD.
Понятие VAD все любят, хотя и трактуют немного по-разному. Для Landata я бы на первое место поставил компетенции — умение делать то, чего не умеют другие. Именно эти компетенции в сочетании с такими базовыми для дистрибьютора умениями, как работа со складом, связи с регионами, финансовые услуги, и позволяют если не повышать маржу, то по меньшей мере ее стабилизировать.
На мой взгляд, в последнее время, по мере роста компетенций value added дистрибьюторов, грань между ними и системными интеграторами постепенно размывается. В то же время философия бизнеса у них разная. И пока подходы к бизнесу у них различаются, мы и называем их по-разному.
У VAD есть ряд преимуществ по сравнению с интегратором. И прежде всего то, что я назвал бы чувством рынка. VAD видит, как формируется рынок, каковы его реальные потребности (а не те гипотетические, которые порой декларируют вендоры) и тенденции его развития. И это происходит не потому, что дистрибьютор умнее, а потому, что к нему стекается очень много разносторонней информации: от вендоров, к которым он достаточно близок, от дилеров из разных регионов, передающих в том числе и информацию от конечных пользователей. У системного интегратора такой информации в разы меньше.
Что касается квалификации, то специалисты VAD, имеющие дело с типичными заказами и запросами и участвующие ежегодно в 30—40 проектах, могут не уступать своим коллегам из интеграторской компании, работающим на двух—пяти проектах в год.
На мой взгляд, VAD — в некотором смысле объединяющая фигура на рынке, способная составлять альянсы из очень разных компаний, и именно в этом его главный козырь. Системный интегратор, конечно, при необходимости тоже привлекает субподрядчиков. Но кого ему выбрать? Другого интегратора в этом же городе, своего конкурента? А может, лучше столичного VAD, который ему не конкурент и с которым, возможно, и дальше стоит сотрудничать?
Превратить сервисы в продукты, сделать их востребованными и доступными рынку — непросто. Системные интеграторы это делают. Их бизнес прибылен, но большая часть прибыли уходит на поддержание в готовности ресурсов, используемых очень неравномерно по времени и объему имеющихся проектов. Оптимизация этого процесса — одна из важнейших проблем для интеграторов, особенно для компаний среднего размера. Проектный дистрибьютор тоже может предлагать сервисы, причем как свои собственные, так и транслируемые от вендоров.
Сейчас много говорят о тех угрозах, с которыми якобы столкнутся дистрибьюторы в ближайшее время — изменения на таможне, развитие Интернет-торговли, создание вендорами локальных складов и др. Мне кажется, все это больше должно волновать дистрибьюторов массовых «коробочных» товаров, но даже и их пока не особенно затрагивает. Что же касается создания локальных растаможенных складов, то дистрибьюторам это только облегчит работу и избавит их от лишней головной боли.
«Стали крепче!» — лаконичный слоган XII мультивендорного форума ICL Partner Connect в 2025 г. приобрел особое значение. Это не просто констатация успехов в импортозамещении, но и, что гораздо важнее, демонстрация реальной готовности к дальнейшей напряженной борьбе за достижение технологического суверенитета.
О принципах работы компании, её канальной политике и перспективах развития избранного ею направления бизнеса изданию IT Channel News рассказывает генеральный директор Curator Дмитрий Ткачев.
Опрос
Каждый третий работающий россиянин отмечает, что финансовые проблемы напрямую влияют на его производительность труда и снижают эффективность, а …
Компании «Киберпротект» и Innostage на форуме Kazan Digital Week заключили соглашение о сотрудничестве. Технологическое партнерство компаний будет …
Специалисты BI.ZONE Brand Protection провели аудит около 700 000 корпоративных учетных записей в российских компаниях. Выяснилось, что 9% сотрудников …
В рамках международного ИТ-форума Kazan Digital Week компании VisionLabs и ICL Системные Технологии подписали соглашение о стратегическом …
ИАА Telecom Daily совместно с ИТ-экосистемой «Лукоморье» представили результаты масштабного исследования российского рынка безопасной конвейерной …
IT Channel News публикует результаты очередного исследования «25 лучших российских системных интеграторов» и представляет победителей 2025 года.
IT Channel News публикует результаты очередного — уже 17-го! — исследования «25 лучших региональных ИТ-компаний» и представляет победителей 2024 года.
Лидеры читательского рейтинга