На российском рынке систем хранения данных (СХД) четко обозначились два сегмента: крупные корпоративные заказчики (министерства, коммерческие структуры в нефтегазовой и телекоммуникационных отраслях, финансовые компании и т. п.) и клиенты из сферы среднего и малого бизнеса (СМБ), которые, по моему мнению, в ближайшем будущем станут основными потребителями систем хранения.

Это объясняется тем, что внедрение СХД в каждом из этих сегментов происходит по различным сценариям. Крупные заказчики имеют достаточно давно сложившиеся инфраструктуры ИТ, которые они финансируют уже не по «остаточному принципу», и, как правило, внедряют сложные СХД высшего класса объемом хранения на 60—100 Тбайт с высокой степенью надежности.

При этом они стремятся приобретать не отдельные системы хранения, а законченные решения, включающие в себя не только СХД, но и мощные серверы, программное обеспечение управления данными, ERP-системы и т. д. Подобные решения поставляют на наш рынок такие вендоры, как HP, IBM, Sun Microsystems, которые имеют в своем арсенале весь набор продуктов для построения информационной инфраструктуры.

В то же время в сегменте СМБ начался и по нарастающей идет переход от применения напрямую подсоединяемых к серверам хранилищ (DAS) к использованию сетей хранения (SAN). Но такие клиенты в силу ограниченности ресурсов и недостатка опыта эксплуатации систем хранения используют у себя чуть ли не «коробочные» СХД начального уровня. До последнего времени много таких систем поставлялось на российский рынок рядом тайваньских производителей (Adaptec, Infortrend, LSI и др.).

Но в этом году ситуация начала меняться благодаря выходу на рынок СМБ таких вендоров, как ЕМС и HDS. Эти известные производители платформ хранения информации уже не ограничиваются выпуском преимущественно высококлассных СХД, ориентированных на запросы крупных заказчиков, поскольку понимают, что подготовка к продаже такого оборудования — это длительный и непростой процесс, в котором обязательно должны участвовать специалисты вендора. И основные деньги в сегменте крупных заказчиков извлекают не они, а те же HP, IBM и Sun, поставляющие комплексные готовые решения.

Новая ориентация ЕМС и HDS связана еще и с тем, что все аналитики предсказывают в ближайшие годы значительный, измеряемый десятками процентов рост спроса со стороны клиентов СМБ.

Кроме того, работать с этими заказчиками значительно проще — достаточно разработать и выпустить некоторое количество моделей СХД, которые через дистрибьюторов смогут продавать и обслуживать большое число компаний. Ведь вендору напрямую обслуживать таких клиентов практически невозможно: чем меньше по масштабам бизнес заказчиков из СМБ, тем большее их число придется обслуживать производителю и тем больше усилий ему придется затрачивать. Поневоле вендор делегирует функции обслуживания клиентов своим партнерам, которые смогут обеспечить качественный сервис лишь при наличии средств автоматизации управления компонентами ИТ, в том числе СХД.

В настоящее время ЕМС и HDS начали движение вниз, выпуская все более простые в управлении и доступные продукты, при этом повышая их уровень надежности и управляемости по сравнению с продуктами тайваньских производителей. Ведь в распоряжении ЕМС и HDS есть развитые комплексы программного обеспечения, которые позволяют реализовать функции зеркалирования и резервирования, программные средства, повышающие скорость доступа к хранимым данным и их безопасность.

У тайваньских производителей такого программного обеспечения нет, поэтому они могут предложить лишь продукты с экономичным дизайном и низкой ценой.

Однако с точки зрения интеграции в инфраструктуру хранения данных системы, предлагаемые тайваньскими компаниями, использовать довольно сложно.

Думаю, что в наступающем году по мере выпуска ЕМС и HDS все более доступных СХД, предназначенных для клиентов СМБ, продукты тайваньских производителей будут вытесняться. Свидетельством тому является появление на рынке множества небольших «персональных» хранилищ для личных медиа-данных, выпускаемых фирмами Тайваня, которых начали «выдавливать сверху» более функциональные СХД ЕМС и HDS.

Нельзя не отметить и усилия Intel, которая предприняла попытку выхода на рынок СХД, предложив партнерам свои платформы для выпуска систем хранения в архитектуре SAN. Предполагаю, что Intel еще не накопила достаточного опыта создания таких систем и вынуждена осуществлять их разработку на основе аутсорсинга, обращаясь к другим производителям. Иначе нельзя объяснить очень длительный период обновления ее платформ. По сравнению с ними появление новых продуктов ЕМС и HDS происходит значительно чаще и быстрее.

Зато, используя свой богатый опыт разработки серверов, Intel создала и выпустила на рынок в виде NAS-систем «персональные хранилища». Они дополнены развитым программным обеспечением управления платформой, значительно превосходящим по функциональности программные утилиты, которые поставляют вместе со своими продуктами тайваньские производители.

Заодно стоит упомянуть и появление новых видов накопителей, альтернативных традиционным жестким дискам, — на флэш-памяти, голографических и многослойных оптических дисков, на основе которых стали выпускаться различные системы хранения данных, представляющие прямую угрозу существованию тайваньских систем.

Таким образом, продукты из Тайваня начинают вытесняться с нашего рынка не только СХД ЕМС и HDS сверху, но и снизу более надежными и функциональными системами.