Бум Интернет-бизнеса приближается и к нашей стране. Все больше появляется электронных витрин, магазинов и компаний, объявляющих, что они что-то делают в Интернете. Обороты пока ничтожны, прибыли, естественно, нет. В стране нет даже нормальной системы электронных платежей. Но все это неизбежно будет. Как скоро? Как это может отразиться на реселлерах? Сколько стоит раскрутка И-бизнеса? Обо всем этом Леонид Богуславский, управляющий партнер компании PricewaterhouseCoopers, руководитель направления управленческого консалтинга, беседует с заместителем главного редактора CRN/RE Александром Плитманом.

CRN/RE: Ажиотаж вокруг Интернета в целом и бизнеса через Интернет в частности не стихает. Капитализация Интернет-компаний растет как на дрожжах. Стоимость сделок купли-продажи этих компаний, как правило, убыточных, измеряется уже десятками миллиардов долларов. Почему?

Л. Б.: Бум инвестиций в Интернет связан со многими факторами, но на первое место я бы поставил возможность бизнес-экспансии. Во всем, что связано с Интернетом, экспансия - это ключевое слово. Ведь главная цель любого бизнеса, стремящегося к развитию, найти пути, механизмы и средства для экспансии, т. е. агрессивного развития. Интернет с этой точки зрения предоставляет уникальные возможности - это и захват большей доли в своем секторе рынка, и возможность выхода в смежные сегменты. Ведь добавить в электронном магазине еще одну товарную группу гораздо легче, чем создать новую сеть обычных магазинов. При этом прибыльность бизнеса отходит на второй план. Часто в период бурного роста необходимо вкладывать средства в быстрое развитие и добиться прибыльности очень трудно. А подавляющая часть И-бизнеса находится сейчас именно на этой стадии. Поэтому во главу угла ставятся параметры, подтверждающие экспансию - число пользователей, число обращений и т. п. Инвесторов это пока устраивает.

CRN/RE: И все-таки как долго они готовы ждать и терпеть убытки?

Л. Б.: До тех пор пока идет экспансия. Сигнал неблагополучия - это окончание экспансии и отсутствие прибыли. Классический пример - Amazon.com. Ее убытки растут, но экспансия пока продолжается. Как только она существенно замедлится, появятся проблемы. Несколько месяцев назад в США наметилась первая критическая точка для торговых (business-to-customer) Интернет-компаний, поскольку практически в каждой нише появилось несколько игроков и возникла конкуренция. В частности, вышли в Сеть многие традиционные фирмы розничной торговли, ранее не обращавшие внимания на Интернет. Та же Amazon.com начала ощущать давление со стороны крупнейшей сети книжных магазинов Barnes&Noble Inc. Электронная торговля, похоже, столкнулась c рядом серьезных проблем. Во-первых, выполнение заказов. У традиционных компаний это давно и хорошо отлаженный механизм, а у Интернет-компаний он постоянно отстает. Во-вторых, возврат товара. Как только обычные розничные сети предложили клиентам покупки через Интернет, но с возможностью возврата товара в ближайший магазин, электронные магазины оказались в невыгодной ситуации - им-то клиент должен возвращать товар по почте. В-третьих, похоже, не оправдала себя концепция электронного магазина one stop shop (все в одном месте), которой следовали несколько компаний электронной коммерции. Оказалось, что значительная часть пользователей предпочитает специализированные магазины, которые предлагают более широкий ассортимент и больше сервиса. В общем, до насыщения рынка еще далеко, но темпы экспансии чуть снизились.

CRN/RE: Сильно капитализированные Интернет-компании иногда сравнивают с мыльными пузырями, а ведь одно неловкое движение и ...

Л. Б.: И-бизнес, поскольку он чрезвычайно перегрет, очень чувствителен к событиям -- и положительным, и отрицательным. Причем не только к реальным экономическим, вроде неудачного эксперимента по торговле через Интернет мебелью или модной одеждой, но и, скажем, к неблагоприятному прогнозу какого-либо известного на Уолл-стрит бизнес-аналитика. Подобные события могут привести к резкому изменению курса акций Интернет-компаний. Конечно, это не мыльные пузыри, но это рынок с большими колебаниями, когда в течение одного дня положительная новость может вызвать повышение стоимости акций на 10%, а отрицательная - понижение на 10%. Здесь все еще в стадии движения, формирования, и никаких окончательных выводов делать нельзя.

CRN/RE: Как, по вашему мнению, скажется развитие И-бизнеса на реселлерах в сфере ИТ?

Л. Б.: Развитие Интернета привело к революции в области сбыта товаров, будь то книги, компьютеры или автомобили. И компьютерные фирмы делают то же, что и производители других товаров. Пионером прямых продаж ПК была компания Dell, и сейчас с точки зрения происходящих в ней бизнес-процессов она практически вся погружена в Интернет. Другие, более консервативные компании идут по тому же пути. Характерный пример - корпорация Compaq, которая вынуждена отвечать на вызов Dell, тоже переносит часть своих бизнес-процессов в Интернет, сокращает число дистрибьюторов и недавно купила подразделение дистрибуции и логистики компании Inacom. Кстати, PricewaterhouseCoopers разрабатывала для Compaq концепцию перевода бизнеса в Интернет и помогала внедрить электронный бизнес. Традиционная фирма не может сразу перейти на новую модель, иначе рухнут доходы - нужна постепенность, последовательность шагов. Конечно, эта перестройка не обходится без трудностей. Главный вопрос - темпы перестройки системы сбыта, которые очень зависят от инфраструктуры конкретных рынков: наличия надежной системы доставки товаров, приемлемой системы платежей и т. д. Дискуссия на тему "Отомрут ли "динозавры"?, т. е. традиционные торговые компании, если и не завершена, то ее накал спал. Останется и электронная, и традиционная торговля. Останется часть фирм-посредников, но это могут быть другие посредники, в основном информационные, и безусловно уменьшится число уровней сбыта товаров. Ведь сейчас в России по некоторым товарным группам между производителем и конечным покупателем стоит четыре уровня посредников - эксклюзивный импортер, дистрибьютор, оптовик и, наконец, магазин.

CRN/RE: По некоторым оценкам, в развитии И-бизнеса Россия отстает от США по разным направлениям на 3-6 лет. Может быть, это отставание вообще не будет полностью преодолено? И не только по причинам экономического или технического характера, но и в силу разных культурных традиций, особенностей образа жизни. Скажем, в США бизнес всегда был более обезличенным, чем в Старом Свете.

Л. Б.: Безусловно, эти особенности имеют значение. С ними, например, связано большее отставание Европы от США в области И-бизнеса типа В2С (business-to-consumer), чем В2В (business-to-business), поскольку первый в большей степени зависит от менталитета людей и традиций, в том числе в потребительском поведении. В Европе доля людей, приходящих за покупками в обычный магазин, выше, чем в США. В России будут сказываться такие особенности, как, например, недоверие к банкам, отсутствие привычки пользования кредитными карточками. Кстати, такой парадокс: люди боятся сообщать электронному магазину номер своей карточки и в то же время спокойно дают ее официанту в ресторане.

CRN/RE: Видя, что происходит на Западе, многие ожидают подобного бума и в России.

Л. Б.: Да, ставки в этой игре растут и в нашей стране, хотя инвестиционная масса, естественно, гораздо меньше. Вообще, на Западе сложилось четыре уровня инвесторов, чьи инвестиции различаются по размеру обычно в разы и даже на порядок: 1) друзья и родственники, 2) "ангелы" (angels), т. е. состоятельные люди, часто не являющиеся профессиональными инвесторами, 3) институционные инвесторы и 4) публичное размещение акций. Сегодня в России инвесторы уровня 3 готовы вкладывать столько средств, сколько на Западе вкладывают инвесторы уровня 1 и 2. Тем не менее ставки в российском И-бизнесе существенно повышаются. Некоторые даже говорят о сверхожиданиях. Многие из тех, кто начинает здесь И-бизнес, уже сегодня рассчитывают на суммы, явно не соответствующие тому, что они делают.

CRN/RE: Можно ли оценить - для каких-то секторов рынка или типов предприятий - сколько стоит открытие И-бизнеса и когда он начнет приносить прибыль?

Л. Б.: Давайте рассматривать два различных И-бизнеса. Первое направление связано с переводом в Интернет-среду бизнес-процессов традиционных компаний. Это может быть крупное производственное предприятие, крупный дистрибьютор, реселлер и т.<\!q>д. Для этих компаний внедрение И-бизнеса в части управления снабжением позволяет добиться дополнительной экономии за счет:

  • сокращения стоимости товарно-материальных запасов на 25%,
  • использования закупок по каталогу, что дает, в среднем, еще 5% экономии,
  • уменьшения несистематизированных закупок, что позволяет добиться снижения стоимости закупок на 16%.

Когда корпорация IBM внедрила управление снабжением с использованием Интернет-технологий, были получены следующие результаты:

  • общее число систем управления снабжением сократилось с 12 до одной;
  • число работников в отделе снабжения сократились на 27%;
  • затраты отдела снабжения снизились наполовину;
  • количество заказов, размещаемых электронным способом увеличилось на 60%;
  • затраты бухгалтерии в части снабжения снизились на 90%;
  • стоимость обработки счетов снизилась на 32%.

Второе направление связано с созданием Интернет-компаний. Конечно, затраты на их раскрутку сильно зависят от видов бизнеса. Обратимся сначала к американскому опыту. Ключом к успеху является раскрутка имени компании/портала/информационного ресурса (brand building). Для этого начинающим компаниям требуются большие начальные инвестиции. В 1999 году инвестиции в начинающие Интернет-компании в 3 раза превысили аналогичные инвестиции 1998 г. Например, онлайновый продавец автомобилей CarsDirect.com получил 280 млн. долл. инвестиций в течение одного раунда (это рекорд в истории венчурного капитала), Интернет-"бакалейщик" Webvan.com получил 275 млн. долл. от венчурных фондов, когда обслуживал всего один город. А всего Webvan.com получил 441 млн. долл. венчурного капитала, что превысило его публичное размещение акций, равное 375 млн. долл. Интересно, что Amazon.com и Netscape в свое время получили только 8 и 5 млн. долл. венчурного капитала соответственно. Конечно, CarsDirect.com и Webvan.com - это "рекордсмены", но в среднем первый раунд инвестиций находится в диапазоне 10--20 млн. долл. Это в США. В России я бы использовал "понижающий коэффициент", характеризующий Интернет-рынок, примерно равный 10. Но это только сейчас. Соответственно начальный бюджет на раскрутку амбициозного ресурса в российском Интернете я оцениваю минимум в 500 тыс. долл.

CRN/RE: Есть ли у инвестиционных фондов какие-то предпочтения в том, куда вкладывать деньги: в компании, делающие бизнес через Интернет, или в технологические компании, связанные с Интернетом?

Л. Б.: Вообще говоря, в России "вкладывают" прежде всего в людей. Часто инвестор определяет для себя сначала ниши и собственно компании, работающие в этих нишах. В Интернете несколько различных направлений, поэтому инвестиционные компании и фонды, ориентированные на И-бизнес, вкладывают средства в несколько компаний, создавая как бы портфель инвестиций во все основные его сегменты - контент, электронные магазины, провайдеров Интернет-услуг, разработчиков Интернет-средств и приложений. Портфель позволяет снизить риски. Скажем, под вопросом будущее традиционных Интернет-провайдеров, если они не изменят свою бизнес-модель и не расширят спектр предоставляемых услуг, а компании, занимающиеся "горячими" технологиями для Интернета, гораздо привлекательнее, чем электронные магазины.

CRN/RE: В какой степени инвесторов интересуют структура, менеджмент, прозрачность отечественных Интернет-компаний?

Л. Б.: Это очень важно, как и в любом бизнесе. В нашей стране существенные начальные (start-up) инвестиции практически недоступны. Чтобы убедить инвестора, нужно предъявить что-то уже созданное, например локальный брэнд. Сейчас первая волна инвесторов атакует только лидеров российского Интернета в каждой из ниш. Инвестор покупает, как правило, не компанию, а бизнес и во многих случаях строит с нуля новую юридическую структуру и прозрачный, контролируемый финансовый блок. Я думаю, что быстрый рост инвестиций в Интернет окажет очень важное образовательное воздействие на российский бизнес, поскольку создатели компаний, занимающихся И-бизнесом, не рассчитывают на прибыль, а делают ставку на продажу компании инвесторам. Ведь до сих пор значительная часть российских собственников бизнеса считают, что основной заработок - это прибыль. Для них создание, например, правильной юридической структуры - это лишь затраты, снижающие прибыль. И только в последнее время стала расти доля тех, кто понимает: главные деньги зарабатываются не в виде текущей прибыли. Если компания правильно построена и инвестиционно привлекательна, то при прочих равных условиях деньги, которые ее владелец может получить благодаря привлечению стратегического инвестора, эквивалентны его личному заработку за 10 и более лет. И для многих это откровение.

CRN/RE: Существует мнение, что в Россию приходят не самые профессиональные западные инвесторы.

Л. Б.: Оно не лишено оснований. Во-первых, потому, что сейчас крупные игроки имеют на Западе более интересные перспективы возврата инвестиций и при этом меньше рискуют, чем в России, а, во-вторых, там растущие компании сами выбирают инвестора. В России до последнего времени готовы были взять деньги у любого инвестора. Но уже скоро и наши компании станут более разборчивы.

CRN/RE: Как поворачиваются в сторону И-бизнеса PricewaterhouseCoopers и другие крупные консалтинговые фирмы?

Л. Б.: Для всех крупных консалтинговых компаний И-бизнес - это стратегическое направление. Все они инвестируют в развитие своего консалтингового потенциала в этой области. Наша компания претендует на то, чтобы занять лидирующие позиции и в качестве бизнес-консультанта, и в качестве консультанта по технологиям И-бизнеса. В прошедшем году у нас произошли серьезные изменения, направленные на повышение этого потенциала. В частности, в России работает достаточно большая группа консультантов PwC в области И-бизнеса. И в этой чрезвычайно быстро растущей сфере бизнеса наши специалисты востребованы, поскольку клиентов становится все больше - это и традиционные фирмы, вынужденные хотя бы часть своих бизнес-процессов переносить в Интернет, и молодые Интернет-компании, и инвестиционные фонды, выходящие на этот рынок.