В последнее время стало модно говорить о проектной дистрибуции и о перспективах «этого сегмента рынка». Но в мировой практике такого термина просто не существует: есть широкопрофильная и value-added дистрибуция. Это — самостоятельные виды бизнеса. А вот понятия «проектная дистрибуция» как специализации дистрибьютора нет. Мне кажется, что это как раз тот случай, когда подменяются понятия, и под проектной дистрибуцией подразумеваются «дистрибьюторские поставки техники в проекты». Значит говорить об отдельном сегменте рынка нельзя. Технику для проектов предлагают все: и широкопрофильные, и VAD-компании.
Если рассматривать действительно крупные проекты, то поставки в них идут чаще всего именно через первых. Ведь именно эти компании могут предложить широкий ассортимент (намного больше, чем у VAD и нишевых продавцов) и качественную логистику. Как раз то, что требуется от дистрибьютора в крупном контракте, который уже давно посчитан — доставить все быстро и по минимальной цене.
Именно поэтому такие крупные проектные поставки не являются основой бизнеса RRC. Нам гораздо интереснее работать со средними и мелкими проектами, требующими от дистрибьютора высокого уровня экспертизы. Реальность такова, что не все интеграторы обладают достаточными компетенциями для выполнения проектов. Конечно, есть крупные компании, но спектр оборудования, с которым они работают, пожалуй, даже шире, чем у того же широкопрофильного дистрибьютора. И знать все это многообразие «лучше всех» просто невозможно. Поэтому чаще всего даже крупные интеграторы обладают набором некоторых базовых знаний, а специальные знания (по конкретным линейкам) развивают у себя именно нишевые дистрибьюторы. Работая с ограниченным кругом вендоров, они обладают экспертизой по их продуктам иногда даже лучшей, чем у крупных интеграторов, не говоря уже о более мелких игроках.
Поэтому сейчас все чаще средние и мелкие проекты — это итог совместных действий трех сторон: интегратора, обладающего базовыми знаниями, дистрибьютора, имеющего компетенцию в определенной области, и заказчика, определяющего необходимые требования. И если раньше такие тройственные союзы были редкостью, то сейчас данное явление уже можно назвать преобладающим.
Так, специалисты компании RRC все чаще выполняют технические работы, связанные с подготовкой проекта. При этом наши партнеры-интеграторы не только не противятся, но даже очень активно этим пользуются. Ведь мы не пытаемся отобрать у них конечного заказчика, у нас нет «карманной» интеграторской компании, которой мы могли бы передать проект. Мы не являемся их конкурентами. Наоборот, предоставляя наших технических специалистов и ряд уникальных сервисов, которых ни у кого нет, мы делаем наших партнеров намного более конкурентными. Бывают случаи, когда партнерам удобно представить наших специалистов своими сотрудниками, но бывает и обратное. Мелкому интегратору для того, чтобы попасть к заказчику, иногда необходимо доказать возможность выполнения проекта, и тогда он открыто выступает вместе с крупным дистрибьютором, обладающим определенной компетенцией и экспертизой.
В настоящее время основные потребители value added услуг — малые и средние интеграторы. Эти компании в отличие от пятерки крупных часто не имеют прямых контрактов с вендорами и все равно вынуждены закупать товар у дистрибьюторов. Так почему бы не предложить им еще и дополнительные услуги, в которых они действительно нуждаются. Таким образом, нам еще удается повысить и уровень лояльности канала, а это очень важно во взаимоотношениях дистрибьютор — партнер. Ведь цена на одно и то же оборудование на рынке у широкопрофильного дистрибьютора и у нишевого примерно сопоставима. Но партнеры понимают, если однажды из-за небольшой разницы в цене уйти от того поставщика, который помог подготовить проект, в следующий раз уже никто не поможет.
И, кроме того, не всегда за услуги наших специалистов «платят» именно дилеры.
Все, в том числе и вендоры, понимают, что модель VAD — это дорогое удовольствие. Кроме этого во многих нишах VAD- и VAR-компании занимают системообразующее положение. Ведь эти компании не работают с десятками вендоров, а иногда и вовсе специализируются на конкретном направлении в рамках одного производителя. Значит уровень лояльности в связке вендор — VAD гораздо сильнее, чем в паре вендор — boxmover. Производители дорожат этой привязанностью и часто компенсируют затраты, которые возникают у дистрибьютора. Ведь если завтра мы не сможем оплачивать наших специалистов и они уйдут от нас, то мы уже не сумеем проактивно развивать данное направление. И хуже всех в этой ситуации будет именно вендору.
Безусловно, производители ценят и системных интеграторов, работающих непосредственно с конечными заказчиками. Но такая адресная поддержка со стороны вендора доступна только самым крупным партнерам, обслуживающим больших клиентов. А вендоры все больше интересуются потребителями из сектора СМБ, теми, до которых нельзя дотянуться напрямую, используя свой собственный ресурс или ресурс крупных интеграторов. Поэтому, желая работать с большим количеством мелких и средних компаний при ограниченности своих собственных ресурсов, единственное правильное решение — поддерживать дистрибьюторов, которые целенаправленно тратят свои усилия на развитие этого рынка и канала.
В ближайшее время дистрибьюторам придется более четко позиционировать себя на рынке. И здесь вопрос не только в том, что надо определиться — широкопрофильная или VAD-компания. Внутри последних также произойдет углубление специализации, компании будут уходить в конкретные ниши. Содержать большое количество специалистов дорого, а маржа постоянно падает. Значит надо искать баланс между количеством и качеством, убирать невыгодное и углублять специализацию. Да и вендоры требуют того же, предлагая дистрибьюторам выбрать для развития определенное направление. В результате за работу в конкретной нише VAD получит дополнительные привилегии и со стороны вендора и со стороны канала, так как будет предоставлять уникальную экспертизу в той или иной области.
«Стали крепче!» — лаконичный слоган XII мультивендорного форума ICL Partner Connect в 2025 г. приобрел особое значение. Это не просто констатация успехов в импортозамещении, но и, что гораздо важнее, демонстрация реальной готовности к дальнейшей напряженной борьбе за достижение технологического суверенитета.
О принципах работы компании, её канальной политике и перспективах развития избранного ею направления бизнеса изданию IT Channel News рассказывает генеральный директор Curator Дмитрий Ткачев.
Опрос
Каждый третий работающий россиянин отмечает, что финансовые проблемы напрямую влияют на его производительность труда и снижают эффективность, а …
Компании «Киберпротект» и Innostage на форуме Kazan Digital Week заключили соглашение о сотрудничестве. Технологическое партнерство компаний будет …
Специалисты BI.ZONE Brand Protection провели аудит около 700 000 корпоративных учетных записей в российских компаниях. Выяснилось, что 9% сотрудников …
В рамках международного ИТ-форума Kazan Digital Week компании VisionLabs и ICL Системные Технологии подписали соглашение о стратегическом …
ИАА Telecom Daily совместно с ИТ-экосистемой «Лукоморье» представили результаты масштабного исследования российского рынка безопасной конвейерной …
IT Channel News публикует результаты очередного исследования «25 лучших российских системных интеграторов» и представляет победителей 2025 года.
IT Channel News публикует результаты очередного — уже 17-го! — исследования «25 лучших региональных ИТ-компаний» и представляет победителей 2024 года.
Лидеры читательского рейтинга