Отечественный рынок систем автоматизации проектирования развивается неравномерно — за подъемом следует спад, затем снова начинается подъем. Сейчас, по мнению большинства игроков, спрос на ПО этого класса растет. Темпы увеличения объемов продаж в секторе САПР для машиностроения опережают среднюю скорость развития ИТ-рынка. Этому способствуют рост промышленного производства и привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Кроме того, заказчики приступили к реализации ранее отложенных проектов — они приобретают новые САПР, оснащают предприятия вычислительной техникой и стремятся снизить издержки и повысить эффективность подготовки проектно-конструкторской документации. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что многие переходят на легальное ПО. Таким образом, наша страна постепенно догоняет Запад в сфере автоматизации проектирования, но если там рынок САПР практически достиг насыщения, то у нас до этого еще далеко.

Первопроходцы

Первые отечественные САПР, как и зарубежные, работали на машинах ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ и т. д. Например, в 1986 г. в Коломенском бюро машиностроения была создана САПР «Каскад» для компьютера СМ ЭВМ. В основу пакета было положено графическое ядро GKS (Graphical Kernel System). В 1987 г. в ЦАГИ им. Жуковского разработали систему «Базовое программно-информационное обеспечение автоматизированных систем конструирования» (БПИО АСК) для оборонной промышленности, реализованную на отечественных аналогах ЭВМ серии VAX и на ЕС ЭВМ.

Но особенно активно САПР стали развиваться с наступлением эпохи ПК. В конце 80-х — начале 90-х годов были выпущены сразу несколько систем, оказавших серьезное влияние на развитие САПР в нашей стране. Так, в 1987 г. в Москве появился продукт CherryCAD. Примерно в то же время в Ижевске была создана программа для плоской механообработки «Катран». Затем они были интегрированы в единую САПР Adem, выполняющую функции автоматизированного проектирования (CAD) и подготовки производства (CAM), этот продукт сейчас продвигает компания Omega Technologies. В 1989 г. сотрудники Коломенского бюро машиностроения основали компанию АСКОН и выпустили САПР «Компас» для ПК на базе собственного геометрического ядра. В 1992 г. фирма «Топ Системы» разработала программный пакет TopCAD, впоследствии он был переименован в T-Flex CAD. Сначала для трехмерного моделирования в этой системе применялось геометрическое ядро собственной разработки, затем — ACIS фирмы Spatial Technology и, наконец, — Parasolid от EDS. В 1990 г. на российский рынок вышла белорусская компания «Интермех», которая предлагает свои приложения для САПР AutoCAD фирмы Autodesk. Важную роль в продвижении этой популярной программы сыграли и два других дистрибьютора Autodesk — «Русская промышленная компания» (РПК) и Consistence Software, адаптировавшие ее для отечественных предприятий. Кроме того, немало отечественных фирм предлагает свои программы двумерного проектирования, аналогичные AutoCAD, но менее мощные и гораздо более дешевые.

Таким образом, сейчас в нашей стране сформировалось сообщество поставщиков САПР, включающее отечественных разработчиков, дистрибьюторов западных продуктов. Важную роль в этом сегменте рынка играют и представительства ведущих зарубежных вендоров — EDS, Dassault/IBM, PTC, SolidWorks, MSC.Software и других.

Текущее состояние и перспективы

Начиная с 1989 г. российский рынок САПР развивался довольно активно. Предприятия получили возможность покупать ПК и программные средства и приступили к освоению систем автоматизации. Но в 1992—1996 гг. наступил застой. В те годы в промышленном секторе не хватало денег даже на выплату зарплат, а о приобретении ПО не стоило и мечтать. В 1997 г. ситуация стала постепенно меняться, а с 1999 г. начался подъем.

Как отметил ведущий специалист компании Omega Technologies Константин Карабичев, серьезный рост продаж был в 2000–2002 гг., а сейчас рынок стабилизировался. По мнению генерального директора РПК Игоря Караулова, в 2002 г. рост несколько замедлился, но в 2003 г. ситуация улучшилась, и сейчас рынок САПР уверенно растет. С этим согласны многие поставщики. Однако оценки темпа роста расходятся. Как считает Евгений Бахин, директор по маркетингу компании АСКОН, в ближайший год рынок САПР будет расти не только быстрее, чем промышленность, но и быстрее, чем ИТ-индустрия в целом. По его мнению, в прошлом году сектор САПР вырос примерно на 20—25%, а в текущем году может увеличиться на 25—50%. Для сравнения, по прогнозам некоторых специалистов рост российской экономики в текущем году составит 6—8%, а рынка ИТ — 15—20%. В компании АСКОН объясняют возможное опережение многолетним недофинансированием и отложенным спросом, образовавшимся во время спада производства. Более скромно оценивает перспективы отрасли ведущий специалист по маркетингу фирмы SolidWorks Russia Артем Аведьян — рост на уровне 10—15%.

Что касается объема отечественного рынка САПР, то его сложно определить, так как практически никто из игроков, за исключением, пожалуй, фирмы АСКОН, не сообщает о финансовых результатах. Оценки самих поставщиков сильно разнятся. Так, Игорь Караулов полагает, что если принимать в расчет только продажи ПО, то в текущем году объем рынка САПР достигнет примерно 80—90 млн. долл., а вместе с услугами — 130—140 млн. долл. Руководитель направления САПР компании «Гетнет» Павел Голдовский определил размер рынка на уровне 10 млн. долл. Возможно, названные цифры — это две крайние границы. Промежуточный результат получается, если использовать данные, недавно опубликованные в журнале «САПР и графика» (№ 1, 2004 г.), которые были получены путем опроса пяти тысяч организаций из России и стран СНГ. Как показывают результаты опроса, доля АСКОН в прошлом году составила 13% российского рынка САПР (по деньгам). Объем продаж достиг 5,1 млн. долл. Нетрудно подсчитать, что в 2003 г. объем рынка составил 39,2 млн. долл.

Рынок растет, но одновременно усиливается и конкуренция. По крайней мере, так считают руководители компаний АСКОН, «Топ Системы», SolidWorks Russia и «Гетнет». Несколько другой точки зрения придерживаются в РПК. Если рассматривать российский рынок систем автоматизации проектирования в целом, отметил Игорь Караулов, то конкуренции здесь практически нет, потому что эта область еще слабо освоена, а компаний, профессионально занимающихся САПР, мало. Тем не менее, он убежден, что в отдельных отраслях, например, в нефтегазовой и автомобилестроительной, соперничество очень сильное, а в других, в частности, в подшипниковой, напротив, конкуренции почти нет.

Наибольшее количество продаваемых лицензий приходится на системы легкого и среднего класса, причем первенство по числу рабочих мест принадлежит отечественной САПР. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты, опубликованные в журнале «САПР и графика».

В целом, все игроки с оптимизмом оценивают текущее состояние и перспективы рынка САПР в нашей стране. Он растет и будет расти, так как у предприятий появляется все больше возможностей для применения автоматизированных систем. Положительное влияние оказывает благоприятная макроэкономическая ситуация, рост инвестиций в промышленность, понимание руководством предприятий выгодности автоматизации и появление у них новых, более сложных задач. Тем более, что в последнее время многие организации, чтобы выжить, стараются выйти на западный рынок, а там без САПР не обойтись.

Проблемы и решения

К сожалению, прогресс отрасли САПР сдерживается рядом проблем. Главные из них, по мнению игроков, — высочайший уровень пиратства (по оценке экспертов, порядка 80—90% САПР используются нелегально) и неблагоприятное налогообложение закупок ПО, из-за которого предприятиям не всегда выгодно легально приобретать программы (например, законодательно не оформлен лизинг ПО). Ведущие поставщики предпринимают попытки решить эти проблемы: вступают в ассоциации, направленные на борьбу с пиратством, проводят рейды в местах массовой продажи нелицензионных дисков, пропагандируют преимущества лицензионных продуктов, а кое-кто бесплатно распространяет облегченные версии программ.

Кроме того, имеется «серый» рынок САПР, на котором работают две категории игроков: западные компании, поставляющие в Россию промышленное оборудование, и отечественные фирмы, не имеющие права продажи ПО на территории России. Для борьбы с этим явлением поставщики проводят разъяснительную работу. Так, SolidWorks Russia использует такие аргументы, как отсутствие у «серых» программ русскоязычной документации и технического сопровождения (ведь лицензии зарегистрированы на других пользователей). Впрочем, как считает директор по маркетингу компании «Топ Системы» Виталий Талдыкин, в России объем «серого» рынка невелик.

Важную причину отставания от Запада отметил директор компании «Би Питрон» Леонид Симхес. Там основные потребители САПР — это небольшие фирмы, которых тысячи, а у нас — крупные заводы, но их не так много. Поэтому и объем рынка у нас гораздо меньше, поскольку отсутствуют условия для развития малого бизнеса.

Кроме того, очень серьезной проблемой является дефицит квалифицированных кадров у заказчиков. Не хватает грамотных инженеров и руководителей среднего звена. Это характерно для многих отраслей экономики. В трудные времена, в середине 90-х годов, предприятия покинули многие специалисты. В результате образовался разрыв поколений — почти не осталось людей среднего возраста, мало молодежи, которой пожилые конструкторы могли бы передать свои знания и опыт.

По словам Игоря Караулова, уже прошел тот период, когда директора предприятий не хотели платить за системы автоматизации проектирования, сомневаясь в окупаемости затрат. Сейчас они готовы их приобретать, но ощущают нехватку специалистов, которые бы этими вопросами занимались. Ведь внедрение САПР — это не только поставка ПО. Это целый комплекс услуг по его настройке, освоению и запуску в условиях реального производственного процесса, а также дальнейшая поддержка. Поставщики помогают предприятиям решить эту проблему: предоставляют вузам возможность приобретать ПО на специальных льготных условиях или поставляют его вообще бесплатно, организуют учебные центры по всей стране.

Такая политика приносит плоды. По мнению Евгения Бахина (АСКОН), ситуация с дефицитом квалифицированных кадров изменится в ближайшие годы — на предприятия придет новое поколение выпускников инженерных вузов, которое умеет работать на компьютерах и пользоваться САПР. Через 2—3 года они уже будут иметь производственный опыт. Поставщики возлагают большие надежды на это поколение.

Конечно, не менее серьезную проблему составляют ограниченные финансовые возможности предприятий. Как отметил Виталий Талдыкин, средств по-прежнему не хватает не только на обучение специалистов, но и на покупку программ. Чтобы помочь заказчикам, поставщики проводят гибкую ценовую политику. Так, скидки крупным клиентам и возможность покупки в кредит предоставляют «Топ Системы» и SolidWorks Russia, а РПК помимо кредитной линии практикует аренду некоторых видов ПО.

Для привлечения клиентов компании используют и другие приемы: проводят маркетинговые и рекламные акции, знакомят потенциальных заказчиков с пользователями своих САПР, чтобы сомневающиеся узнали об опыте внедрения продуктов на предприятиях и затем приняли взвешенное решение. Сегодня наблюдается тенденция к увеличению числа сложных комплексных проектов, охватывающих сотни рабочих мест. В связи с этим, как отмечают в компании АСКОН, специалисты поставщика должны работать с заказчиком в тесном контакте. Важной проблемой здесь являются готовность клиента и поставщика к диалогу, а руководителей предприятия и рядовых сотрудников — к изменениям, связанным с автоматизацией. Ведь люди отличаются консерватизмом, и им нелегко менять привычный стиль работы.

Продвижение и поддержка

Партнерская сеть играет важную роль в распространении САПР. Основные заказчики — это машиностроительные предприятия, конструкторские бюро, проектные организации. Большинство из них находится в регионах. Обслуживать их можно либо напрямую, либо с помощью местного представительства, либо через партнеров. Поставщики САПР применяют все методы. Например, АСКОН располагает разветвленной региональной структурой подразделений в основных промышленных регионах России, Белоруссии и Казахстане, а также сетью из нескольких десятков фирм-дилеров. В РПК также работает система продаж через сеть, включающую более 60 компаний на территории СНГ и в странах Балтии. Но с крупными заказчиками поставщик работает напрямую с помощью четырех представительств. Аналогичным образом построена работа компаний «Топ Системы» (45 дилеров в России, Белоруссии и на Украине, представители в регионах), SolidWorks Russia (отделения в Санкт-Петербурге и на Украине, 11 дилеров в России, странах СНГ и в Литве) и «Гетнет».

Что касается структуры канала сбыта, то здесь наблюдаются отличия. Так, «Топ Системы» и SolidWorks Russia имеют многоуровневую партнерскую сеть. Например, у компании «Топ Системы» есть дилеры, работающие напрямую с головным офисом, и представители в регионах, у которых есть сеть собственных субдилеров. В зависимости от статуса партнеры могут продавать ПО, оказывать услуги по внедрению и обучению или комбинировать эти виды работ. По словам Виталия Талдыкина, такая организация сбыта позволяет более оперативно решать текущие вопросы заказчиков. В SolidWorks Russia партнерская сеть построена по принципу «вендор — реселлер — субреселлер». Как объяснил Артем Аведьян, партнеров можно условно разделить на три группы: первые предоставляют услуги внедрения и поддержки, вторые только продают ПО (внедрением и поддержкой занимается SolidWorks Russia), а третьи лишь находят заказчика, а потом передают его вендору. В сеть входят поставщики ПО, аппаратных средств, промышленного оборудования, а также технические вузы.

У АСКОН сеть одноуровневая. Компания работает напрямую с дилерами, которые не только продают ПО, но и внедряют его. Правда, у нескольких наиболее крупных дилеров есть свои собственные структуры продаж и сопровождения, в том числе региональные. Таким образом, у АСКОН отсутствует дистрибьюторское звено — эту функцию выполняет сам поставщик и региональные офисы. Евгений Бахин объяснил принятую схему сложностью продукта: его внедрение и обслуживание нельзя доверять каналу, который трудно контролировать. А прямые соглашения позволяют влиять на партнеров.

Сеть сбыта компании РПК — смешанная: частично одноуровневая, а частично — многоуровневая. По словам Игоря Караулова, партнеры делятся на крупных (например, «1С»), которые имеют свою сеть по продаже ПО, и небольших, не обладающих такой структурой. Кроме того, партнеры различаются по выполняемым функциям. Одни только продают ПО, а другие оказывают полный цикл услуг, включая продажи, внедрение, обучение и техническую поддержку. Но в крупных проектах обычно участвуют и специалисты РПК. Это связано с тем, что любое подобное внедрение подразумевает комплексную автоматизацию, которая охватывает различные области инженерной деятельности. В таких случаях партнерам трудно обойтись без помощи поставщика.

Что касается поддержки — здесь компании практикуют различные способы. Практически все имеют систему сервисного обслуживания и позволяют пользователям обращаться с вопросами напрямую. Кроме того, многие поставщики открывают на сайтах форумы, где пользователи обмениваются опытом и обсуждают пути решения проблем. Электронные методы применяются и для обратной связи с клиентами. Так, АСКОН постоянно собирает зaмечaния и пожелaния и учитывает их, когда принимает pешение о доpaботке продукта.

Таким образом, параллельно с ростом конкуренции рынок САПР становится более цивилизованным. В этом немалая заслуга поставщиков, которые стараются приучать заказчиков к корректным методам оценки и выбора систем, цивилизованным методам реализации и внедрения проектов, а также налаженным процедурам технической поддержки и сопровождения.

Тенденции и направления

Сегодня рынок САПР растет и, как любая растущая система, имеет свои особенности развития. Прежде всего, как отмечают поставщики, заказчики постепенно переходят от внедрения локальных рабочих мест к автоматизации целых подразделений. У нас, как и на Западе, растет интерес к интегрированным решениям, объединяющим средства автоматизированного проектирования (CAD), технологической подготовки производства (CAM), инженерного анализа (САЕ) и управления инженерными документами (PDM), а самые передовые организации рассматривают возможность построения единого информационного пространства, в котором САПР взаимодействует с системами управления предприятием (ERP). Поэтому, как утверждают специалисты АСКОН, в ближайшие годы можно ожидать усиления позиций тех компаний, которые уже сейчас предлагают комплексные решения. Кроме того, хорошие перспективы есть и у нишевых игроков, предлагающих хорошие специализированные продукты.
В целом, как говорит Виталий Талдыкин, потенциал рынка САПР далеко не исчерпан, поэтому возможности для развития есть у всех поставщиков.

САПР в России

Класс Продукты Компания
Зарубежные системы
Тяжелые: Unigraphics NX EDS
CATIA Dassault Systemes/IBM
Pro/Engineer РТС
Средние: SolidWorks SolidWorks (принадлежит Dassault)
SolidEdge EDS
Inventor и Mechanical Desktop Autodesk
Cimatron Cimatron
think3 Think3 S.p.A.
Cadkey Cadkey
Power Solutions Delcam
Легкие: AutoCAD Autodesk
MicroStation Bently Systems
SurfCAM 2D Surfware
DataCAD DataCAD
IntelliCAD CADopia
TurboCAD IMSI
Отечественные продукты
КОМПАС(CAD/CAM/PDM) Аскон
T-Flex(CAD/CAM/CAE/PDM) «Топ Системы»
ADEM (CAD/CAM/PDM) Omega Adem Technologies
Sprut (CAD/CAM/CAE) «СПРУТ-Технология»
APM WinMachine (CAD/CAE) НТЦ АПМ
PartY Plus (PDM) «Лоция Софт»
КРЕДО (CAD/CAM/CAE) НИЦ АСК
Интермех (CAD/CAM/PDM) «Интермех»
NormCAD (расчеты и подготовка документации) «Сапротон»
ГеММа-3D (CAD/CAM) НТЦ ГеММа
Специализированные САПР*
MSC.visualNastran MSC.Software
Ansys Ansys
AutoPlant Rebis (принадлежит фирме Bentley)
«Астра-Нова» НИЦ «СтаДиО»
CADWorx COADE
Revit Autodesk
Robot Millennium RoboBAT
Architectural Desktop Autodesk
StruCAD AceCad Software
HyperSteel DSC CAD/CAM Technologies

Примечание: в таблице перечислены только основные продукты, представленные на российском рынке

* Автоматизация инженерных расчетов (CAE). Промышленное проектирование. Расчеты трубопроводов. Строительное проектирование. Проектирование железобетонных конструкций. Архитектурное проектирование. Проектирование металлоконструкций.

Окончание. Начало см. CRN/RE № 4/2004.