Постановлением № 8-П от 11.03.98 Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса РФ, постановил признать не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса РФ («Нарушение режима склада временного хранения») постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.

Постановление Конституционного Суда РФ является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление опубликовано в газете «Российская газета», № 58, 26.03.98.

* * *

ГТК РФ телетайпограммой № АТ-413 от 16.03.98 в связи с вынесением 11 марта 1998 г. Конституционным Судом РФ постановления о признании не соответствующей Конституции Российской Федерации статьи 266 Таможенного кодекса РФ приостановил рассмотрение и исполнение дел о нарушениях таможенных правил, заведенных по статье 266 Таможенного кодекса РФ.

* * *

Телефонограммой ГТК РФ № ТФ-666 от 12.03.98 сообщено, что в связи с окончанием срока действия соглашения между ГТК РФ и гарантийными ассоциациями Голландии и Англии письмо ГТК РФ № 02-17/19538 от 02.11.96 «О невозможности передачи книжек МДП третьим лицам» с 15 марта 1998 г. применяется в полном объеме, без изъятий для компаний Контейнершипс и Сиа-Ленд. Телеграммы ГТК РФ № Т-12436 от 04.07.97 и № Т-15044 от 21.08.97 (о неприменении к указанным компаниям письма «О невозможности передачи книжек МДП третьим лицам») признаны утратившими силу.

* * *

Письмом ГТК РФ № 11-06/4419 от 04.03.98 сообщено, что, согласно приказу ГТК РФ № 304 от 20.05.96 «О доставке товаров под таможенным контролем» (пункту 1.2 раздела «Общие положения» Правил доставки), доставка под таможенным контролем не применяется в отношении российских товаров, вывозимых для переработки вне таможенной территории РФ. При этом документы контроля за доставкой товаров (ДКД) не оформляются.

В случае перевозки российских товаров, вывозимых для переработки вне таможенной территории РФ, с использованием книжки МДП, оформление производится в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов (Конвенция МДП, 1975 г.).

При вывозе российских товаров для переработки вне таможенной территории РФ денежные средства вносить на депозит таможенных органов в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется.

* * *

Письмом ГТК РФ № 06-10/4156 от 02.03.98 сообщается, что приказ ГТК РФ от 17.11.97 № 688 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых или декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей и процентов за отсрочку или рассрочку по этим платежам», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 02.02.98 (регистрационный № 1462), официально опубликован 25 февраля 1998 г. в газете «Российские вести» № 35 (1445) и вступит в силу 28.03.98.

* * *

Письмом ГТК РФ № 11-06/4963 от 13.03.98 в целях исключения предъявления таможенными органами требований к иностранным перевозчикам о помещении под определенный таможенный режим иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки товаров, разъяснено, что:

Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки по процедуре МДП, декларируются таможенным органам путем представления транспортных документов и книжек МДП.

В зависимости от страны назначения перевозимого товара такие транспортные средства декларируются в соответствии с таможенными режимами временного ввоза либо транзита.

В соответствии со ст. 15 Конвенции МДП, 1975 г., при временном ввозе иностранного транспортного средства, осуществляющего перевозку по процедуре МДП, составление специального таможенного документа не требуется. Это закреплено п. 2.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев (утвержденны Приказом ГТК РФ № 137 от 02.03.95).

Транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами, которые ими перевозятся, т.е. местом декларирования таких транспортных средств является таможенный орган, в котором производится основное таможенное оформление перевозимых товаров (ч. 2 ст. 170 Таможенного кодекса РФ).

В случае несовпадения местонахождения получателя товаров и таможни, в которой производится основное таможенное оформление перевозимых товаров, иностранный перевозчик после завершения основного таможенного оформления товаров имеет право в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и ст. 785 Гражданского кодекса РФ осуществлять перевозку до местонахождения получателя, адрес которого должен быть указан в CMR. Составление специального документа при этом не требуется. Ответственность за нарушение таможенных правил, предусмотренная статьями 273 и 281 Таможенного кодекса РФ, наступает только в случае, если иностранный перевозчик осуществляет не международные перевозки, а внутренние по территории РФ (от российского лица — отправителя товаров до российского лица — получателя товаров).

Иностранные транспортные средства, осуществляющие международные перевозки товаров в РФ, находятся под таможенным режимом временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (указания ГТК РФ № 01-12/328 от 25.04.94 и № 01-12/1141 от 19.09.95).

* * *

Приказом Министерства экономики № 172 от 15.12.97 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20.03.98 № 1492) образована Комиссия по представлению на звание «Поставщик продукции для государственных нужд России», а также утверждена Инструкция о порядке представления на присвоение, подтверждение и о лишении звания «Поставщик продукции для государственных нужд России» . Согласно инструкции

  • звание «Поставщик продукции для государственных нужд России» присваивается поставщикам, выигравшим торги (конкурс) на закупку продукции для государственных нужд не менее трех раз подряд независимо от вида продукции
  • для подтверждения звания «Поставщик продукции для государственных нужд России» поставщику, имевшему это звание, необходимо выиграть торги (конкурс) не менее двух раз подряд независимо от вида продукции
  • Министерство экономики РФ по представлению государственных заказчиков в случае нарушения поставщиком законодательства РФ может вносить в Правительство РФ предложения о досрочном лишении поставщика звания «Поставщик продукции для государственных нужд России»

Инструкция также определяет порядок выдачи свидетельств о присвоении звания «Поставщик продукции для государственных нужд России» и регистрации в реестре поставщиков, которым присвоено или подтверждено это звание. * * *

Правительство РФ постановлением № 283 от 06.03.98 утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В первую очередь, задачи реформы заключаются в:

  • формировании системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, прежде всего инвесторов;
  • обеспечении увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.

В результате реформы будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета используемым в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

В целях обеспечения поставленных задач предполагается:

  • подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
  • в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
  • пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
  • пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
  • ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Распоряжением Правительства РФ № 382-р от 21.03.98 в целях реализации Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приведения действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами Министерству финансов РФ поручено разработать и утвердить положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, распространив его на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации. Далее, на основе разработанного положения Министерством финансов должны быть разработаны и утверждены положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления ими бухгалтерской отчетности.