Уже третий год подряд, по данным аналитиков, отечественный рынок мобильных ПК демонстрирует весьма высокие темпы роста. Продажи ноутбуков в 2—3 раза опережают поставки настольных компьютеров, а доля мобильных систем в общем объеме рынка ПК превысила «магический» рубеж в 20%, что, как считают эксперты, переводит ноутбуки из категории эксклюзивных продуктов для профессионалов и энтузиастов в категорию признанных рынком.

Вот как видит ближайшую перспективу нашего рынка ноутбуков Григорий Низовский, коммерческий директор представительства Acer по работе с партнерами в России и Казахстане: «Сейчас этот сегмент быстро развивается преимущественно за счет новых покупателей, которые осознали необходимость приобретения именно этого вида компьютеров. При этом было бы преувеличением полагать, что необходимым условием дальнейшего роста продаж мобильных ПК на российском рынке является совершенствование используемых в ноутбуках технологий либо появление новых, потому что большинству покупателей еще предстоит освоить всю палитру ноутбуков».

Хотя он признает, что в наступающем 2007 г., безусловно, появятся новые технологические решения, которые углубят наблюдаемую уже сейчас диверсификацию ноутбука как продукта, что ведет к появлению нишевых решений.

По мнению Низовского, в следующем году на рынке также можно будет увидеть мультимедийные мобильные ПК с повышенным качеством воспроизведения звука, ультракомпактные модели с более прочными корпусами, программно-аппаратные средства повышения безопасности данных в мобильных системах, предназначенных для оснащения рабочих мест у корпоративных заказчиков.

Но если в Acer не придают большого значения технологическим новациям, которые в ближайшее время должны появиться на рынке ноутбуков, то Дмитрий Лукин, менеджер департамента мобильных решений представительства ASUSTeK в России и СНГ, прямо указывает на очередное запланированное Intel обновление технологий: «В I квартале 2007 г. мы увидим появление новой мобильной платформы Intel, что подвигнет всех основных производителей к дальнейшему массовому обновлению модельных рядов. Это становится уже нормой — вендоры заменяют модели ноутбуков чуть ли не каждые полгода».

Он также считает, что произошедшее объединение AMD и ATI в следующем году приведет к скачку в развитии мобильных технологий, которые производители начнут использовать в своих ноутбуках. В свою очередь это придаст новый импульс разработке конкурирующих технологий со стороны Intel, которая не замедлит быстро вывести их на рынок.

Другим знаменательным событием, которое повлечет за собой использование в ноутбуках новых технологий, Лукин считает намеченный на начало 2007 г. выпуск ОС Microsoft Vista и пакета офисных программ Microsoft Office 2007, что затронет в первую очередь сегмент домашних пользователей и клиентов из сектора СМБ. Чтобы пользователи смогли воспользоваться всеми функциональными возможностями и преимуществами этих продуктов Microsoft, им придется обзавестись «новейшими аппаратными технологиями», т. е. заменить свои ноутбуки.

О Vista напоминает и Константин Исаакян, старший менеджер департамента ноутбуков Samsung Electronics Россия: «Новая ОС обеспечит пользователю компьютеров новый уровень комфорта в работе, и мы считаем, что тем самым она спровоцирует рост интереса к цифровым устройствам».

Дмитрий Лукин отмечает, что в ближайшем будущем на нашем рынке появится так называемый HD-контент (записи высококачественного аудио и видео, High Definition Audio & Video) как непременная составляющая грядущего технологического прогресса. Для воспроизведения такого контента домашним пользователям потребуются не только новые оптические приводы стандартов HD DVD или Blu-ray, но и ноутбуки, в конструкциях которых появятся соответствующие графические процессоры и наборы микросхем для аппаратной реализации данной технологии.

В то же время, как отмечает Александр Жгутов, технический консультант отдела персональных компьютерных систем «НР Россия», на российском рынке получат более широкое распространение модели ноутбуков, предназначенные не столько для конечных пользователей, сколько для корпоративных заказчиков. В них будут использоваться разнообразные технологии защиты и безопасности, такие, как обеспечение доступа к данным на основе биометрического контроля и смарт-карт. Кроме того, после выпуска Intel новой мобильной платформы на нашем рынке появятся ноутбуки с системой шифрования данных, предотвращающей неавторизованный доступ к ним, что в целом снизит риски потери информации при краже мобильных ПК.

В свою очередь Екатерина Золотарева, менеджер московского представительства Fujitsu Siemens Computers по маркетингу мобильных продуктов считает, что на рынке мобильных ПК будут играть существенную роль два фактора — применение двухъядерных процессоров, повышающих производительность и функциональные возможности систем, и развитие коммуникационных возможностей ноутбуков. В частности, она отмечает появление в мобильных ПК интегрированной поддержки стандартов связи нового поколения 3G UMTS (Universal Mobile Telecommunications System).

По ее мнению, выпуск ноутбуков, оснащенных коммуникационными адаптерами стандартов связи GPRS/EDGE/UMTS, знаменует собой новый этап развития мобильных технологий. И появление таких функциональных возможностей позволило бы расширить канал продаж ноутбуков и привлечь в него новых реселлеров из числа компаний, занятых продажами устройств мобильной связи — телефонов и персональных коммуникаторов.

Константин Исаакян считает, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли тонких и легких ноутбуков и для пользователей все большее значение приобретает наличие дополнений, интегрированных в ноутбук: TV-тюнеров, GPS-навигаторов, Web-камер, устройств для чтения карт памяти разных типов, беспроводных устройств связи — Bluetooth, Wi-Fi. Кроме того, по его мнению, важным вектором развития мобильной индустрии будет дальнейшее внедрение ноутбуков нового ультрамобильного форм-фактора UMPC.

«Все эти новации хороши с точки зрения развития самих технологий, и грядущий 2007 г. может стать «годом обновлений» в полном смысле этого слова. Однако вряд ли все эти «обновления» будут адекватно восприняты многими российскими пользователями, которых опережающий темп технологического прогресса ежегодно ставит перед необходимостью заменять свои мобильные ПК», — считает Дмитрий Лукин. Причем, по его мнению, обилие названий вновь появляющихся технологий приводит к путанице в головах не только потребителей, но и продавцов, что отнюдь не способствует развитию бизнеса реселлеров.

Поэтому, как подчеркивает менеджер ASUSTeK, чтобы комфортно чувствовать себя на рынке, реселлер, безусловно, должен хорошо изучить основные технологические тенденции, учитывать их, анализировать и правильно подбирать модельный ряд продаваемой им продукции, ориентируясь на обслуживаемый круг клиентов. По его мнению, в этом немаловажную роль играет сотрудничество с тем или иным вендором при поддержке дистрибьютора, которые помогут реселлеру полноценно присутствовать на рынке и эффективно развивать свой бизнес.

Еще в конце 1990-х гг. руководитель одной из российских компаний, активно работавшей в качестве реселлера на рынке мобильных ПК, сетовал, что отечественному покупателю явно не хватает информированности о том, что предлагают те или иные производители ноутбуков. За прошедшие годы ситуация существенно изменилась: вендоры пошли в розницу, чему в немалой степени способствовал повышенный спрос со стороны домашних пользователей и клиентов СМБ. Витрины розничных магазинов и сетей бытовой электроники стали тем «информационным окном», через которое потребители смогли увидеть всю полноту ассортимента, предлагаемого на нашем рынке производителями.

Но при этом возникли и определенные проблемы. Григорий Низовский отмечает, что из-за роста активности федеральных розничных сетей конкурировать с ними большинству реселлеров, прежде всего региональных, стало значительно сложнее: «На розничном рынке идет процесс перераспределения ролей и позиций, и сейчас реселлеры осознают необходимость консолидации, создания альянсов или поиска новых, зачастую нишевых направлений деятельности. Небольшой торгующей компании сложно конкурировать с крупной просто потому, что последняя может более широко оповестить о своем предложении и обслужить большее количество покупателей».

«Очень важным фактором, который может сильно повлиять на тенденцию развития рынка и его конъюнктуру, становится выход на российский рынок новых розничных компаний, в частности сети магазинов электроники Media Markt. Но не стоит забывать и об укрупнении розничных сетей в регионах, о появлении новых франчайзинговых проектов. Это тоже должно положительно сказаться на укреплении отрасли и способствовать формированию более стабильной товарно-сбытовой политики со стороны крупных игроков рынка», — считает Константин Исаакян.

Кроме того, он отмечает, что совершенствование и реформирование таможенной политики государства позволит обеспечить более быструю доставку товаров в каналы сбыта и избежать недобросовестных схем ввоза продукции.