Сегодня рынок инфраструктурных решений заметно отличается от того рынка «системной интеграции», который существовал лет пять — семь назад, когда речь шла, как правило, лишь о поставке и установке комплекса оборудования и ПО, и он во все большей степени становится частью рынка профессиональных ИТ-услуг.

Для успешной работы здесь нужна профессиональная управленческая команда, знающая этот рынок и понимающая перспективы его развития. Здесь начинают побеждать уже не люди и не компании, а стратегии. Сегодня нельзя выиграть серьезный проект, взявшись за это только вчера, этому не помогут даже самые большие мгновенные инвестиции. Для того чтобы победить сегодня, нужно было начинать 1,5—2 года назад и за это время приобрести необходимые знания и опыт.

Отчасти это связано с постепенной стабилизацией рынка. Он становится гораздо более прогнозируемым, проекты — более пролонгированными, проектные команды у исполнителей и заказчиков — более профессиональными и, главное, стабильными. У руководителей проектов, с одной стороны, больше уверенности в том, что, запустив данный проект, они смогут довести его до конца, а с другой — больше понимания и персональной ответственности за конечный результат. В прошлом, на мой взгляд, удавалось полностью довести до конца гораздо меньшее число проектов — то реорганизация, то кадровые перестановки, то прекращение финансирования плюс общая экономическая нестабильность. Сегодня же у многих организаций есть внятные планы развития на несколько лет вперед, сложившиеся проектные команды.

Повышается и культура реализации серьезных проектов, что позволяет вести их более эффективно и с гораздо меньшими издержками. В то же время вследствие расширения состава автоматизируемых функций и процессов наблюдаются дальнейшее усложнение и повышение стоимости ИТ, необходимых современному предприятию, несмотря на то что удельная стоимость ИТ-продуктов и решений (в расчете на 1 транзакцию, 1 Мбайт и т. д.) существенно снижается.

Картина развития ИТ-инфраструктуры на предприятиях достаточно динамичная и пестрая: многие крупные заказчики уже реализовали базовые проекты, но приходят новые, в том числе из быстрорастущих секторов экономики. ИТ становятся одной из ключевых составляющих бизнеса. Они особенно важны, прежде всего (с точки зрения обеспечения прозрачности и снижения рисков) для компаний, стремящихся привлечь внешние инвестиции. И часто вопрос стоит уже не только об окупаемости внедрения ИТ, но и о том, что без вывода ИТ-системы на должный уровень, например обеспечивающий непрерывность бизнеса и необходимые регламенты восстановления, уже просто нельзя. В частности, принятый в США закон Сарбанеса — Оксли предъявляет жесткие требования к финансовой информации на предприятии, в том числе к аудиту, оценке рисков, включая ИТ-риски, и т. д.

В проектах, связанных с ИТ-инфраструктурой, постоянно растет доля услуг. Усложняются этапы разработки концепции и проектирования. При наличии у заказчиков исторически сложившихся технологических ландшафтов и многообразии современных технологий все сложнее разобраться в вариантах развития архитектуры ИТ-системы и приложений.

Теперь заказчики все чаще обращаются за советами к тем, кто уже имеет определенный опыт: как надежно и эффективно реализовать нужные бизнес-функции, как выбрать наилучшее ИТ-решение, как оно соответствует планам роста компании и т. д.

Существенно растет и значимость качества эксплуатации ИТ-инфраструктуры. На поддержку и сопровождение тратятся значительные средства, поскольку остановка бизнес-процессов обходится все дороже. Анализируя вместе с заказчиком, каким уровнем надежности должна обладать система, каково допустимое время простоя, во что обойдется достижение этих параметров, интегратор предлагает соответствующие оптимальные решения и уровни поддержки для отдельных подсистем в соответствии с заданными для них уровнями критичности. Такое деление крайне позитивно сказывается на ИТ-бюджете заказчика.

Начинает проявляться отраслевая специализация инфраструктурных решений: многие производители уже предлагают решения, ориентированные на ту или иную отрасль, чаще всего финансовый и телекоммуникационный секторы. И системный интегратор обязан знать и учитывать эту специфику, например обеспечивая тестирование ИТ-системы на различных платформах вместе с соответствующим прикладным ПО, проводя «тонкий тюнинг» и т. д. В результате для заказчика существенно снижаются затраты на оборудование и лицензии и сокращаются сроки внедрения.

В перспективе серьезный системный интегратор должен стать «универсальным», не привязанным к какой-то одной платформе, чтобы не попасть в зависимость от временных удач или неудач того или иного вендора, недостатков той или иной технологии и быть компетентным в различных технологических ландшафтах. ИТ-индустрия развивается скачкообразно, иногда самые передовые решения появляются в недрах небольших компаний.

Стать сразу «универсальным» — идея почти утопическая; естественный алгоритм роста — начав с какой-то узкой ниши, постепенно приобретать новые компетенции и расширять специализацию, благо идущий в мире процесс консолидации ИТ-индустрии, приводящий к уменьшению числа крупных игроков и ведущих технологий, облегчает интеграторам эту задачу. А заказчикам — выбор подходящих решений.

Процесс роста наших ИТ-компаний перестает быть только органическим (за счет их внутренних ресурсов), появляются внешние инвесторы с «длинными» и «дешевыми» деньгами — крупные западные игроки. Пока трудно сказать, сколько внешних денег сможет переварить ИТ-рынок и как они скажутся на его развитии. С одной стороны, человеческие ресурсы здесь ограниченны, а процессы консолидации идут сложнее, чем в других отраслях, с другой — эти деньги могут дать новый толчок к развитию: можно готовить больше кадров и делать это более системно, развивать новые технологии и решения, создавать практики вокруг них и т. д. Хуже от притока внешних инвестиций, безусловно, не будет.