На Западе модернизация ПК — престижный бизнес, которым не брезгуют ни большие, ни малые компании-реселлеры. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что около 40% всех выпускаемых компьютерной индустрией комплектующих направляются именно на модернизацию (по крайней мере, так утверждает Виктор Арковенко, технический специалист фирмы «Пирит»). В России иное: рынок апгрейд узок и специфичен, для многих компаний модернизация ранее проданной техники — источник головной боли, а не дополнительной прибыли. Почему? Попробуем разобраться.

Массовый компьютерный рынок в России, как многие помнят, начинался с «желтой» сборки. Не отличавшееся высокой платежеспособностью население привлекали цены на азиатские, главным образом китайские «писишки». Но «красные» компьютеры из комплектующих, купленных на радиорынке или у фирмы-реселлера, сохраняли конкурентоспособность даже по сравнению с «китаем»: набор комплектующих стоил тогда дешевле собранного из них компьютера! Объяснялось это тем, что в цену готового «изделия», помимо стоимости компонентов (а она для всех — и «отверточников», и розничных клиентов — была одинаковой), включалась еще и «работа».

Сейчас ситуация совершенно иная: сборщики приобретают «железо» напрямую у поставщиков с большой скидкой, что позволяет значительно снизить стоимость собранного компьютера. В розничной торговле есть комплектующие на любой вкус, но приобретать их там — что для модернизации системы, что для сборки — невыгодно. Если три-четыре года назад вполне можно было купить новые комплектующие и самостоятельно модернизировать компьютер, «подтянув» его до современного уровня, то теперь стоимость подобной модернизации заставляет задуматься: а не проще ли купить новый? Тем более, что деньги, которые предлагают скупщики за морально устаревшие комплектующие, не покрывают сколь-нибудь значительной части расходов.

Чтобы не быть голословными, приведем наиболее характерные высказывания представителей компаний, отобранные из ответов почти дюжины московских фирм с различными объемами оборота, специализирующихся на розничной продаже компьютеров, комплектующих и модернизации устаревшей техники.

Олег Белинкин, инженер, компания «Альтер»: «Наша фирма занимается сборкой компьютеров на заказ и модернизацией готовых систем. Мы не новички на рынке апгрейд. Я убежден, что сейчас индивидуальным пользователям невыгодно обновлять технику — ни самостоятельно, ни пользуясь услугами компаний наподобие нашей. Разница в цене между старыми и новыми комплектующими такова, что эта процедура перестает быть интересной для клиента, проще добавить немного денег и купить новый компьютер, а старый продать — за систему в целом он получит больше, чем за устаревшие комплектующие».

Не очень интересна эта работа и для компаний. С одной стороны, есть производство и сбыт готовых ПК — это своего рода конвейер, где прибыль делается «с оборота». С другой — торговля комплектующими по розничным ценам. И тот и другой процесс, будучи отлаженным, не требует значительных вложений и приносит хорошую прибыль. В противоположность им — услуги по модернизации систем, которую представители многих компаний, не стесняясь, называют «геморроем». В отличие от поточной, «массовой» сборки каждая модернизируемая система требует «индивидуального подхода». Хорошо еще, если речь идет о типовой «отверточной» системе — за нее по крайней мере могут взяться; от brandname большинство компаний предпочитает отказаться.

Олег Белинкин, «Альтер»: «Если вы обращали внимание, крупные компании у нас предоставляют услуги по модернизации только ими самими проданной техники. В целом можно сказать, что «апгрейдом» они не занимаются. Этот рынок отдан «на откуп» средним и мелким фирмам, готовым возиться с каждой системой и бороться за каждый доллар прибыли. Это и понятно: затраты труда велики, а увеличивать цены нереально, поскольку тогда клиент точно откажется от модернизации и за те же деньги купит новую машину. Занимайся этим бизнесом крупная фирма, она могла бы позволить себе снизить издержки, но мне известна единственная крупная компания подобного рода — «Пирит».

Виктор Арковенко, компания «Пирит»: «Отечественный апгрейд отличается от западного в первую очередь тем, что в России гораздо меньше машин, выпускаемых мировыми «брэндами». Последние часто используют в своих системах нестандартные элементы: корпуса, системные платы, блоки питания, затрудняющие модернизацию. Да и само понятие «модернизация» у нас сильно отличается от западного. У них чаще всего апгрейд — добавление к компьютеру элементов, которых в изначальной конфигурации не было, т. е. CD-ROM, модемов, наращивание ОЗУ и т. д. То есть продажа комплектующих с услугами по их установке и наладке. Если клиент просит заменить системную плату, то это исключение из правил. А в России в одном и том же корпусе с одной и той же клавиатурой и блоком питания последовательно может побывать «начинка» на базе 286-го, 386-го, 486-го процессоров и т.д. И все это тоже апгрейд.

С другой стороны, на Западе в общем-то нет крупных фирм, которые занимались бы преимущественно модернизацией компьютеров. Есть мощные компании-реселлеры, которые, в том числе, занимаются и апгрейдом, ну, и сами фирмы-изготовители, которые вынуждены поддерживать свою продукцию».

Николай Хоботов, компания «КПД» (VAR): «В моем понимании «реселлеры» — это фирмы, которым выгодно заниматься торговлей, дистрибуцией, движением коробок. Их мало трогают даже маркетинговые исследования и рекламная политика изготовителя. Реселлер «заточен» на крупноторговые процессы; «апгрейды» — это, некоторым образом, производство. Плюс головная боль с учетом и проведением по отчетности старого «железа» — апгрейд на то и апгрейд, что старое забирается и новое вставляется. По существующим на сегодня условиям бухгалтерской и налоговой отчетности практически невозможно чисто, легально и без проблем вписать в схему старые комплектующие.

Я никогда не сидел в шкуре реселлера, но могу себе представить, что им апгрейды не интересны никоим образом. Даже для нас они — головная боль».

Кстати, ни один из отвечавших на вопросы работников компаний, связанных с апгрейдом, так и не смог внятно объяснить, куда, собственно, они девают старое «железо». Ну, с исправными и относительно неизношенными комплектующими все более или менее понятно, их можно использовать при сборке или продать с небольшой наценкой (по словам представителя «Пирита», старые железки охотно покупают некие «народные умельцы»). Но что делать, например, с «битыми» винчестерами или сбойными модулями памяти, за которые, тем не менее, дают от доллара до пяти? Этот вопрос прояснить не удалось.

Несколько иначе выглядит ситуация с модернизацией корпоративной техники. Как правило, крупные фирмы и госучреждения стараются покупать компьютеры brandname, производители которых гарантируют модернизацию техники (за дополнительную плату, разумеется). Но brandname могут позволить себе далеко не все, поэтому в конторах скапливается много морально устаревшей техники, с которой уж вовсе непонятно, что делать: ресурс свой она не выработала и наполовину, а модернизация обойдется слишком дорого (см. выше). Поэтому, приобретая новые компьютеры, корпоративные пользователи переводят технику б/у «в резерв», а иногда просто списывают и развозят по домам, чтобы детям было на чем играть.

Как уже говорилось выше, производящие модернизацию машин компании «чужой» brandname стараются не брать. Это не случайно — слишком специфична бывает конструкция «фирменных» ПК. Даже заменить накопитель и нарастить ОЗУ на таких машинах бывает нелегко, не говоря уже о более серьезных интегрированных элементах типа системной платы.

Виктор Арковенко, «Пирит»: «Очевидно, проводить модернизацию компьютеров намного сложнее, чем просто продавать комплектующие, ведь нужно добиться, чтобы система еще и заработала. Поэтому у нас не так много фирм, всерьез развивающих этот бизнес.

Отдельная «песня» — ноутбуки. Бытует мнение, что портативные компьютеры вообще не поддаются модернизации. В некоторых случаях это справедливо, особенно для ранних моделей. При их проектировании возможность модернизации просто не закладывалась, поскольку все изначально было подчинено одной цели — достижению минимально возможных массы и габаритов. Сейчас положение изменилось, и практически на любом современном ноутбуке можно заменить процессор, нарастить память и установить более емкие накопители. Не так много, но все же».

Дмитрий Цыпленков, технический директор компании «Респект»: «Наша фирма занимается только портативными системами, соответственно и модернизацию проводит только для ноутбуков. У нас есть правило: если возможности модернизации ноутбука исчерпаны, он принимается в зачет стоимости нового аппарата, причем если ноутбук был куплен у нас, то комиссия минимальна.

Специфика апгрейд ноутбуков в том, что, например, замена экранной матрицы — когда она вообще возможна — как правило, влечет за собой замену модуля высокого напряжения и корпусных деталей, что представляет определенные сложности.

Чаще всего к нам обращаются с просьбой нарастить ОЗУ, следом идут процессор и жесткий диск. Апгрейд других блоков маловероятен.

В целом модернизация ноутбуков нам мало интересна, поскольку ноутбук как готовое изделие значительно дороже деталей, которые можно модернизировать».

Ну, и, наконец, о ценах. Стоимость новых комплектующих, устанавливаемых в модернизируемый компьютер, все без исключения фирмы рассчитывают по своему розничному прейскуранту. Стоимость же сданного «железа» — по особому, цены в котором на 25—60% ниже. Клиенту выгоднее всего «сдавать» старые модули памяти и винчестеры (на 25—30% дешевле розничной цены), меньше всего интересуют скупщика б/у мониторы (до 50%) и системные платы (40—60%).

Все закупочные цены сильно варьируются в зависимости от состояния «железа», его качества (ясно, что даже подержанная системная плата ASUStek будет стоить дороже, чем Tomato).

Стоимость работ в расчете на один модернизируемый компьютер составляет в среднем около 25 долл., но может быть и выше, если, к примеру, требуется переносить информацию со старого винчестера на новый.

Практически все компании, производящие модернизацию компьютеров, дают гарантию на свои изделия, однако чаще всего эта гарантия ограниченная: замена или ремонт производится только в том случае, если отказал вновь установленный блок.

В заключение — «хит-парад» наиболее часто модернизируемых блоков. Все опрошенные специалисты сошлись во мнении, что чаще всего приходится менять системные платы и процессоры; следом идут заказы по наращиванию емкости ОЗУ и емкости накопителей; значительно реже обращаются с просьбами о замене видеоконтроллеров. Очень редко клиенты меняют монитор (обычно лишь в случае поломки), случаи же замены других блоков (звуковые платы, внутренние модемы и т.п.) единичны.