В ближайшем будущем темпы развития отечественного ИТ-рынка сохранятся. Со временем он утратит национальную специфику и практически не будет отличаться от ИТ-рынков западных стран. Но изменения у нас пойдут не быстро, а эволюционно, шаг за шагом, причем в каждом из сегментов — дистрибуции, системной интеграции, производстве, розничной торговле — скорость преобразований будет своя. В конце концов мы получим прозрачный рынок с простыми и понятными схемами логистики.

Вступление России в ВТО ускорит переход к мировым правилам ведения бизнеса, но революционных скачков, думаю, не произойдет. Период «адаптации и подстройки» к западным стандартам займет не менее 3—4 лет.

В последнее время часто говорят о том, что отечественные компании лишь потеряют от вступления страны в ВТО, что к нам придут крупные международные корпорации, которые вытеснят местных игроков. На мой взгляд, этого не случится. Более того, вступление в ВТО пойдет на пользу многим российским фирмам, в частности дистрибьюторам. Сегодня наш бизнес не столь прозрачен, как хотелось бы честным игрокам, поэтому у нас высока степень различных рисков. Обороты ведущих компаний составляют сотни миллионов долларов в год, и среди этих фирм есть такие, которые заинтересованы в поиске стратегических партнеров и выходе на IPO. Но пока наш рынок не станет открытым и прозрачным, эти компании не смогут достичь своей цели.

Несмотря на рост отечественного ИТ-рынка, число крупных компаний увеличиваться не будет, — более того, часть средних фирм исчезнет. Сократится также количество региональных игроков, и это я считаю одной из важнейших тенденций ближайших лет. Если говорить о дистрибуции, то этим бизнесом по-настоящему могут заниматься только московские и питерские компании. Причины очевидны.

До сих пор в цепочке поставок определенную роль играли субдистрибьюторы. Их бизнес был возможен благодаря географическим размерам России — охватить всю территорию страны дистрибьютору сложно. Однако, когда мы вступим в ВТО, одними из первых компаний, которым придется покинуть ИТ-рынок, будут именно субдистрибьюторы. Произойдет это потому, что сама возможность выхода на наш рынок иностранных фирм заставит российских дистрибьюторов перестроить свой бизнес — повысить эффективность работы, сократить расходы. С высокой степенью вероятности это приведет к снижению маржи дистрибьютора, а значит, маржа субдистрибьюторов, и без того минимальная, превратится в ноль. По этой же причине уменьшится и количество «серых» игроков. Надо быть также готовым к потерям и среди наших крупных официальных дистрибьюторов, но радикального изменения числа компаний ожидать не следует.

Следует отметить, что сегодня условия работы дистрибьюторов с финансовой точки зрения заметно улучшились по сравнению с тем, что было всего лишь несколько лет назад. Отношения с банками и другими финансовыми институтами перешли в сугубо формальную деловую плоскость. Банки стали понимать специфику дистрибьюторского бизнеса, поэтому, выдавая кредиты, начали брать под залог товарные запасы. И таких банков, которые научились с выгодой для себя сотрудничать с дистрибьюторами, становится все больше, что также можно назвать положительной тенденцией наших дней.

Процесс роста крупных компаний, и в первую очередь столичных, не только продолжится, но и пойдет более активно. Это касается как дистрибьюторов, так и системных интеграторов. По моему мнению, скоро на уровне общегосударственных проектов смогут работать только ведущие интеграторы, а региональным фирмам останутся проекты местного значения, что, впрочем, не исключает их участия в федеральных проектах в качестве местных субподрядчиков.

Появление в России зарубежных интеграторских компаний в ближайшие несколько лет считаю маловероятным. В более отдаленной перспективе они могут начать экспансию на нашем рынке, но выходить сюда станут не самостоятельно, а, скорее, приобретая местных игроков. Видимо, по такому же сценарию на наш рынок будут выходить зарубежные дистрибьюторы и розничные сети.

Что может противопоставить отечественный канал сбыта? Дистрибьюторам придется либо объединяться, либо уходить в более узкие ниши, становиться специализированными игроками, что повысит их конкурентоспособность. Впрочем, этот рецепт неоригинален, так развивался канал сбыта в странах Центральной и Восточной Европы, вступивших в Евросоюз. И что-то новое здесь изобрести сложно. Правда, из-за административных барьеров и проблем с логистикой зарубежные дистрибьюторы в течение трех-четырех лет вряд ли рискнут начать работу в России, так что у нас есть резерв времени.

Среди других важных тенденций можно отметить смещение фокуса дистрибьюторов в сторону сложного оборудования, продвижение которого требует определенной квалификации и экспертизы. Всякий высокотехнологичный товар со временем превращается в массовый коробочный, и существует немало фирм, способных организовать эффективную доставку продукции из-за рубежа и ее таможенную очистку. Понятно, что конкурировать с ними дистрибьюторы вряд ли смогут. Это также означает, что доля продукции, поставляемой дистрибьюторами, будет уменьшаться. Происходит «вымывание» простых товаров из портфеля дистрибьюторов и перемещение этих товаров в так называемый «вольюмный» бизнес.

Как я уже говорил, дистрибьюторам, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, возможно, придется объединяться. Но это должны быть альянсы родственных бизнесов. Смысла создавать холдинги, включающие разные направления деятельности — производство, дистрибуцию, системную интеграцию, — я не вижу. На мой взгляд, мода на такие образования прошла. Да, неплохо было показать рынку, что в результате сложения бизнесов оборот холдинга поднялся на недосягаемую высоту. Но это псевдообъединение, поскольку у таких холдингов нет единой цели, там каждая компания — сама за себя.

Консолидация игроков различных направлений ИТ-деятельности может быть эффективна в плане отстаивания интересов ИТ-отрасли на политическом, законодательном уровне, в выстраивании взаимоотношений с государством. В этом смысле многие крупные столичные компании созрели для объединения. Пример тому — авторитет и деятельность АПКИТ. Правда, региональный комитет Ассоциации столкнулся в регионах с настороженным отношением к любым идеям и предложениям, исходящим «из столицы», и даже иногда с противодействием. Тем не менее примеры консолидации бизнеса есть и в регионах.