В канун 8 марта редакция CRN/RE провела ставшую уже традиционной встречу "за круглым столом" с женщинами - руководителями ведущих российских компаний.

Участвовали: Мария Каменнова - директор компании "Весть-МетаТехнология", Наталья Касперская - генеральный директор компании "Лаборатория Касперского", Ольга Наумова - генеральный директор компании "Компьютер Депо", Каролина Панферова - вице-президент по маркетингу и рекламе компании "АйТи", Надежда Паперная - вице-президент по финансам холдинга Lank (Санкт-Петербург), Ольга Ускова - исполнительный директор компании Cognitive Technologies, Марина Хохлова - финансовый директор компании "Цефей", Роксана Янборисова - директор по маркетингу компании OCS.

На этот раз разговор шел о том, как мужчины, работающие в компьютерном бизнесе, относятся к женщинам-руководителям, женщинам-деловым партнерам, женщинам-конкурентам.

Мария Каменнова:

"Конечно, проблема мужского шовинизма существует. Не скажу, чтобы это меня очень раздражало. Правда, я могу вспомнить единичные случаи проявления мужского шовинизма. Помнится, последний раз это было давно, лет 6 назад, а в последнее время мне не приходилось с ним сталкиваться. Возможно, потому, что мужчины, с которыми я общаюсь, - это либо мои партнеры по бизнесу, либо поклонники, либо подчиненные. А какой подчиненный может себе позволить проявить мужской шовинизм в отношении начальства?"

"Нечто похожее на шовинизм я ощущаю, когда встречаюсь с руководителем крупного завода, на котором работает, скажем, 30 тыс. человек. Правда, сейчас директора таких предприятий - это 35-летние мужчины с тремя высшими образованиями, говорящие на нескольких языках. И если в первые минуты общения что-то проскальзывает, то потом все встает на свои места, и я даже не успеваю, как следует, прочувствовать проявления этого пресловутого мужского шовинизма".

"Кто-то сказал, что только мелкие люди борются за свой престиж, у больших он просто есть. Я полностью согласна с этой точкой зрения. Если сотрудник в профессиональном плане старается подчеркнуть свое мужское начало, я пытаюсь разобраться в ситуации. Может быть, у него какие-то комплексы. И если он в принципе меня устраивает, пытаюсь ему помочь. А если комплексы таковы, что помочь невозможно, то решение проблемы приходит само собой".

"Первое время я ужасно не любила принимать на работу женщин. Возможно, это болезнь, присущая всем, кто прошел "школу" Академии наук. Однако последние три-четыре года меня интересуют исключительно профессиональные качества претендентов".

Наталья Касперская:

"Наверное, мужской шовинизм существует, однако мой личный опыт свидетельствует о противоположном. Лично я с этим явлением никогда не встречалась. Скорее был мужской шовинизм наоборот - я чувствовала либо хорошее отношение, просто потому, что я женщина, либо нейтральное, но не негативное".

"Женщина, занимающаяся бизнесом, действительно может столкнуться с определенными трудностями, но, на мой взгляд, они порождены скорее особенностями пола. Женщины иначе мыслят, иначе воспринимают реальность, у них на первом плане чувство, а логика - на втором. О стратегическом мышлении вообще говорить не приходится".

"Женщины более эмоциональны, поэтому нет ничего удивительного в том, что в топ-менеджменте всего 3--4% женщин, тогда как в среднем управленческом звене их гораздо больше. Для того чтобы добиться чего-то в бизнесе, надо обладать какими-то специфическими чертами, которые не свойственны женской природе".

"Исторически сложилось так, что мужчина был защитником семьи, а женщина - воспитателем детей, создателем домашнего уюта. Разумеется, современная женщина может сказать мужу: "Я больше не собираюсь сидеть дома, я буду работать, а ты давай мой пол и готовь обед". Правда, к сожалению, такие семьи часто приходят к краху".

"Отношение к женщине-руководителю может определяться не только различием полов, но и национальными традициями. Например, японец, увидев мою карточку, где написана должность, спрашивает: "Что вы делаете в вашей фирме?" Отвечаю, что, мол, управляю компанией. Японец с минуту размышляет, затем пытается уточнить: "Всей компанией управляете?.." Ему не понятно, как это может быть - женщина, да еще молодая... И, знаете, нам не удалось договориться. Только потому, что я не мужчина в летах".

Ольга Наумова:

"Каждый из нас имеет свою историю и обладает некими характеристиками - пол, возраст, образование, семейное положение, физические особенности, вероисповедание и т.<\!q>д. Но окружающие нас условия способствуют тому, что мужчины и женщины становятся все более похожими друг на друга, если не внешне, то по некоторым качествам. Типично женская склочность, например, встречается и у мужчин. Тем не менее каждый из нас может столкнуться с проявлениями шовинизма. Женщина - с мужским шовинизмом, мужчина - с женским. Когда ты начинаешь работать в коллективе, тебя воспринимают по совокупности твоей истории и характеристик".

"Я считаю, что "женщина" - это "сильное" качество, но далеко не единственное, которое может стать причиной негативного к тебе отношения. Есть же люди, патологически не воспринимающие нерусских".

"Мне кажется, многое, что вредит карьерному росту женщины, закладывается еще в детстве. Женщина вовсе не менее логична, чем мужчина, просто ее так воспитывают.<\!q>если девочке с самого рождения говорить, что стратегом она никогда не будет, что она практик, если постоянно твердить: "раз уж ты женщина, то...". Словом, занять достаточно высокие позиции в бизнесе удается тем женщинам, которые смогли еще в детском возрасте побороть влияние среды, стать самостоятельными. И если вдруг обнаружится, что ты стратег, надо это принять, и ни в коем случае не дать это в себе уничтожить. Это очень важно! Сколько слабых мужчин мучительно доказывают, что они "мужики", и сколько слабых женщин мучительно доказывают, что они женщины, при этом истребляя в себе соответственно все истинно мужское и женское".

Каролина Панферова:

"Я постоянно сталкиваюсь с проявлениями мужского шовинизма. И на работе, и вне ее".

"Дело в том, что мужчины зачастую ведут себя, как мальчики в песочнице, которые отбирают друг у друга лопатки, дерутся. Вообще, борьба за лидерство, конкуренция - это то, что присуще мужчине. Женщине присущи дух сотрудничества и благожелательность. В деловой среде, где конкуренция - один из важнейших аспектов, женщине приходится перестраиваться".

"Если мужчине-подчиненному первое время бывает тяжело работать под началом у женщины, приходится бороться с собой, со сложившимися стереотипами, то у женщины-руководителя еще больше трудностей, ей приходится учить мужской язык, перенимать мужской стиль поведения для того, чтобы понимать ситуацию, быстрее входить в контакт и, в конечном счете, лучше вести бизнес".

"Мужчины в деловых взаимоотношениях с женщинами очень часто используют ярлык "стерва". Им так удобнее. Я довольно быстро поняла, что означает понятие "стерва" в данном контексте. Это женщина, которая не перестраивается в соответствии с точкой зрения мужчины. Женщина с самостоятельным мышлением".

Надежда Паперная:

"Мужской шовинизм, несомненно, существует. Особенно сильно он ощущается при работе с клиентами из бывших военных. Как правило, это люди старой закалки, которые сразу дают понять, что желают вести переговоры (особенно на уровне руководства) только с мужчиной. Мы это заранее просчитываем и стараемся, чтобы с подобными заказчиками работали мужчины. Просто потому, что в таком случае выше вероятность заключения контракта. К тому же при подписании больших корпоративных контрактов часто приходится пить водку! Я сама не раз оказывалась в анекдотичных ситуациях, потому что в принципе не могу ее пить. Сколько бы ни тренировалась. У одного из наших клиентов, с которым работаю лично я, в приемной стояла большая пальма в кадке. Я регулярно выливала туда спиртное. Однажды приехала, смотрю - дерево исчезло. "Где же пальма?" - спрашиваю. Отвечают, что, мол, засохла. Да, контракты не прошли для бедной пальмы даром".

"Одного мужчину, который в течение длительного времени бесконфликтно работал с женщиной-партнером, спросили, как им это удалось? Он ответил: "С самого начала мы решили, что всеми глобальными вопросами занимаюсь я, а второстепенными - она. И как-то так получилось, что за все эти годы ничего глобального не произошло". Главное - не превращать сотрудничество в конкуренцию, в борьбу за то, чье слово будет последним. Наверное, нужно позволить мужчине сказать это последнее слово, чтобы он почувствовал себя мужчиной".

Ольга Ускова:

"В моем представлении мужчина - это активное начало, а женщина - некий фундамент, опираясь на который живет семья, "растет" и развивается мужчина. Женщина, занимающаяся бизнесом, - скорее аномалия. Если она становится руководителем верхнего уровня, то только благодаря своему отнюдь не женскому складу ума. Женщина, полностью ориентированная на карьеру и достигающая в этом смысле определенных высот, - это нестандартная женщина, с нестандартным, мужским типом мышления".

"Честно говоря, я охотнее принимаю на работу мужчин, чем женщин. Но не на всякую должность. Мужчина, например, по своему характеру просто не в состоянии выполнять монотонную работу. Его место там, где надо "держать удар" или "строить стратегию". Если некий руководитель скажет вам, что ему все равно, какого пола сотрудник, лишь бы менеджер был хороший, то это неправда".

"На мой взгляд, мужчина и женщина - это не особи разного пола одного вида, а разные породы, разные системы! И я за то, чтобы в конкуренции полов (в сфере карьерного роста) побеждали мужчины и создавали для "нормальных" женщин условия для нормальной жизни, нормального выполнения истинно женских функций".

Марина Хохлова:

"Мужской шовинизм, конечно, есть, я его испытываю каждый день, общаясь с клиентами, с конкурентами, с партнерами. Мало того - я сама его насаждаю в собственной компании среди своих же сотрудников".

"Когда мне с первого курса института начали твердить, что у меня мужской склад ума, я отвечала - нет, я женщина, просто и женщины могут так мыслить. Необязательно быть мужчиной, чтобы быть стратегом. Тем не менее внешне я в себе культивирую женщину и пытаюсь показать мужчине, что с ним беседует именно женщина, которая, даже занимаясь бизнесом, должна быть обаятельна, привлекательна, хорошо одета, хорошо причесана".

"В бизнесе есть проявления мужского шовинизма. Но надо уметь этим пользоваться. Мы - женщины, и этот "недостаток" надо превращать в достоинство. Для того чтобы женщине достичь карьерного роста, несомненно приходится многое преодолевать и работать в несколько раз больше, чем мужчине. И чем больше у нас будет времени для выполнения каких-то рутинных домашних обязанностей, тем больше женщин будет приходить в бизнес. Я думаю, что через 5 лет лучшие менеджеры компаний будут женщины. У нас великолепная интуиция, мы прекрасно умеем ладить, в конце концов, мы можем позволить мужчине сказать последнее слово".

Роксана Янборисова:

"Я абсолютно убеждена, что в вопросах стратегии в бизнесе приоритет остается за мужчинами. Те редкие женщины, которые занимаются подобными проблемами, как правило, отличаются неженским складом ума".

"Если говорить о мужском шовинизме, я считаю, что его наличие или отсутствие зависит от вида бизнеса. В дистрибуции, по-моему, его нет. Во всяком случае, мне ни разу не довелось столкнуться с этим явлением. Правда, я ни разу в жизни не имела дела с корпоративным заказчиком. Мы - дистрибьюторы - общаемся со множеством людей из разных городов. Но это наши партнеры, они занимаются схожим бизнесом и говорят с тобой на одном языке, языке партнера. А если говорить об общении с партнерами, то женщины это делают лучше, ведь большинство наших закупщиков - мужчины. Кроме того, женщины разрешают конфликтные ситуации куда лучше, чем мужчины, а возможен ли бизнес без конфликтных ситуаций?"