* Торговая марка компании «МакЦентр».

Компьютер на ладони... Это удобно. Это престижно. Это - непременный атрибут современного делового человека. Рынок карманных систем сравнительно невелик, но очень перспективен.

Примерно таким было мнение компаний, которые работают в этом секторе. «Было» - совсем недавно, еще летом. А потом пришел август. Что происходит на этом рынке сегодня? Лопнул ли он, как пресловутый трест талантливых бизнесменов у О’Генри или же остался одним из интереснейших секторов?

Объемы продаж карманных персональных компьютеров (КПК) сравнительно невелики. По оценкам реселлеров, за 1998 г. было продано около 8-9 тыс. устройств, на этот год прогнозируется рост примерно 15-20%. Тем не менее рынок этот весьма привлекателен - во-первых, он обеспечивает достаточно большую норму прибыли, а во-вторых, отличается сравнительно небольшими накладными расходами - места на складе или в фуре коробка с КПК занимает мало, хранится долго, стоит недорого. Словом, у КПК своя специфика. Но какой товар ее не имеет?

Бурное развитие рынка КПК пришлось на 1997 г., в прошлом году пользователи «переваривали» новинки, а рынок «вызревал» и окончательно формировался. В России процесс этот шел независимо от изготовителей, которые не предпринимали почти никаких целенаправленных действий по его развитию - не те объемы. Крупную западную компанию заинтересует рынок, на котором продавалось бы несколько тысяч КПК в месяц, тогда как в России... Это не значит, что представительства сидели сложа руки, просто КПК были не на первом месте в списке приоритетов.

Кто и зачем покупал КПК в 1998 г.? По оценкам реселлеров, подавляющее большинство пользователей рассматривали их исключительно как электронный органайзер с дополнительными возможностями. В корпоративный сектор «уходило» примерно 30% устройств, включая специализированные изделия, такие, как КПК Workabout. Практика показала, что наиболее важным критерием выбора была цена. Учитывая достаточно высокую стоимость этих устройств, пользователь начинает прежде всего рассматривать дешевые варианты. В то же время его всегда можно убедить приобрести и более дорогую модель, если правильно ее подобрать. В этом специфика рынка КПК. Второй по важности критерий - технические характеристики, причем особенно важны объем ОЗУ, продолжительность автономной работы и надежность. Престижность марки более важна для дорогих моделей, которые, собственно, из-за этого и покупают.

Наличие большого числа моделей вынуждает реселлеров иметь широкий ассортимент. Заранее неизвестно, что именно понравится пользователю, поэтому чем шире выбор, тем лучше.

В низших ценовых группах доминируют подержанные КПК и системы Newton (после официального сообщения Apple о «кончине» этой платформы они продаются плохо). Основные объемы сбыта приходятся на ценовую группу 500-700 долл. Это практически все популярные марки (например, PalmIII и Casio Cassiopeia A-20), за исключением более дорогостоящего КПК Psion Series 5 (его средняя розничная цена долгое время колебалась между 700 и 800 долл.).

Высокая цена негативно влияла на объемы продаж - для большинства пользователей КПК оставался предметом роскоши.

Большинство поставщиков (а их десятки) рассматривают КПК как подспорье для основного бизнеса и не проявляют заметного желания продвигать их. Тех, кто активно пропагандирует эти системы, немного - это «Данейро», «Демос», «МакЦентр», PSIRUS и RRC. По разным оценкам, эти компании совместно контролируют до 75% рынка (15, 10, 30, 10 и 10% соответственно). Еще 30% приходится на долю крупных оптовых поставщиков и розничных сетей, таких, как «Партия», а остальное - поставщики, которые ввозят КПК мелкими партиями.

Базовая классификация КПК - по платформам и по типам. Продаваемые в России КПК принадлежат к одной из четырех платформ:

1) PalmOS (3Com PalmPilot, PalmIII и последующие модели, их клоны распространены менее),

2) Windows CE (чрезвычайно многочисленное семейство),

3) Psion Workabout и подобные ему промышленные КПК,

4) Newton.

Строго говоря, системы на базе PalmOS представляют собой «интеллектуальные записные книжки» и в этом качестве им нет равных. Устройство Psion пользуется спросом как проверенная временем платформа, и наиболее технически совершенная система - Series 5 - до сих пор считается эталоном КПК. Рынок Windows CE сравнительно молод, но перспективен. Со временем доля рынка КПК с Windows CE будет расти, хотя фирмы-изготовители должны еще накопить необходимый опыт. Пока же системы с Windows CE проигрывают конкурентам (Palm и Psion) по целому ряду характеристик.

Вторая и не менее важная классификация по способу ввода данных - клавиатурные и бесклавиатурные устройства. На долю бесклавиатурных устройств приходится примерно 40% продаж, остальное - клавиатурные КПК.

Системы на базе PalmOS занимают примерно 30% рынка, Windows CE - почти 60%, устройства Psion (Series 3 и Series 5) - 9%, устройства типа Workabout и Newton - 1%.

PalmOS

PalmPilot был одним из первых КПК, получивших известность в нашей стране. Вероятно, поэтому 3Com - один из немногих изготовителей, которые уделяли достаточно большое внимание развитию рынка КПК в России. По оценкам реселлеров, PalmPilot обеспечивает неплохую прибыль при сравнительно небольшой конкуренции, главным образом благодаря невысокой активности «серых» поставщиков. «Серые» поставки ограничены невозможностью дешевой русификации. Из-за политики компании Paragon, основного разработчика русификаторов для PalmOS, приобретение русификатора в розницу было экономически не оправдано. С предыдущими моделями ситуация была значительно проще (и «серые» были более активны), поскольку российское представительство 3Com просто оплатило Paragon локализацию, и русификатор был доступен бесплатно. Впрочем, за последние пару месяцев на этом рынке произошло немало событий. В частности, появилось несколько бесплатных русификаторов для PalmIII, а компания Paragon объявила о временном (на два месяца) снижении цены на свой пакет до 0 долл. В итоге на этом рынке начались ценовые колебания, и за декабрь средняя цена PalmIII снизилась на 15%.

Все это дает основания прогнозировать заметный рост этого рынка, появление на нем новых игроков и активизацию старых. В то же время его развитие очень сильно ограничено тем, что 3Com до сих пор не решила одну из главных проблем - послегарантийный сервис. Реселлеры вынуждены ремонтировать КПК своими силами, что отрицательно влияет и на репутацию марки, и на прибыльность бизнеса.

Psion

Компания PSIRUS*, официальный представитель Psion PLC в нашей стране, один из наиболее активных участников рынка КПК. Платформа Psion пользуется здесь некоторой известностью, ее положение примерно соответствует мировой стратегии фирмы-изготовителя - выпуск дорогостоящих устройств, обеспечивающих солидную прибыльность. Плюсы этой платформы известны - по техническим параметрам она превосходит практически все остальные. В то же время высокие цены на КПК Psion и на аксессуары к ним ограничивают спрос.

* Строго говоря, в России имеется три официальных поставщика продукции Psion. Это компании PSIRUS (Galaxy Trading), дочерняя фирма холдинга J.K.Solutions, «МакЦентр» (дистрибьютор) и RRC (дистрибьютор).

По разным оценкам, на долю Psion приходится 7-10% рынка. Практически все ведущие реселлеры так или иначе работают с официальным дистрибьютором.

Учитывая, что ни изготовитель, ни его представители в России активной маркетинговой деятельности почти не ведут, а новые устройства с Windows CE (Professional Edition, да и с CE 2.0, например LG Phenom Express), уже вполне сопоставимы по потребительским свойствам с Psion, скептицизм в отношении бурного роста популярности этого КПК представляется вполне оправданным.

Windows CE

Рынок КПК с Windows CE наиболее динамичен. Технические и экономические показатели устройств варьируются в очень широком диапазоне, и явных лидеров пока нет. Хотя в целом системы с Windows CE пока уступают своим конкурентам, их обширный выбор и доступность ПО обеспечивают этой платформе весьма сильные позиции на рынке. Конкурентность в этом секторе высока - КПК с Windows CE продают десятки компаний, норма прибыли постоянно падает, но объемы продаж увеличиваются. Производители не проявляют заметной активности, но спрос на дешевые КПК с лихвой компенсирует это. У пользователя есть богатый выбор - не менее пяти престижнейших марок, от HP до LG. Именно здесь кроются наибольшие возможности для реселлеров. Однако больших изменений на рынке Windows CE, видимо, ожидать не стоит - несмотря на увеличение объемов продаж и снижение цен, расстановка сил в целом не изменится.

Что ждет рынок завтра?

Развитие рынка КПК определяют несколько тенденций - экономическая стабилизация, выпуск новых устройств, увеличение объемов продаж, снижение цен и изменение структуры потребления. После 17 августа, по оценкам реселлеров, рынок КПК пострадал не только из-за финансовых потрясений. Кризис привел к тому, что главная покупательская аудитория - средний класс - практически исчезла, утратив платежеспособность. В отличие от большинства других видов компьютерной техники, КПК как предметы роскоши остались невостребованными. В то же время конец года отчасти компенсировал реселлерам потери августа-сентября (КПК в подарок - эту идею эксплуатировали многие), некоторые уже вышли на докризисные объемы, хотя о полном восстановлении говорить пока рано.

Однако возникают и некоторые положительные предпосылки. Так, например, реселлеры активизировали усилия в области корпоративных проектов на базе КПК. Фирмы, которые раньше могли позволить себе автоматизировать часть повседневной деятельности, купив блокнотные ПК, проявляют теперь интерес к недорогим КПК (за примерами далеко ходить не надо - одна из фирм-разработчиков ПО для КПК анонсировала проект автоматизации выездной оптовой торговли). И хотя пока это только предпосылки, не исключено, что корпоративные проекты станут существенным сегментом рынка.

Изготовители КПК всячески стараются расширить границы этого рынка, привлекая как новых пользователей, так и побуждая тех, кто уже приобрел КПК, обновить их. Windows CE несомненно будет доминировать в этом году, в некоторых секторах КПК могут даже отчасти вытеснить ноутбуки. Выпуск Windows CE Professional и систем, подобных LG Phenom Express, открывает новые возможности - у реселлеров появляется возможность освоить нишу, которую до сих пор занимали ПК, типа Toshiba Libretto.

Доля рынка КПК на платформе PalmOS, судя по всему, несколько вырастет главным образом благодаря снижению цен. Причем весьма вероятно, что в структуре продаж увеличится доля «старых» моделей, поскольку предварительные анонсы 3Com показывают, что она намерена «вывести» свои новые КПК (PalmIV и PalmVI) в ценовую нишу 700-800 долл.

Наиболее сильно пострадает платформа Psion - прошедший год эти компьютеры «продержались» в основном потому, что в техническим отношении значительно превосходили основных конкурентов - КПК с Windows CE. Но, как уже говорилось, рынок Windows CE изменился качественно, и сегодня у Psion фактически остается только престижность. Мы прогнозируем если не сокращение продаж, то практически отсутствие роста сбыта КПК Psion. Тем не менее промышленные КПК Psion Workabout и др. будут привлекать все большее внимание.

Популярность КПК растет. Этому способствует и естественный рост покупательской аудитории, и маркетинговые усилия реселлеров, и снижение цен. Можно предположить, что в этом году наибольшие объемы продаж будут в группе КПК стоимостью 300-500 долл.