Отечественные разработчики подводят очередные итоги борьбы с компьютерным пиратством

Некоммерческое Партнерство поставщиков программных продуктов (НП ППП) было создано в 2000 г. с целью развития цивилизованного рынка ПО и защиты его производителей. Эта организация объединяет более 160 компаний-разработчиков ПО. По словам директора НП ППП, Дмитрия Соколова, говорить о серьезных успехах в этой области пока рано, но дело сдвинулось с мертвой точки.

«Пиратов» сегодня можно разделить на три категории. Первая — «лоточники», продающие пиратские диски в небольших палатках и с уличных лотков. Вторая — «интернетчики», распространяющие чужое ПО с учетом недоработанного Интернет-законодательства. Третья — «черные внедренцы» и «предустановщики». Их сфера деятельности — распространение и внедрение ПО без договора с правообладателем.

В целом по всем видам компьютерного пиратства заметного роста в 2003 г. по сравнению с 2002 г. не наблюдалось. Изменилась его структура. Если раньше самым распространенным видом пиратства была розничная торговля контрафактной продукцией, то после усиления мер по борьбе именно с такими торговцами на первый план вышли «черные внедренцы». Повышенное внимание правоохранительных органов к розничной торговле, а также ужесточение требований законодательства в этой сфере дали определенные плоды. А отследить работу нелегальных внедренцев, которые предлагают свои услуги под крышей, в основном, маленьких фирм, практически невозможно. Более того, именно в этом случае труднее всего доказать незаконность таких действий. Небольшие компании или частные специалисты, занимающиеся такой нелегальной установкой, как правило, работают «по знакомству», не давая о себе никакой информации в прессе или Интернете. Именно они, по мнению НП ППП, представляют сегодня наибольшую опасность.

Президент НП ППП Борис Нуралиев обратил внимание на то обстоятельство, что государство в лице органов исполнительной, законодательной и судебной власти готово заниматься проблемами защиты авторских прав, и нужно пользоваться благоприятным моментом, ведь приоритеты власти могут поменяться.

В последнее время были внесены изменения в ст.146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав». В частности, уточнено, что «деяние признается совершенным в крупном и особо крупном размере», если стоимость контрафактной продукции или нарушенных прав превышает соответственно 50 тыс. и 250 тыс. рублей. Органы МВД и прокуратуры теперь не нуждаются в заявлениях правообладателей, так такое нарушение стало статьей публичного обвинения. Иначе говоря, подать в суд на пиратов может не только пострадавшая компания — достаточно просто указания на факт пиратства, и дело может быть возбуждено правоохранительными органами без участия потерпевшей стороны.

В борьбе с пиратами случаются и перегибы. Так, в августе прошлого года в Москве было принято постановление «О мерах противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей». Под запрет попала и реализация лицензионных программ через стационарные киоски, расположенные на территории метрополитена и организации «Гормост». В декабре 2003 г. новым постановлением эта ситуация была исправлена. По мнению представителей НП ППП, правоохранительные органы стали внимательнее относиться к делам о нарушении авторских прав.

В последнее время появились прецеденты реальных, а не условных сроков лишения свободы за пиратскую деятельность. В марте 2003 г. в Москве распространитель пиратских дисков с программами «1С» был приговорен к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Столь строгий приговор объясняется тем, что пират попался с неснятой предыдущей судимостью по той же статье. В феврале 2004 г. двое установщиков нелицензионного ПО Microsoft были приговорены к 6 месяцам лишения свободы.

Но в целом борьбу с пиратством пока нельзя назвать эффективной. Представители МВД признают, что ловить пиратов — дело неблагодарное. При нынешнем состоянии законодательства по защите авторских прав лишь единичные дела доходят до суда. Сотрудники правоохранительных органов плохо информированы о внешнем виде и комплектации лицензионного ПО, а также об отличительных признаках контрафактной продукции.

«Очень важно поддерживать тенденцию усиления борьбы с нарушением авторских прав», — говорит Дмитрий Соколов. Однако помимо открытой схватки с пиратами в виде судебных разбирательств, НП ППП ведет и «тихую войну» — агитационную деятельность, воспитывая в обществе негативное отношение к компьютерному пиратству.