Крупнейшее в истории сетевой отрасли приобретение наконец свершилось: компания Lucent Technologies объявила о приобретении за 19,6 млрд. долл. акций Ascend Communications.

Эта сделка, еще раз подтвердившая тенденцию к объединению сетевых компаний, означает, что Lucent намерена соперничать с Cisco и Nortel-Bay в качестве поставщика оборудования для работы в Интернете. Однако аналитики считают, что если Lucent действительно хочет обогнать Cisco Systems и стать ведущим поставщиком в этом секторе рынка, то она не должна останавливаться только на приобретении Ascend.

Некоторые аналитики обсуждают заявление председателя правления и главного управляющего Lucent Ричарда Макгинна о том, что Ascend «была для Lucent очевидным выбором».

«Я думаю, что Lucent сделала верный шаг», - сказал президент компании Coopetive Strategies Group Билл Максвини. - «Это - единственная компания, которая хочет работать на рынке услуг и способна приобрести Ascend».

Пол Джонсон, старший аналитик по сетям и телекоммуникациям в инвестиционной компании BancBoston Robertson Stephens, уверен, что Lucent поступила правильно, приобретя компанию-поставщика оборудования, ориентированную на провайдеров услуг.

На состоявшейся в январе телеконференции Макгинн сказал, что у Ascend есть оборудование, которое Lucent хотела бы использовать для укрепления своих позиций на рынке предоставления услуг. По его словам, решение о сделке возникло в связи с желанием Lucent продавать базовый АТМ-коммутатор Ascend.

Оформление сделки завершится в мае, после чего Lucent планирует начать продажи всех устройств Ascend - коммутаторов, маршрутизаторов и концентраторов. Это напрямую затронет интересы некоторых VAR’ов, так как от 8 до 10% продукции Ascend продается через реселлеров. Указанные устройства, вероятно, будут добавлены к списку изделий Lucent, которые фирма предлагает растущему числу сотрудничающих с ней VAR’ов.

Макгинн опроверг предположения о том, что приобретение Ascend было вызвано боязнью уступить позиции Cisco. Напротив, Lucent двигало желание выиграть схватку на рынке и поставлять комплексные решения.

«Мы хотим разработать стратегию, которая улучшила бы наши позиции в глазах поставщиков услуг и в то же время укрепила наши возможности на корпоративном рынке», - подчеркнул он.

«У Cisco есть комплексное решение, а у этих компаний по отдельности подобного нет», - отметил Майк Вертеймер, президент компании Solunet, реселлера Lucent, Ascend и Cisco.

По мнению Максвини, «эта сделка делает Lucent полноправным игроком на рынке услуг».

Но это не угрожает позиции Cisco. Просто теперь на рынке два крупных игрока - Cisco и Lucent, поставляющих оборудование для инфраструктуры Интернет-услуг. «Этот шаг окажет влияние на дальнейшее развитие отрасли», - считает он.

Несмотря на заявление Макгинна, аналитики полагают, что Lucent намерена вести борьбу с Cisco и Nortel-Bay.

«Если Lucent хочет конкурировать с Cisco и Nortel, она не может остановиться на этом слиянии, - сказал аналитик Giga Information Group Джим Слаби. - У Lucent пока не хватает для этого некоторых технических средств, в частности IP-средств уровня предприятий».

Среди немногих крупных сетевых компаний, остающихся независимыми, в качестве кандидатов на приобретение аналитики видят 3Com и Cabletron Systems. Главные управляющие обеих компаний неоднократно говорили, что они не планируют продавать свои фирмы. Тем не менее в ряде сообщений отмечается, что Cabletron наняла компанию Merrill Lynch для поиска перспективных покупателей.

Некоторые аналитики считают, что 3Com была бы плохим приобретением для Lucent. Доля 3Com на рынке IP-устройств для предприятий невелика, фирма работает в секторах, например в секторе карманных устройств, не являющихся ключевыми для Lucent. Другое дело Cabletron.

Рыночная капитализация компании составляет 1,6 млрд. долл., а у 3Com этот показатель равен 16,5 млрд. долл. (Lucent - 141,1 млрд. долл.). Однако покупать в ближайшее время крупную «чисто сетевую» компанию, возможно, и не в интересах Lucent. Может быть, более подходящим было бы приобретение поставщика компонентов или средств беспроводной связи.

Но для Lucent это вопрос будущего. «Мы не переоцениваем наши силы. Можем ли мы справиться сами? Конечно, да, - сказал Макгинн». Но если есть компании, имеющие перспективные технологии, сходное с нами видение мира и возможности для быстрого вывода продукции на рынок, то имеет смысл приобрести их. Мы будем продолжать вкладывать деньги в собственные технологии и делать приобретения, которые смогут увеличить наши возможности».

Структура мирового рынка концентраторов доступа, %

III квартал 1997 г.III квартал 1998 г.
3Com 26,641,5
Ascend 33,230,2
Cisco 26,515
Lucent 4,93,8