В конце февраля в Россию с деловым визитом прибыл Уилсон Вей, вице-президент компании ASUSTeK, генеральный директор направления ноутбуков. Руководитель известной тайваньской компании согласился встретиться с обозревателем CRN/RE Владимиром Смирновым и рассказать о целях своего визита, о планах компании и перспективах развития ее бизнеса на российском рынке.

CRN/RE: С чем связан ваш приезд в Россию?

Уилсон Вей: Мы уделяем большое внимание развитию нашего бизнеса в Европе, в особенности в странах Восточной Европы, где рынок ежегодно растет на 10—15%. В России же рынок развивается быстрее, чем в любой другой европейской стране — мы ожидаем его увеличения в среднем на 22—25% в год и потому придаем работе в вашей стране большое значение. Основная причина моего приезда в Россию — необходимость встретиться с нашими дистрибьюторами, партнерами и заказчиками, чтобы понять, в каких направлениях развивается местный рынок ИТ, как формируются каналы сбыта, какие усилия потребуются от ASUSTeK для дальнейшего успешного развития бизнеса в России.

CRN/RE: Какие задачи вы намерены решить в ходе визита?

У.В.: В прошлом году мы направили немало ресурсов на расширение своего присутствия на российском рынке, стремясь при этом действовать в нескольких направлениях: улучшение сервисного обслуживания, наращивание маркетинговой поддержки, укрепление российского офиса. Мы также расширяем спектр продуктов, пытаясь распространить свое предложение на все сегменты рынка. Компания считает, что одним из важных факторов успешного развития бизнеса в длительной перспективе является хороший сервис. К настоящему времени мы создали в России сеть из 65 сервисных центров, и, по отзывам покупателей, система сервиса ASUSTeK — одна из лучших в стране.

Мы развиваем свою систему логистики, учитывая, что изменения курсов доллара и евро происходят очень быстро. В результате наши дистрибьюторы, закупая продукты на европейских складах, могут нести ощутимые потери за время транспортировки в Россию. Поэтому теперь наш логистический центр в Тайбэе направляет продуктовые потоки из Тайваня напрямую в Россию, что избавляет наших партнеров от риска потери прибыльности при продаже продуктов ASUSTeK. Возможно, что в будущем в нашем российском офисе появятся профессиональные специалисты по логистике, которые будут управлять этими потоками.

CRN/RE: Укрепление российского представительства будет происходить за счет специалистов по логистике?

У.В.: Не только. Сейчас в нашем представительстве в Москве работает около 10 человек, но в ближайшее время его штат увеличится — появятся еще
5—6 новых сотрудников, которые будут обслуживать наших партнеров и клиентов и оказывать им необходимые услуги при продажах.

«Маркетинговая стратегия ASUSTeK на российском рынке должна измениться: теперь для нашей компании важно продвигать не продукты, а брэнд, повышать имидж торговой марки ASUS». — Уилсон Вей.

CRN/RE: Произойдут ли в этом году какие-либо изменения в каналах сбыта и их структуре?

У.В.: Мы расширяем сеть наших дистрибьюторов и партнеров с целью укрупнения каналов сбыта, которые должны охватить розничную торговлю, продажи через реселлеров и поставки на корпоративный рынок. ASUSTeK планирует активно участвовать вместе с партнерами в тендерах, объявляемых российскими госструктурами, что позволит увеличить нашу долю рынка. В 2003 г., по нашим оценкам, на российском рынке компьютерных компонентов мы занимали третье место с долей 15%, а в текущем году намерены увеличить ее до 25% и стать поставщиком № 1.

В ходе визита я обсуждал с дистрибьюторами проблему расширения поддержки партнеров второго уровня в регионах. Мы решали, в каких именно городах необходимо сосредоточить усилия по продвижению нашей продукции и расширению сети дилеров, какие необходимо разработать программы их мотивации. Сотрудники российского офиса ASUSTeK будут обучать дилеров, а в скором времени начнут действовать специальные маркетинговые программы для партнеров второго уровня.

CRN/RE: Как компания выстраивает свою маркетинговую политику на рынке России?

У.В.: Раньше стержнем рыночной стратегии ASUSTeK был технологический маркетинг, направленный на дилеров и сборщиков ПК, которым мы объясняли, что выпускаем продукты высокого качества с применением самых совершенных технологий. Так было при продвижении системных плат для ПК, но конечные пользователи подчас даже не подозревали о том, какие технологические особенности заключены в этих продуктах. В 2003 г. мы начали успешно продвигать свои новые законченные продукты, ориентированные на конечного пользователя — ноутбуки, КПК. Соответственно изменилась маркетинговая стратегия — теперь для нас важно продвигать не продукты, а наш брэнд, повышать имидж торговой марки ASUS. Дело в том, что компания ASUSTeK действительно стала одним из крупных мировых производителей компьютерной техники — в прошлом году наш оборот составил 6 млрд. долл., мы продали 30 млн. системных плат для ПК. В 2003 г. наша компания продала около 2 млн. ноутбуков, войдя, по данным IDC, в десятку крупнейших мировых производителей. В текущем году мы планируем продать 3 млн. мобильных ПК, для чего увеличили производственные мощности на Тайване: теперь они рассчитаны на выпуск более 150 тыс. ноутбуков в месяц.

CRN/RE: В прошлом году российское представительство ASUSTeK неоднократно заявляло о намерении активизировать продвижение мобильных ПК. Как вы оцениваете позиции вашей компании на этом рынке?

У.В.: Мобильные ПК с маркой ASUS достаточно быстро завоевали популярность в вашей стране. Сейчас, по нашим оценкам, мы вышли на третье место среди поставщиков ноутбуков, и, по предварительным расчетам, наша доля составляет 13—15%. При этом не очень понятно, почему IDC не учитывает долю ASUSTeK на российском рынке мобильных ПК.

CRN/RE: На какие сегменты рынка ориентированы ноутбуки ASUSTeK?

У.В.: Мы выпускаем ноутбуки для всех сегментов рынка, кроме моделей ценой 700—900 долл., поскольку эта ценовая ниша занята российскими производителями. Мы видим, что уровень жизни населения России растет, поэтому местным покупателям будем предлагать немного более дорогие портативные ПК ценой 900—1000 долл. В прошлом году мы также начали производство дескноутов, которые первоначально активно раскупались. Они создавались как переносные системы, способные заменить настольные ПК, но их стоимость оказалась все же выше, чем ПК и весьма близкой к цене ноутбуков начального уровня. Вскоре мы увидели, что покупатели предпочитают приобретать либо более дорогие ноутбуки, либо более дешевые настольные ПК. Спрос на дескноуты упал — их теперь приобретают заказчики для небольших офисов. Поэтому в 2004 г. мы, скорее всего, прекратим их выпуск, хотя будем выполнять отдельные заказы наших клиентов.

CRN/RE: В IV квартале 2003 г. ASUSTeK представила ряд моделей ноутбуков на базе процессоров AMD. Планируете ли вы продвигать их в России?

У.В.: Наша компания около пяти лет выпускает ноутбуки на базе процессоров AMD — практически это каждый пятый ноутбук с маркой ASUS. Мы успешно продаем их в Европе (доля в продажах — 25%), в том числе и в странах Восточной Европы. В то же время наш опыт показывает, что в России ноутбуки на базе процессоров AMD не пользуются популярностью. Однако если спрос на них вырастет, то мы будем готовы поставлять их в любом количестве.