Опрос ВЦИОМ показал, что наиболее высокую оценку программа получила у молодых людей и пенсинеров, а также жителей села

Государственная федеральная целевая программа «Электронная Россия» основательно вошла в жизнь российского ИТ-бизнеса. Поминать ее взяли за правило многие участники ИТ-рынка, когда речь заходит об отношениях с государством. Но в ИТ-среде пока превалирует скептическое отношение к этой программе.

Что касается обычных граждан, не посвященных в перипетии утверждения бюджетов программы, распределения выделяемых на нее средств и их расходования, то их больше интересуют первые, пусть пока скромные, результаты: организация доступа в Интернет в почтовых отделениях, переход на систему пластиковых социальных карт и другие ИТ-проекты. А поскольку россияне не привыкли ждать от государства быстрых темпов и мгновенных результатов, они высоко ценят и эти признаки прогресса.

Как показал проведенный летом прошлого года опрос ВЦИОМ население, по крайней мере, та его часть, которая знает о существовании ФЦП «Электронная Россия», ждет от применения ИТ большей открытости государственных органов.

Правда, при этом зафиксирован довольно низкий уровень информированности людей о ФЦП (в опросе приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет). Хорошо информированы о программе лишь 4% взрослого населения России, что примерно соответствует количеству активных пользователей ПК, в частности, ежедневно пользующихся Интернетом. Еще 13% «что-то слышали» о программе, но расценивают свою информированность о ней как неопределенную. Пользователи Интернета информированы лучше. Среди них хорошо знают о ФЦП «Электронная Россия» уже 12%, и еще 21% что-то о ней слышали. В целом, больше знают о программе в крупных и средних городах (с населением более 100 тыс. человек). Примерно в два раза выше доля информированных о программе среди респондентов с высшим образованием, ИТ-специалистов, а также среди учащихся и студентов.

Молодежь до 25 лет лучше информирована о ФЦП (7% + 20%), чем люди предпенсионного и пенсионного возраста (2% + 8%). Но если сравнить эти данные с данными о наличии доступа к Интернету (28% среди молодежи, 2% среди старшего поколения), то можно сделать вывод, что пожилые люди проявляют большую заинтересованность в получении информации об «Электронной России», чем молодежь, поскольку основная информация о ней распространяется в Интернете.

Примечательно, что о программе хорошо осведомлены не столько высокодоходные группы опрошенных, сколько те, кто оценивает свой потребительский статус выше среднего (то есть имеют возможность приобретать товары длительного пользования).

Кому с ФЦП будет жить хорошо

Более половины респондентов, информированных о ФЦП, рассчитывают получить явную пользу от реализации программы (17%) или, скорее, склоняются к такой позитивной оценке (37%). Интересно, что позитивная оценка программы характерна для всех без исключения социальных групп. Значительно выше среднего уровня доля убежденных в пользе «Электронной России» среди предпринимателей, учащейся молодежи и служащих.

Около трети респондентов, в той или иной мере информированных о программе «Электронная Россия», либо сомневаются в ее прямой пользе для себя (18%), либо уверены, что она их никак не затронет (18%). Ответ «мне эта программа ничего не даст» чаще выбирали респонденты зрелого возраста 40–55 лет (27%), со средним специальным образованием (27%), квалифицированные рабочие (26%), домохозяйки (28%) и особенно безработные (39%).

При этом наибольшую пользу для себя видят в ФЦП самые юные — молодежь до 25 лет и, наоборот, самые пожилые респонденты. Преобладание положительных оценок пользы программы среди пожилых людей и, в частности, пенсионеров (28% видящих явную пользу + 25% склоняющихся к позитивной оценке) — один из самых неожиданных результатов опроса. Еще более неожиданно, что пользу для себя от реализации программы скорее склонны видеть люди, проживающие в поселках и сельской местности, чем в крупных городах.

Ожидания и надежды

Большинство участников опроса (44%) в качестве приоритетного направления «Электронной России» выделяют задачу компьютеризации и оснащения современными техническими устройствами сферы образования и здравоохранения. Об этом чаще всего говорят учащиеся и студенты (62%), соответственно, самые молодые (это направление выделили 57% опрошенных в возрасте до 25 лет), а также примерно половина 25–39-летних (52%) и служащих (52%), а также жители малых городов России (52%). В целом значимость этого направления выше для молодых людей, а также для той части аудитории, которая имеет не самый высокий уровень образования и квалификации.

Значимость для респондентов всех прочих направлений гораздо ниже. Чаще других позиций упоминается задача повышения компьютерной грамотности населения (27%). Ее выделяет та часть опрошенной аудитории, которая уже имеет необходимые навыки и возможности работы с ПК и Интернетом. Важность этого направления подчеркивают молодые респонденты, люди с высшим образованием.

Открытие общественных пунктов доступа в Интернет во всех населенных пунктах страны представляется наиболее важной задачей для 20% опрошенных.

Примерно такая же доля опрошенных считает наиболее важным направлением строительство качественных сетей связи в каждом населенном пункте (21%). Совершенствование линий связи наиболее важно для предпринимателей (28%) и служащих (27%). Компьютеризация домохозяйств представляется приоритетным направлением развития информационных технологий для 18% всех опрошенных. Оснащение семей компьютерами видится наиболее актуальным направлением среди молодежи, прежде всего учащихся и студентов (37%), а также среди предпринимателей (26%) и респондентов с высшим образованием (26%).

Хотя доля затруднившихся дать определенный ответ и приближается к одной пятой всех опрошенных (18%), но если сопоставить этот показатель с данными об осведомленности о программе «Электронная Россия», можно сказать, что для основной части россиян понятна высокая значимость затронутых опросом проблем.

Как пообщаться с чиновниками

Открытый доступ граждан к информации о работе органов власти, принимаемых и разрабатываемых решениях представляется важным для 68% опрошенных (в том числе для 25% — очень важным). Эта установка характерна для всех без исключения социальных групп, но наиболее заинтересованную позицию здесь проявляют молодые респонденты до 25 лет (76%), люди в возрасте 25–40 лет (74%), учащаяся молодежь (77%), люди с высшим образованием (77%), предприниматели (71%) и служащие (76%).

Открытость государственных органов власти оказывается важной и для многих «периферийных» социальных групп, в частности, домохозяек (78%) и безработных (72%), стремящихся компенсировать свой сравнительно низкий социальный статус расширением гражданских прав. Не придает особого значения открытости государственных органов власти примерно одна пятая часть населения (15% считают это не слишком важным и 7% — совершенно неважным).

Сходный расклад мнений наблюдается и в отношении опрошенных к возможности получения информации о работе правительства или контакта с органами власти и их представителями через Интернет в специальных общественных местах доступа: 53% опрошенных воспользовались бы такой возможностью, и только 19% такая возможность не интересует. Однако высокообразованные респонденты и специалисты демонстрируют низкий интерес к прямому диалогу с представителями власти.

В отличие от жителей других населенных пунктов, более трети москвичей (37%) полагает очень важным обеспечение открытого доступа граждан к информации о работе органов власти, при этом только одна пятая часть жителей столицы сообщили, что определенно воспользовались бы возможностью выхода в Интернет в общественных местах для получения информации о деятельности органов власти. Более того, каждый четвертый москвич вообще не стал бы пользоваться такими возможностями и не хочет общаться с властью вообще, даже при помощи ИТ.

***
Обобщая итоги исследования ВЦИОМ, можно сделать вывод, что низкий уровень информированности населения о ФЦП «Электронная Россия» объясняется, в немалой степени, низким уровнем компьютеризации и компьютерной грамотности. При этом доля населения, которую программа могла бы заинтересовать, уже достаточно велика и составляет около трети взрослого населения России.

Наиболее перспективной частью потенциально заинтересованной аудитории является самая молодая часть населения (учащиеся и студенты). Другую важную категорию составляют наиболее квалифицированные и образованные люди, которых непосредственно затрагивает, например, проблема совершенствования системы делопроизводства, связи, доступа к информации.

Примечательно, что специалисты в области ИТ занимают либо неопределенную, либо скептическую позицию по отношению к программе, тогда как предприниматели, не связанные с областью ИТ, активней откликаются на проблематику «Электронной России». Позитивно относятся к программе и ее задачам социально ущемленные слои, которые слабо включены в современные типы коммуникаций. Россияне продолжают верить, что государство намерено сделать для них что-то полезное в области продвижения ИТ. Люди готовы закрыть глаза на проблемы с ходом информатизации, раз появились хоть какие-то результаты. Как всегда, в России надеются на лучшее.