Пожалуй, не нужно никого убеждать в том, что госсектор (федеральные и региональные органы власти, муниципальные образования) — это важнейший сегмент отечественного рынка ИТ. Хотя объем этого сегмента в цифрах оценить трудно.

Еще совсем недавно по вполне понятным причинам доля ИТ-услуг была здесь совсем невелика. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к увеличению расходов госсектора на ИТ как в целом, так и по спектру решаемых задач, хотя в общем объеме этих расходов по-прежнему уверенно доминирует «железо».

Ситуация меняется, проводится все больше тендеров на исполнение комплексных проектов, включающих поставки техники и создание инфраструктуры, а также конкурсов только на оказание услуг, в том числе и консалтинговых. Интеллектуальная составляющая в проектах для госсектора растет. При этом государственные и муниципальные структуры все чаще заказывают не абстрактные исследования, а создание готовых «под ключ» систем (опять-таки речь идет об услугах, а не о поставках «железа»).

Условно консалтинг для госсектора можно разделить на нормативно-правовой и ИТ-консалтинг. В эти понятия входит разработка стратегий, нормативной базы и стандартов в сфере ИКТ, стратегическое позиционирование ИТ, организационный дизайн целевых структур ИТ/ИС, разработка систем ключевых показателей эффективности и сбалансированной системы показателей, разработка концепций и технико-экономических обоснований создания ИС. Наиболее востребованными становятся комплексные государственные ИС, проектирование, создание и интеграция информационно-аналитических систем, решений для управления информацией и знаниями, электронного обучения.

Самые актуальные, на мой взгляд, услуги по организации межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти, а также информационного обмена федеральных органов исполнительной власти РФ с хозяйствующими субъектами. Создание подобных систем позволяет значительно снизить уровень бюрократизации и реально повысить эффективность работы государственных органов. Уже появляются совместные проекты государственных структур и бизнес-сообщества, например АИС ОСАГО, призванная стать единой базой для государственных органов, частных страховых компаний и граждан. Уверен, что подобных проектов будет все больше.

Безусловно, работа с организациями госсектора имеет целый ряд особенностей. Пожалуй, основная — это ответственность, которую берет на себя исполнитель. Она гораздо выше, чем при работе с коммерческими заказчиками. Далее — это масштабность выполняемых проектов федерального уровня. Очевидно, что потенциал ИТ-компании должен соответствовать масштабу проекта, за реализацию которого она берется.

Еще одна важная особенность — объем и роль нормативно-правовой информации. Конечно, такая информация присутствует практически в любой коммерческой структуре. Но в госсекторе, который сильнее забюрократизирован (это вполне объяснимо), она имеет гораздо большее значение и составляет гораздо большую долю данных, которыми оперируют и служащие, и пользователи. Показательно, например, что значительная часть заказов органов государственной власти — создание информационных порталов и автоматизация документооборота. Это первые шаги на пути к полноценному «электронному правительству».

Говоря о проектах для госсектора, стоит отметить также трудности с тиражированием решений. В большинстве случаев предлагаемое решение нужно единственному заказчику (на федеральном уровне), и максимум, на что может рассчитывать его разработчик, — это тиражирование в регионах страны (в отделениях этого заказчика).

Для успешной работы над серьезными проектами в госсекторе ИТ-компании нужны значительные ресурсы и солидная технологическая база. Исполнитель должен содержать штат высококвалифицированных и дорогих специалистов, способных решать задачи государственного уровня и к тому же умеющих общаться и обсуждать такие задачи на совещаниях с участием руководителей министерств и ведомств. Если же речь идет о проекте федерального уровня или проекте, выполняемом в конкретном регионе, то там нужно иметь квалифицированных и надежных региональных партнеров.

В то же время надо понимать, что это направление не может быть приоритетным с точки зрения прибыльности бизнеса. Неудивительно, что крупных компаний, способных взять на себя функции генподрядчика по серьезным ИТ-проектам в госсекторе, в нашей стране немного. Более того, их число сейчас уменьшается, потому что конкуренция выдавливает более слабых игроков, которым трудно содержать коллективы суперпрофессиональных специалистов.

Позитивный прогноз для этого сегмента рынка в том, что мы не видим сейчас и не предвидим в ближайшем будущем заметной конкуренции со стороны зарубежных консалтинговых компаний. По многим причинам (специфика подобных задач и решений, требующая глубокого проникновения в повседневную жизнь ведомств, требования защиты информации, политические риски) их роль останется минимальной. И конечно, не стоит забывать о том, что западные компании обычно не берутся выполнять подобные масштабные проекты за предлагаемые деньги.

Если сравнивать ситуацию в сфере информатизации госсектора России с передовыми странами, то отличия огромные и, к сожалению, не в нашу пользу. Прежде всего, в объеме расходов на ИТ-услуги — отечественные госструктуры тратят на это в десятки раз меньше. Аналогичные по сложности работы стоят у нас неприлично дешево по сравнению с западным странами, хотя, например, в Москве уровень жизни и стоимость квалифицированных специалистов уже достаточно высоки (по некоторым оценкам, как в среднем во Франции), и выполнять подобные проекты ИТ-компаниям становится все труднее.

Безусловно, «государственный сектор» ИТ-рынка в ближайшие годы будет быстро развиваться — конечно, при условии сохранения благоприятной макроэкономической ситуации. Будут расти и объемы выделяемых средств, и интеллектуальная составляющая проектов, и спектр заказчиков.