Состояние дел на российском компьютерном рынке с некоторых пор ассоциируется у меня с патовой ситуацией, сложившейся, как Вы, вероятно, помните из истории, в 1940 г., когда союзники объявили войну Германии, а боевые действия не начинались в течение нескольких месяцев. Смею утверждать, что напряженность на компьютерном рынке не возникла в одночасье несколько недель назад, а стала прямым следствием загадочных таможенных реформ, проведенных в 1992 г. А сама структура российской компьютерной отрасли и невнятные взаимоотношения бизнеса и государства стали причиной того, что рынок ИТ сегодня оказался ВНЕ ЗАКОНА.

Однако, начнем по порядку.

Некоторые очевидные для читателей нашего журнала вещи не требуют пояснений, поэтому...

Первое утверждение о том, что российский компьютерный рынок составляют практически исключительно импортные товары и... второе утверждение, что комплектующие для компьютеров производить в России невыгодно, я, пожалуй, оставлю без комментариев. Если у кого-то из вас имеются на этот счет иные суждения, я готов к дискуссии. Тем не менее, готов поспорить, что большинство игроков отечественного компьютерного рынка согласятся с тем, что даже если кому-то и удалось бы организовать в России производство комплектующих, то ни с точки зрения качества, ни с точки зрения себестоимости эта продукция не смогла бы составить конкуренцию изделиям из Юго-восточной Азии.

Выходит, для того, чтобы Россия не осталась без компьютеров, их необходимо ИМПОРТИРОВАТЬ. Целиком или частями - не суть важно. Отсюда...

Третье утверждение. Российский компьютерный рынок нуждается в нормальной работе таможни.

В данном случае "нормальная работа" значит:

  • простые, четкие, не допускающие двоякого толкования правила, единые для всех импортеров;
  • строгое соблюдение этих правил как со стороны импортеров, так и со стороны таможни;
  • разумные ставки таможенных пошлин;
  • простая и удобная процедура таможенной очистки товаров.

Ничего сверхъестественного, не правда ли?

Пионеры российского компьютерного рынка еще помнят времена, когда они жили "по правилам" и все как один честно платили таможенную пошлину. Это было давно - до 1992 г. Потом правила исчезли, и импортеры оказались в условиях, когда перед ними открывался целый диапазон возможностей - от прохождения всех инстанций с одновременной уплатой всех налогов и пошлин до провоза на территорию России товара вообще мимо таможни.

Сначала рассмотрим две схемы импорта - с участием государства и без.

В соответствии с первой схемой таможенной очисткой занимается дистрибьютор - крупный оптовик, который должен потратить как минимум неделю (на практике - больше), чтобы заплатить пошлину - 15% и НДС - 20%, всего - 38% (посчитайте сами). Это так называемая "входная цена". За свои услуги дистрибьютор набавит от 2 до 5%, если не больше, еще минимум на 5-10% подрастет цена у дилера или в рознице. Итого - 148-160% от цены товара до таможни.

Вторая схема (поразительно быстрая и эффективная) подразумевает, что с таможней договаривается фирма-брокер, которая берет в среднем около 3% от реальной стоимости товара, причем лишь половина попадет в государственную казну, почти все остальное тратится на взятки и только малая толика - себе. Как она этого добивается? Довольно просто - искусственно занижая стоимость товара, или, что бывает чаще, декларируя готовые изделия как комплектующие, то есть меняя реальную номенклатуру изделий на иную с более низкой ставкой. Важно то, что товар, пройдя через руки посредника, превращался из "валютного" в "рублевый" и именно таким попадал на склад дистрибьютора. Деньги за товар, опять же благодаря посредничеству "мертвых" фирм и "хитрых" банков, которые берут за услуги еще около 2%, уходили к зарубежным поставщикам. Добавив сюда обычные "накрутки" дистрибьютора и дилера, получим, что конечная цена товара всего на 10--20% выше его стоимости до таможни.

Нетрудно догадаться, что в конкурентной борьбе побеждает тот, кто практически ничего не платит государству. Следуя элементарной логике, приходим к выводу, что налоги и пошлины перестали платить все!

Компьютерный рынок, конечно, нельзя считать крупным, его не сравнишь ни с рынком продуктов питания, ни, тем более, с сырьевыми рынками, однако суммы, которые из-за таможенной эквилибристики недополучало государство, впечатляют. Кстати, их нетрудно посчитать.

По приблизительным оценкам, в прошлом году через границу прошло 2400 грузовиков с компьютерами, периферией, комплектующими и т.<\!q>д., причем, реальная стоимость груза, перевезенного на каждом из них, составляла в среднем 250-270 тыс долл. Если все аккуратно посчитать, получается, что по существующим законам в российский бюджет должно было попасть примерно 240 млн долл. Реально государство получило около 8,5 млн долл., и еще где-то 24 млн долл. ушло "налево".

Если бы НДС на компьютерную технику составлял 10%, а таможенная пошлина - 5%, что вполне устроило бы импортеров, государство получило бы в 10 раз больше.

Однако ВСЕ участники компьютерного рынка работали по второй схеме. Не потому, что очень хотели обмануть государство, а потому, что были поставлены в такие условия, когда не обмануть было невозможно. Об этом, разумеется, знали ВСЕ государственные структуры, которые сегодня принимают активное участие в операции "Импорт". Знали 8 лет, а действовать начали только сейчас! Но самое печальное в этой истории - то, что операция "Импорт" отнюдь не преследует цель раз и навсегда покончить с безобразиями на таможне (такое ощущение, что с таможней вообще никто не будет разбираться). Это очередная регламентированная по времени кампания, в результате осуществления которой, по замыслу авторов, вроде бы должен пополниться российский бюджет.

Четвертое утверждение. Отсутствие правил губительно для бизнеса.

Утверждение, на мой взгляд, вообще не требующее доказательств. Тем не менее, давайте на примере компьютерного рынка посмотрим, к чему привело, мягко говоря, странное отношение государства к российскому бизнесу.

В результате таможенных игр в стране возникло огромное количество брокерских фирм-однодневок, которые занимались ввозом товара по "липовым" документам и жили по принципу: "заработали - разбежались". Появилось также изрядное число "мертвых" и "серых" компаний-посредников, служащих для легализации товара и осуществления платежей. Это - балласт. Теневой бизнес, у которого нет и не может быть перспектив.

Однако с этими фирмами, волею людей, придумавших игры без правил, были связаны нормальные, "белые" компьютерные компании, пытавшиеся построить цивилизованный бизнес, во-первых, внутри себя, и, во-вторых, во взаимоотношениях с партнерами и зарубежными поставщиками. К сожалению, подавляющему большинству компаний это удалось лишь отчасти. Работая "на грани фола", они не могли вкладывать достаточно средств в свое развитие и, в конечном счете, капитализироваться. А государство, ведя абсолютно неадекватную политику в отношении бизнеса, лишало бюджет многих миллиардов, а граждан - рабочих мест.

Заметим, что ни в одной нормальной цивилизованной стране мира нет законов, мешающих развитию частного предпринимательства. Там непреложной истиной является утверждение, что чем компания больше инвестирует в производство, чем она крупнее, тем она выгоднее для самого государства. Там никому из представителей властных структур даже в горячке не придет в голову бредовая мысль создать условия, при которых ВСЕ предприниматели будут ходить "под статьей". А ведь именно так поступили некие государственные деятели в России в 1992 г., придумав игру в "жмурки-на-таможне".

Пятое утверждение. Нынешние действия государства в отношении рынка наносят вред в первую очередь самому государству.

Мне не хотелось бы здесь останавливаться на том, какие организации задействованы в операции "Импорт". Замечу только, что подобраны они таким образом, чтобы кроме всего прочего контролировать работу друг друга.

Поговорим лучше о целях этой операции. На мой взгляд, они очевидны - не мытьем, так катаньем заставить замаскированных импортеров выплатить государству как можно больше денег, чтобы оно было в состоянии хотя бы на время залатать дыры в бюджете. Для этого у крупных оптовиков опечатывают склады, а потом предлагают объяснить происхождение товара, предъявив таможенные декларации на то, что по документам приобретено по эту сторону границы, причем за рубли. Чтобы никто не смог ускользнуть от карающей руки закона, придумали еще один фокус - теперь все участники продаж в счетах-фактурах на реализуемый импортный товар должны указывать номер грузовой таможенной декларации (ГТД). А в связи с тем, что 99,9% изделий были ввезены по схеме №2, номера ГТД на счетах-фактурах, естественно, указывают на совершенно иную номенклатуру товаров. Выходит, все, что хранится на складах российских компаний-дистрибьюторов - контрабанда, да еще и в особо крупных размерах. Ружье, которое кто-то повесил на гвоздь 8 лет назад все-таки выстрелило... Правда, вхолостую.

Россия все-таки удивительная страна, и живут здесь удивительные люди. Когда-то давно, еще во времена соцдействительности ходила такая шутка: "государство делает вид, что платит нам жалованье, а мы делаем вид, что работаем". Сегодня государство делает вид, что наводит порядок с импортом, а бизнесмены притворились, что испугались. Игра такая, видимо, национальная. "Карты на стол! - Очередной раз сказало государство. - Теперь всем вам придется сначала отвечать, а потом - платить!"

"А как же! - сказали импортеры. - Мы даже знаем кому и сколько!"

А если серьезно, то сегодня сложилась исключительно редкая ситуация. Государство уже понимает, что надежд на внешние заимствования нет. Теперь ему пора догадаться, что бюджет придется строить только на реальных доходах. А чтобы они появились, чиновники могут реализовать свой последний шанс, "не теряя лица": срочно изменить и налоговые, и таможенный кодексы, иными стовами, разработать НОРМАЛЬНЫЕ правила для всех, кто может и, главное, хочет заниматься ЧЕСТНЫМ бизнесом в нашей стране.