Благодаря этому человеку появился целый класс продуктов, спрос на которые не ослабевает

Творческую фантазию Джеффа Рейкса можно сравнить с бескрайними просторами кукурузных полей Айовы. Сегодня поле деятельности бывшего сельского парня из Небраски обширнее, чем прерии на его родине. Его поле — Microsoft, где Рейкс руководит бизнесом с оборотом 9,7 млрд. долл., включающим Microsoft Office.

Заклинанием для него служат слова «Они придут, как только мы сделаем Это». За 22 года работы в Microsoft плоды его воображения «материализовались» весьма успешно: Office захватил лидирующие позиции на рынке офисных пакетов для настольных ПК, а продажи продуктов Microsoft достигли астрономических высот.

Теперь перед Рейксом, вице-президентом отделения офисных программ и бизнес-услуг в Microsoft, стоит задача убедить бизнес-заказчиков, что им абсолютно необходима последняя версия программного пакета, ставшего уже классикой.

«Два года назад мы почувствовали, что наша работа над Office закончена. А Джефф сказал: «Черт возьми! Вы только взгляните, сколько работы еще осталось!». Он вдохновил нас на поиски новых путей повышения эффективности обработки информации. Джефф обладает удивительной способностью быть катализатором для объединения людей в команду...».

Именно «быть катализатором», по всеобщему мнению, и есть для Рейкса modus operandi*. Известный своей способностью формировать команды сильных личностей, 45-летний Рейкс умеет помочь людям вокруг себя увидеть мир сквозь многогранную призму нетрадиционного восприятия. На этот дар, видимо, и рассчитывает Microsoft, намереваясь превратить «дойную корову» Office в чистокровного жеребца, приносящего прибыль всегда и везде.

«Его стиль руководства заключается в том, что он обычно задает вопросы, которые раскрывают различные взаимосвязи и точки зрения на проблему», — говорит Марк Чардон, финансовый директор подразделения Information Worker Business Group в Microsoft.

Нетрадиционное мышление Рейкса обнаружилось еще в детстве. Он рос в семье фермера, имевшего 2500 акров кукурузных и соевых плантаций в шт. Небраска. Тогда, в 1973 г., девятиклассник Рейкс играл главную роль в пьесе «Обыкновенное сопрано» Эжена Ионеско. Это был театр абсурда, и 15-летний Рейкс — одетый в расшитый золотом атласный жакет — решил добавить еще больше эксцентрики. Он начинал пьесу, стоя на голове на стуле. «Идеей пьесы было перевернуть представления людей о мире. Джефф ставил все с ног на голову», — вспоминает Лисса Идз, которая преподавала английский язык и драматургию в школе, где учился Рейкс.

Но Рейксу недостаточно было просто менять отношение других людей к окружающему миру. Он искал нового видения и для себя. На втором курсе Стэнфордского университета этот белокурый веснушчатый очкарик из Небраски решил поселиться в Ujamaa House, студенческом общежитии для афро-американцев.

Сам Рейкс объясняет этот поступок той же причиной, по которой выбрал разношерстную студенческую среду Стэнфорда, а именно желанием увидеть мир с иной точки зрения. Нежданно-негаданно его соседом по комнате оказался Кеннет Нанн, афро-американец тоже из Небраски — один из пяти уроженцев этого штата среди 1700 первокурсников. «Хотя мы и были из одного штата, я понял, что мы выросли в двух совершенно разных мирах», — говорит Рейкс.
«В общежитии Ujamaa я провел три из четырех лет учебы в Стэнфорде, и для меня это было важное время с точки зрения приобретения нового опыта и нового взгляда на мир», — вспоминает он.

Тем не менее Рейкс собирался вернуться назад, на ферму, но на последнем курсе фирма Apple Computer предложила ему место менеджера по разработке VisiCalc. Именно тогда он столкнулся с тем, что назвал позже «очарованием ПО».

«Я понял, что программы могут существенно изменить жизнь людей, — говорит Рейкс, вспоминая, как загорались глаза людей, когда он показывал им, как электронные таблицы Apple легко справляются с проблемой, которую они считали неразрешимой. — Это огромное творческое удовлетворение. И именно это понимание породило желание уйти из Apple и работать в компании, занимающейся разработкой программ».

Рейкс пришел в Microsoft, где нового опыта для него оказалось более чем достаточно. Сначала в качестве менеджера по продукту (с 1981 г.), а затем директора по маркетингу приложений (с 1984 г.) он отвечал за дизайн и стратегию разработки Microsoft Office. Перед ним стояла задача сместить WordPerfect и Lotus 1-2-3 с лидирующих позиций на рынке офисных приложений. В 1992 г. он переключился с офисных приложений на руководство сбытом продукции Microsoft. В то время компания начала проводить дружественную к каналу политику на базе Solution Provider Program. Для помощи реселлерам была создана группа Business Productivity Advisers, обеспечивающая поддержку продаж продукции Microsoft компаниям любого размера. За те 8 лет, которые Рейкс занимался сбытом, Microsoft превратилась в гиганта поставок ПО для бизнеса и потребителей.

«Много ли найдется руководителей, обладающих яркой индивидуальностью, высоким интеллектом, опытом и способностью переключиться с технологии на сбыт и добиться таких успехов? — спрашивает один из его коллег. — Можно ли представить Билла Гейтса или Стива Баллмера, меняющими работу каждые 10 лет? А ведь по существу Джефф поступил именно так».

Рэнди Шиллинг, президент и главный управляющий компании Quilogy, «золотого» партнера Microsoft, дал высокую оценку деятельности Рейкса. «Джефф действительно заботится о партнерах, и он понимает их проблемы так, как будто это его собственный бизнес, — говорит Шиллинг, который познакомился с Рейксом 10 лет назад. — Благодаря ему появилась группа Business Productivity Advisers, которая помогла нам по-новому взглянуть на рынок и изменить методы ведения бизнеса. Теперь мы больше не имеем дела с ИТ-отделами. Вместо этого мы прибегаем к помощи этих консультантов, когда ведем переговоры с руководителями предприятий, ответственными за расходы, операции, продажи и работу с кадрами. Это позволило нам уйти из областей, связанных с офшорным бизнесом, и поднять свои ставки. И все это благодаря Джеффу».

В августе 2000 г. Рейкс вернулся в технологию. Он был назначен вице-президентом крупного подразделения Microsoft Productivity and Business Services. Основную долю оборота данного подразделения и одну треть всего дохода компании дает пакет Office. В 2003-м финансовом году Microsoft, завершившемся 30 июня, продажи Office составили 9,2 млрд. долл., примерно на 1 млрд. долл. больше, чем за предыдущий год. Но сколь бы впечатляющими ни были эти цифры, рост продаж Office остается на уровне нескольких процентов. Согласно отчету Microsoft о прибылях за IV квартал, доходы от Office выросли на 5% по сравнению с прошлым годом за счет «продаж новых и продления многолетних лицензий». Но если исключить доходы от продленных лицензий, то продажи новых лицензий выросли только на 2—3%.

Чтобы повысить объемы продаж Office, Рейкс поставил перед своей командой задачу превратить этот продукт в нечто такое, что заставит бизнес-заказчиков купить новую версию. «Слушая Джека Уэлча, бывшего председателя правления и главного управляющего General Electric, понял, что, руководя бизнесом, важно уметь отступить на шаг назад и попытаться найти способ превратить какую-либо возможность в нечто более значительное, — говорит Рейкс. — В настоящее время мы используем лишь малую долю возможностей, так что остается больше резервов для роста».

Для Рейкса и его команды это могло бы означать, в частности, превращение Office в интерфейс для средств коллективной работы и повышения производительности труда в составе серверных приложений Microsoft. Office 2003, вышедший в октябре, уже приспособлен для условий бизнес-среды и позволяет создавать виртуальные рабочие группы, связывать XML-данные с документами и организовать более совершенный мгновенный обмен сообщениями. В реализации этих функций Рейкс отводит ключевую роль Стивену Сайнофски, старшему вице-президенту по Office, и Анупу Гапте, вице-президенту подразделения Real-time Collaboration. «Стивен — один из самых глубоких мыслителей в области работы с информацией, — говорит Рейкс. — Ануп отвечает за организацию коллективной работы в реальном времени. Появление нового продукта — не моя заслуга. Это результат работы всей команды».

Теперь, с появлением нового Office, Microsoft запускает рекламную кампанию стоимостью в 120 (а то и 150) млн. долл.

* Образ действий (лат.).