По определению, деятельность системного интегратора направлена на решение задач бизнеса, но до недавнего времени информационные технологии не воспринимались российскими предприятиями как реальный инструмент анализа и повышения эффективности деятельности. И только теперь приходит время решения задач бизнеса средствами ИТ. Уровень требований, которые бизнес-руководители предъявляют к ИТ, стал действительно высоким, и уже сами функциональные менеджеры настаивают на автоматизации процессов. Конечно, такое отношение к ИТ пока не стало массовым, но тенденция очевидна. Заказчики начинают понимать, что автоматизация отдельных функциональных областей (бухгалтерии, склада и пр.) гораздо менее эффективна, чем автоматизация «сквозных» бизнес-процессов. И вот этот подход к созданию корпоративных информационных систем, ориентированный на автоматизацию процессов, очевидно, будет доминировать и в будущем.
Сегодня заметно движение в сторону активного применения бизнес-приложений, причем не только ERP-систем. Можно сказать, что в ближайшее время события будут развиваться вокруг ERP. Клиенты поняли, что, во-первых, не существует продуктов, решающих все их задачи, а во-вторых, нельзя при внедрении приложений все сделать своими силами. Как минимум, требуется предпроектное обследование с привлечением консультантов. Освоив теорию, корпоративные клиенты научились действовать «по учебнику», хотя бы внешне: приглашается консультант, пишется ИТ-стратегия и т. д. Однако длительное отсутствие спроса на эти услуги привело к тому, что российские компании-исполнители не успели выработать нужные навыки, не набрались опыта. ИТ-консалтинг — это эмпирическая область, и консультанты должны пройти путь успешных и неуспешных проектов, набивая шишки, а на это нужно время.
Кроме того, компании-интегратору нужно выработать внутреннюю культуру проектного бизнеса. Ее формирование — тяжелая, длительная и нервная работа. И в этом смысле немаловажно, что ряд российских компаний, в том числе и наша, сегодня уже решили эти задачи, отладили сам процесс оказания услуги.
Заметны изменения в ИТ-проектах для госсектора. Государство тоже стало потребителем ИТ-услуг. Хотя нередко эти задачи ставятся в «дикой» форме, тем не менее тенденция видна: госзаказчикам уже требуется и формировать регламенты, и описывать процессы, и разрабатывать софт. А скажем, автоматизация документооборота сегодня стала общепризнанной задачей в государственном секторе.
Еще тенденция: область автоматизации государственных служб начинает распространяться на финансовую функциональность, появляются задачи организации OLAP-хранилищ. Реализованных проектов пока нет, но есть утвержденные планы, виден серьезный интерес заказчиков. Мы уже участвуем как носители знаний в государственных проектах, где используется функциональность, близкая к ERP. Даже наши силовые органы рассматривают возможность внедрения ERP-функциональности. Это я считаю знаковым событием.
Чего в государственных проектах%по-прежнему нет, так это правильного управления. Государство умеет приказывать, заставлять, давить (в том числе по ценам, особенно на услуги), но управление проектами — это вопросы организации. Бюрократические системы с трудом справляются с такими задачами, а для успеха необходимо, чтобы и подрядчики, и клиенты одинаково понимали важность управления проектами.
Для коммерческих предприятий распространенной сейчас задачей становится объединение различных активов, дочерних компаний с разным уровнем развития, в том числе и в области применения ИТ. Обилие таких задач тоже можно считать тенденцией.
Есть перемены и на кадровом рынке. Поведение консультантов изменилось, и существенно. Раньше они искали «лучшую компанию», и это было поводом для перехода в другую организацию. Теперь же они выбирают «лучший проект»: наиболее престижный, выгодный, удобный с точки зрения работы с клиентом. И если прежде мы подбирали людей с расчетом на их долгосрочную работу в компании, то теперь миграция консультантов идет от проекта до проекта, и мы должны учитывать эти изменения ситуации.
Если говорить о функциональных областях автоматизации, то времена, когда внедрялись только финансовые модули ERP-продуктов, давно прошли. Теперь заказчиков интересует прежде всего нефинансовая функциональность: обслуживание и ремонты, управление имуществом и активами, биллинг и другие специализированные модули. Консультантов по внедрению этой функциональности пока недостаточно.
Появляется интерес и к другим, ранее не востребованным направлениям, например к интеграционным решениям. Я всегда был оптимистом и еще пять лет назад считал, что потребность в интеграционных проектах обязательно появится. Это случилось только сейчас, и мы даже стали зарабатывать приличные деньги на интеграции, но она пока лежит в плоскости заказной разработки, в основном речь идет об адаптерах. Интеграционные среды, платформы используются мало и фрагментарно. Во всем мире направление это молодое, и соответствующие продукты еще не очень эффективные. И самое главное: очень мало специалистов — бизнес-архитекторов, способных проанализировать процессы и системы компании и предложить адекватную им архитектуру интеграционного ядра. Это новая задача, и после появления спроса на такие решения должно пройти время, прежде чем сформируется пул специалистов в данной области. В этом году мы уже создали у себя службу бизнес-архитекторов, которая не связана с каким-то определенным продуктом, а выступает именно как системно-независимое подразделение.
К сожалению, рынок по-прежнему остается ориентированным на продукты. Многие шумные, а иногда даже скандальные тендеры заставляют думать, что основной спорный вопрос — это продукт. На самом деле главное — это метод решения задачи. Но уйти от продукта, изменить ситуацию все еще сложно: наш рынок формируют не консалтинговые компании, а вендоры, поэтому он и остается продуктоориентированным.
Бизнес: Системные интеграторы.
Продукт: Услуги.
По пути автоматизации бизнес-процессов
Автор: Ольга Мельник
«Стали крепче!» — лаконичный слоган XII мультивендорного форума ICL Partner Connect в 2025 г. приобрел особое значение. Это не просто констатация успехов в импортозамещении, но и, что гораздо важнее, демонстрация реальной готовности к дальнейшей напряженной борьбе за достижение технологического суверенитета.
О принципах работы компании, её канальной политике и перспективах развития избранного ею направления бизнеса изданию IT Channel News рассказывает генеральный директор Curator Дмитрий Ткачев.
Опрос
Каждый третий работающий россиянин отмечает, что финансовые проблемы напрямую влияют на его производительность труда и снижают эффективность, а …
Компании «Киберпротект» и Innostage на форуме Kazan Digital Week заключили соглашение о сотрудничестве. Технологическое партнерство компаний будет …
Специалисты BI.ZONE Brand Protection провели аудит около 700 000 корпоративных учетных записей в российских компаниях. Выяснилось, что 9% сотрудников …
В рамках международного ИТ-форума Kazan Digital Week компании VisionLabs и ICL Системные Технологии подписали соглашение о стратегическом …
ИАА Telecom Daily совместно с ИТ-экосистемой «Лукоморье» представили результаты масштабного исследования российского рынка безопасной конвейерной …
IT Channel News публикует результаты очередного исследования «25 лучших российских системных интеграторов» и представляет победителей 2025 года.
IT Channel News публикует результаты очередного — уже 17-го! — исследования «25 лучших региональных ИТ-компаний» и представляет победителей 2024 года.
Лидеры читательского рейтинга