Звук стал стандартной составляющей современных рабочих станций. Очень немногие производители предлагают сейчас компьютеры без звуковых возможностей уже в базовой конфигурации. Соответственно и реселлерам необходимы сведения о технических характеристиках звуковых плат. Кроме того, все большее число приложений, да и сама Web насыщены мультимедиа-содержанием, начиная от подсистем подсказок и кончая системами распознавания речи.

Видеоконференции, мультимедиа-презентации и компьютерные обучающие системы - все это тоже означает применение рабочих станций, оснащенных звуковыми средствами.

Аудио постепенно становится формой распространения электронной информации. Вряд ли сейчас среди "путешественников" по Internet найдутся такие, которым не знакомы мощные возможности программы RealAudio фирмы Progressive Networks. С помощью RealAudio пользователи Internet и интрасетей, располагающие необходимыми аппаратными средствами, смогут прослушивать аудиоинформацию по обычным телефонным линиям в режиме реального времени. Реселлеры получают возможность заработать немного "легких" денег на развитии потребности в аудиоплатах, установке и обслуживании звуковых систем в миллионах уже имеющихся рабочих станций, не оснащенных звуковыми средствами.

Какой должна быть звуковая плата?

Тест-центр CRN провел испытания восьми 16-разрядных аудиоадаптеров для платформы Intel. Рассматривались как встроенные звуковые платы, так и портативные устройства, подключаемые к параллельному принтерному порту компьютера. Подобные устройства очень удобны для ноутбуков или для настольных ПК, у которых не хватает свободных гнезд расширения. Основное требование, предъявляемое к любой звуковой плате, - соответствие стандарту на мультимедиа-компьютер MPC (Multimedia PC), разработанному в 1990 г. Комитетом по маркетингу мультимедиа-компьютеров (Multimedia PC Marketing Council). Современные звуковые платы обеспечивают проигрывание компакт-дисков с частотой самплирования 44,1 кГц, звуковые и речевые эффекты, а также возможность записи музыкального сопровождения. Сейчас на смену FM-синтезаторам пришли синтезаторы по таблице волн (самплеры), в результате звучание значительно улучшилось, а эффекты стали более реалистичными.

Лабораторные заметки
  • Основное требование к звуковым платам - совместимость со стандартом МРС.
  • MIDI-файлы - это и улучшенное звучание, и экономия дискового пространства.
  • Звуковые платы должны соответствовать стандартам ADPCM, Mu-Law, MPEG и TrueSpeech.
  • Dolby Surround AC-3 - основная технология для достижения пространственного звучания.

Существовавший ранее фактический стандарт музыкальных файлов трансформировался из формата WAV в цифровой интерфейс музыкальных инструментов (MIDI). Это позволило повысить качество звучания и сэкономить место на жестком диске. При сохранении WAV-файлов аудиосистема, работающая с генераторами заданных форм сигналов (waveform audio), в действительности записывает звуковую информацию почти как обычный магнитофон. Минутная цифровая запись с истинным качеством CD (16-бит с частотой самплирования 44,1 кГц) занимает 10,5 Мбайт на диске. Значит, для среднего музыкального компакт-диска требуется 630 Мбайт. MIDI-файлы отличаются тем, что содержат команды для воспроизведения звуковых последовательностей, а не сами записи. Такой подход позволяет сэкономить огромный объем дискового пространства. Хорошим примером может служить MIDI-файл "canyon.mid", который входит в комплект поставки Windows 3.1. Двухминутная запись песни, содержащаяся в этом файле, занимает всего 33 Кбайт. Если бы эта же песня была записана в формате WAV, то она заняла бы более 21 Мбайт.

Аббревиатура MIDI по сути охватывает значительную номенклатуру изделий. Современная звуковая плата должна отвечать требованиям стандарта MIDI, обеспечивая звучание 128 инструментов и по меньшей мере 24-голосную полифонию. Система, рекомендуемая реселлерами для таких задач, как запись CD, должна иметь звуковую плату с синтезатором, обеспечивающим максимальное совпадение тонов звучания с получаемыми на плате Sound Canvas фирмы Roland (стандарт для изготовителей компакт-дисков).

Возможность работы со стандартными MIDI-наборами, такими, которые реализуются спецификациями General Synthesizer (GS) фирмы Roland и XG фирмы Yamaha, позволит воспроизводить звучание сотен дополнительных инструментов.

Стандарты сжатия звука

Сжатие звуковых файлов, выполняемое специальными кодеками (кодер-декодер), - очень важная функция мультимедиа ПК. Звуковая плата должна отвечать требованиям стандартов ADPCM (Adaptive Differential Pulse Code Modulation), Mu-Law, стандарта MPEG, разработанного экспертной группой по кинематографии (Moving Pictures Experts Group) и TrueSpeech. Методы компрессии Mu-Law и ADPCM используются в мультимедиа-накопителях CD-ROM. Стандарт MPEG применяется для кодирования видеоинформации; так, для воспроизведения видеоданных со скоростью

30 кадр/с и воспроизведения высококачественного 16-бит стереозвука с частотой самплирования 44,1 кГц применяются два стандарта - MPEG-1 и MPEG-2. Стандарт TrueSpeech, разработанный компанией DSP Group Inc. (Санта-Клара, шт. Калифорния), представляет собой метод сжатия оцифрованной речи.

Выходные компоненты

Усилители на звуковых платах обладают выходной мощностью от 3 до 5 Вт, так что без установки дополнительного усилителя вы не сможете подключить к плате пару хороших динамиков. Поэтому большинство акустических систем для ПК имеют автономное питание и встроенный усилитель.

Динамики и/или наушники - это наиболее важный компонент любой аудиосистемы, будь то домашний стереопроигрыватель или офисная рабочая станция. Здесь можно прибегнуть к следующему сравнению: динамики - это все равно что покрышки для автомобиля. Как не следует ездить на лысой резине, так не стоит и рекомендовать своим клиентам покупать дешевые динамики.

В сфере искусства

Цифровые процессоры сигналов (DSP) представляют собой мощные программируемые акселераторы, значительно расширяющие возможности мультимедиа-систем, обеспечивая функции, необходимые для реализации объемного звучания, технологии Surround AC-3 фирмы Dolby и одновременной передачи речи и данных (DSVD).

"Позиционное" или трехмерное звучание имитирует звук, исходящий от источников, расположенных вокруг слушателя. При этом создается впечатление, что звуковая панорама выходит далеко за пределы расстояния между динамиками. В интерфейсе прикладного программирования (API) DirectSound и DirectX, разработанном фирмой Microsoft, перемещение объектов в визуальном трехмерном пространстве сопровождается объемным звучанием. Такой подход позволяет создавать совершенно новое поколение прикладных программ, начиная с виртуального обучающего ПО и кончая имитацией трехмерных объектов.

Стандарт Surround AC-3 фирмы Dolby - это основная технология в сфере высококачественных, используемых в киноиндустрии аудиосистем, обеспечивающих пространственное звучание. Кроме того, эта технология - стандарт для недавно анонсированного формата цифрового видеодиска DVD (Digital Versatile Disk). В соответствии с этим стандартом реселлеры смогут комплектовать компьютеры шестью динамиками (пять раздельных каналов для пространственного звучания и один канал для низкочастотного диапазона "subwoofer").

Сравнительные характеристики
**** Отлично
*** Выше среднего
** Приемлемо
* Нуждается в совершенствовании
ПроизводительностьУдобство инсталляцииНовые технологииУровень изготовленияОбщая оценка
Aztech Labs MM Waverider PRO 32-3D******
Boca Research SoundExpression 28.8 SRS****************
Creative Labs Sound Blaster AWE32**************
Creative Labs Sound Blaster 16 Value*********
Diamond 12X Multimedia Kit*******************
DSP Solutions Digispeech Plus DS311**********
Shark Multimedia Mako Plus 32**************
Televideo TeleSound 3D*********
Подробные результаты приведены в таблицах.

Версия для печати (без изображений)