Партнерский семинар CPS, проходивший в конце марта, объединил представителей двух направлений в отечественной торговле ПО, уживающихся под одной крышей, но развивающихся по разным законам.

«Секция мультимедиа» и «секция ПО» (в просторечии — «мультимедь») начали работу в аудиториях по разные стороны коридора. Из 120 участников семинара около 80 представляли компании-дилеры CPS. Почти все они собрались в аудитории, отведенной ПО, и были поглощены новыми разработками Borland, Microsoft, Lotus, IBM, Symantec, ABBYY, «Промт» и т.д. Это неудивительно — сравнительно недорогие игры и энциклопедии, не требующие от продавцов особой квалификации, отнюдь не сразу привлекли внимание дилеров. Но вот компания «Эрси» из Брянска прислала двух своих представителей, один из них присутствовал на заседаниях секции мультимедиа, дотошно выясняя все подробности, а второй участвовал в работе секции ПО. Можно сделать вывод, что в Брянске пытаются привлечь клиента в магазин, тогда как в большинстве регионов игры исключительно «несут c базара». Было заметно, что на второй день семинара началась некоторая миграция: развивающийся рынок мультимедийного ПО все же привлек внимание наиболее любопытных. И не зря. На семинаре представители 30 российских компаний демонстрировали даже не столько многообразие своей продукции, сколько разные подходы к работе, выявив некоторые проблемы этого рынка. Иногда поначалу сухие сообщения о новых разработках и адаптации перерастали в «мозговой штурм», возникали идеи юридического, экономического и социального характера.

Организаторы семинара, генеральный директор компании CPS, Сергей Фенев и менеджер отдела продаж Андрей Фенев, уже в первый день обратили внимание на неодинаковое заполнение залов. Стихийно вспыхнувшее в организационном комитете заседание «круглого стола» «мультимедийщиков», в котором приняли участие (помимо устроителей) генеральный директор «Изософт» Александр Прососов и менеджер «Электротех мультимедиа» Олег Грановский, бурно обсудило проблему дефицита дилеров и вынесло предложение: предложить уважаемым поставщикам частично оплатить участие продавцов мультимедиа в будущих форумах.

1. Парад планет

Все началось с «Буки» и закончилось «Докой»». Генеральный менеджер компании «Дока» Александр Михайлов представил новую игру «Вангеры», которая выйдет в мае. Создатели игры даже сами не могут определить жанр и лишь замечают, что это «action» c «видом сверху», гонки, стратегия и т.д. Сценарий подготовили такой, что ... Здесь и мутанты, и иная физическая реальность, и чужая агрессивная цивилизация. А пыль от колес, круги на воде, пузыри под водой и т. д. должны просто насмерть поразить «гурмана компьютерных игр» (при разработке игры специалисты «Буки» использовали оригинальную технологию). Можно предположить, что игра и у нас будет неплохо продаваться.

Когда осенью прошлого года компания «Никита» представила Parkan, поначалу казалось, что игра сложновата. Тем не менее она стала наиболее продаваемой на отечественном рынке. Менеджер по связям с общественностью компании «Никита» Илья Бабицкий рассказал, что появилась уже версия Parkan 3Dx, работающая с самыми популярными 3D-ускорителями; готовится и продолжение Parkan.

Г-н Михайлов поведал о еще одном проекте, «обреченном на успех»: «Петька и Василий Иванович Чапаев спасают Галактику»,

В игре 70 анимированных и озвученных на студии «Союзмультфильм» персонажей, и оригинальный пародийный сюжет (детям до 16 лет не рекомендуют). Она завоевала приз фестиваля «Фантазия» за лучшую анимацию для компьютерной игры. Достойный соперник братьев Пилотов. Выходящая на рынок в конце апреля «Вьюга в пустыне» (стратегия в реальном времени) компании «Дока» тоже рвется в бой. Адаптированная компанией «Дока» игра-стратегия «Схватка», судя по всему, тоже вступит в схватку с основными конкурентами.

К разряду «хитов» можно отнести представленные сотрудниками R-Style («Кирилл и Мефодий») новую версию «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», а также привезенные на семинар директором «Коминфо» Борисом Гершуни: «Владимир Высоцкий. 60-e годы», «Кольцо времени» (Борис Гребенщиков), «Кино.Последний герой» (Виктор Цой).

К этому же разряду стоит отнести целую серию дисков — учебников, словарей, тренажеров, в частности Lingvo 5.0 (ABBYY), «МультиЛекс 2.0» («МедиаЛингва», «ИСТ»), «Английский язык для общения. Курс Игнатовой.» («Диск-T»), English Platinum («Мультимедиа Технологии», «Все для ПК»), «Самоучитель Windows 95» («Компакт Бук») и многие другие.

Никто не сомневается в том, что вышеназванные издания неплохо продаются (или будут продаваться). Тем не менее «все деньги, которые крутятся на этом рынке», составляют, по оценкам участников, то ли 3, то ли 1 млн. долл. Количество проданных на рынке мультимедиа коробок у каждой фирмы разное, но чаще говорят о примерно 1000, а на них цены колеблются от 2 долл. (есть и такие) до 50—80 долл. Продавцы этих продуктов напоминают птичек: чтобы прокормиться, приходится целыми днями клевать по зернышку. Другое дело, крупный хищник (тот же Borland): заглотнул антилопу-гну — и на боковую. Зато птички многое видят с высоты. Например, возможность предложить свои разработки на западном рынке — есть и англоязычный вариант игры «Вангеры» и он выйдет на рынок США в июне. Разработчики полагают, что игра «станет событием не только у нас, но и во всем мире».

2. Чье клюем?

Этот вопрос прямо-таки не давал всем покоя. По какому такому праву компании «Электротех мультимедиа» и «Аутопан» использовали материалы «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона? Предположения о том, что наследники замечательных людей до сих пор живы и к ним стоило обратиться, прежде чем начать работу над подобными изданиями, не особенно смутили наших специалистов. Они заявили, что торговая марка «Брокгауз и Ефрон» на нашей территории не зарегистрирована, так что... Действительно, используя российские издания словаря, они вроде бы никому ничего не должны. Но сомнение все же вкралось в их души.

А вот фирма «Квадрат+», приступив к подготовке CD, связанного с географией, обнаружила, что в России запрещено использование в изданиях любого вида официальных карт России без специального решения Государственного комитета по геодезии и картографии, который запросил такую сумму, что сотрудники «Квадрат+» были вынуждены обратиться за помощью к Юрию Сенкевичу и «Клубу путешественников». Издать полноценный CD по собраниям Исторического музея тоже не удалось: дирекции, судя по всему, просто некогда заниматься этим вопросом.

Хороший способ «переводить» на диск ранее напечатанные (часто тоже без приобретения прав) книжки и альбомы — практика широко распаространенная. Да и вообще озвученные книги и слайд-шоу — простое и незамысловатое приложение сил в секторе мультимедиа. Какие уж тут авторские права!

Может быть, президент компании «Мультимедиа Технологии» Джавад Аветисян, говоря, что все мы «делаем халтуру», вовсе и не имел в виду озвучивание каких попало изданий и иные «легкие пути в искусстве», а намекал на недостаточный опыт наших компаний, некий непрофессионализм, возможно, определенное отсутствие вкуса. Поэтому понятна обида директора издательства «Коминфо» Бориса Гершуни, поскольку и диски его компании, и подходы к работе — как финансовые так и юридические весьма точно выверены.

Да и сами работы компании «Мультимедиа Технологии» из семейства Teach Pro — диски для обучения английскому, французскому, испанскому, итальянскому (а в недалеком будущем японскому и армянскому) — отличаются профессионализмом и пользуются успехом.

Интересно, что полностью фраза г-на Аветисяна звучала так: «Мы пока делаем халтуру, но халтура эта полезная и уникальная».

Можно сказать, часто это даже и не халтура, а некое наивное искусство, не стремящееся к особым изыскам, к чистоте жанра, к привлечению «творческого коллектива филологов», а может, и откровенное желание что-то побыстрее сделать, поярче завернуть и быстрее продать. Часто довольно мило выходит. И все это вполне свойственно зарождающемуся, не изобилующему товаром рынку.

Так, компания «Компакт Бук» с легким сердцем выпустила серию сказок, использовав материалы студии «Диафильм» (проект считается совместным). Предлагаемая той же командой «Рок-энциклопедия» создана на основе статей Сергея Кастальского и уже за одно это будет любима народом. Но опять же вопрос — кому принадлежат права на использованные в энциклопедии тексты песен? Представители фирмы заверили, что «договор подписан с Кастальским и последний отвечает за то, что с текстами все в порядке».

Очень забавно обстоит дело с системами распознавания речи недавно появившейся на рынке компании White Group. Их ПО «КОМБАТ» тоже было представлено в секции мультимедиа и весьма заинтересовало создателей игрушек и словарей: кому не хочется использовать возможность «прямого разговора» с компьютером? Но каковы правовые отношения White Group и White, недавно разделившихся, и системы «Горыныч», которую продают и те и другие (причем по чуть ли ни на порядок отличающимся ценам), и каковы отношения самих систем распознавания этих двух фирм и их заокеанского аналога — тоже мало кто понял.

В этом плане работа компании «Софтел», показавшей замечательную коллекцию музыкальных адаптированных CD, посвященных Бобу Дилану, Карлосу Сантане, Принцу, кажется вполне приемлемой. Права на издание весьма творчески, специально переработанных для отечественного пользователя копий были благополучно согласованы с компанией «Graphix Zone» (США). Это оказалось и несложно и недорого, так как наш рынок (права распространяются практически только на него) не представляет никакой конкурентной опасности для Запада.

Борис Гершуни, директор «Коминфо», рассказывая о новых CD, всякий раз немало места уделяет подробностям работы над текстом с героями дисков, добывания фотографий и рукописей у коллекционеров, друзей героев и т. д. Отсюда, соответственно, и немалый бюджет диска. Кстати, для интересующихся, Борис Гершуни поведал, что уже подписан контракт с Сергеем Чиграковым, и фанатам «Чижа», входящим по опросам в число постоянных покупателей дисков «Коминфо», есть на что копить. В ближайшем будущем появится и CD, посвященный творчеству Александра Розенбаума.

3. Мани, мани...

О бюджете говорили Борис Гершуни, Александр Михайлов, Дмитрий Пиркунов из «Софтел» и Анна Антонова из компании «Клио Софт». Кстати, бюджет отечественного «музыкального диска» приближается к 100 тыс. долл. По рассказам же Дмитрия Пиркунова, познакомившегося поближе с западными разработками — бюджет CD о Бобе Дилане подобен бюджету средней голливудской картины — от одного до нескольких миллионов долл.. Ну, и отдача немалая. А вот что сказать о первой работе «Клио Софт», выпустившей мультимедиа-учебник по истории России ХХ века в сотрудничестве с авторами базовой школьной книги, но значительно улучшенный, оживленный и озвученный и включенный в федеральный комплект учебников? Работа была проделана огромнейшая, бюджет был оценен в 100 тыс. долл. Как будут возвращаться эти деньги при нынешнем состоянии финансирования сферы образования, неясно. Ожидать, что учебник будут приобретать школы, не приходится. На вопрос: «Как вы пошли на это?» представитель компании «Клио софт» ответила, что удалось убедить учредителей.

4. Морской бой

И при всех проблемах вполне можно было бы нормально трудиться, как бы не «пираты». Они и для серьзного ПО изрядная помеха, а уж для недорогой и не требующей особых «сервисных услуг» «мультимеди» — просто беда. Илья Бабицкий на этот счет замечает, что играть в ParKan без книжечки-описания, вложенной в «родную коробку», сложновато, интуитивный интерфейс там заведомо не предусмотрен. Александр Михайлов напирал на возможности Ассоциации по борьбе с пиратством. А президент «Мультимедиа технологии» Джавад Аветисян жаловался, что у него с фабрики просто украли матрицу. А вообще-то компания предпочитает устанавливать защиту на дисках.

И все-таки хочется вспомнить, как собравшиеся аплодисментами провожали («Аутопан») «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»), «Историю России: ХХ век» («Клио Софт»), игры компании «Бука». Ничего удивительного в этом нет, «мультимедь» в оркестре звучит уже неплохо.