CRN/RE: Какие стадии развития прошел ваш бизнес?

Всеволод Сидоров: Одним из ключевых факторов успеха нашей компании мы считаем именно региональное развитие, эффективную работу представительств в регионах. Модель «одна компания — один город» мы прошли в середине 1990-х, когда Новосибирск был основным полем нашей деятельности, а в ближайших к нему городах работали небольшие, по пять-семь человек, представительства.

Однако, когда в 2001 г. мы проанализировали итоги работы компании, выяснилось, что все представительства вместе принесли около 25% годового дохода, тогда как Новосибирск — оставшиеся 75%. Мы решили, что 25% дохода — слишком мало.

CRN/RE: Это повлияло на процесс управления компанией?

В. С.: Сегодня мы работаем по иному принципу: «одна компания — много городов». Развитие в этом направлении шло поэтапно.

В 2002–2005 гг. наши региональные бизнесы подтянулись к уровню новосибирского, а с 2004 г. мы отказались от характерной для небольших компаний схемы: владелец предприятия сам является его управляющим. Управление бизнесом мы разделили на две составляющие: совет директоров и менеджмент компании.

Совет директоров выполняет ревизионно-контрольные функции: анализирует деятельность менеджеров, дает им рекомендации, следит за тем, чтобы менеджеры не превышали своих полномочий.

Каждые три года мы разрабатываем стратегический план — это некое общее видение развития компании, оно не всегда отражено в цифрах. Стратегический план кратко описывает наше место в бизнесе и цели, которых мы хотим достичь. Отражается это и на структуре компании.

В 2005 г. мы начали процесс разделения НЭТА на управляющую компанию, которая руководит бизнесом в целом, и региональные отделения, непосредственно работающие с клиентами. В 2006–2007 гг. этот процесс окончательно завершился.

Сейчас перед нами стоит задача: оптимизировать операции в рамках этой модели, повысить эффективность работы.

Мы рассчитываем, что в ближайшее время все региональные отделения НЭТА, работающие вне Новосибирска, будут приносить в совокупности 75% дохода, а региональное отделение в Новосибирске — 25%.

CRN/RE: Какие ресурсы вы планируете для этого использовать?

В. С.: Прежде всего повышаем качество работы, оптимизируем все свои бизнес-процессы. НЭТА умеренно консервативна, ее девиз «Качество, ответственность, профессионализм». Мы уделяем особое внимание воплощению этого девиза в жизнь на всех территориях, где разворачивается наша деятельность, — от Перми до Красноярска.

Скажем, по итогам опроса, проведенного недавно вашим уважаемым изданием, мы оказались на первом месте по объему операций среди региональных компаний, тогда как по уровню профессионализма — лишь на третьем. Это нас не устраивает.

Мы будем добиваться лидерства в этой позиции: укреплять менеджмент, обращать особое внимание на качество каждой отдельной операции.

Согласно рейтингу уральских ИТ-компаний (CRN/RE № 20/2007), который составила АКСИТ, мы пока на десятом месте, но рассчитываем вскоре улучшить свои показатели.

У компании много планов: в ближайшие два-три года мы хотим расширить свою зону влияния за счет открытия новых региональных отделений.

Одновременно с этим мы стараемся улучшить работу с вендорами, сделать наше сотрудничество как можно более долгосрочным.

Например, с некоторыми производителями мы сотрудничаем с самого основания компании — почти 15 лет.

Объемы продукции, которую мы поставляем на рынок, выросли в тысячи раз, отношения с вендорами стали более партнерскими, установился диалог.

Нам доверяют не только клиенты, но и партнеры, сертифицирующие саму компанию НЭТА и ее специалистов.

CRN/RE: Это отразится на политике компании в отношениях с клиентами?

В. С.: Мы стремимся все время развивать что-то новое, интересное — в то же время не упуская ничего из уже достигнутого.

Для наших клиентов мы сформировали крупный пакет услуг, который постоянно развивается и оптимизируется. Если в 2001 г. мы работали с оборудованием и стремились увеличить объемы поставок, то выйдя на новый уровень два-три года спустя, начали предлагать готовые решения и услуги. Это повлекло за собой новый уровень отношений с клиентами.

CRN/RE: Как менялась кадровая политика компании?

В. С.: На заре нашего бизнеса, когда в компании царила предпринимательская культура, все делали всё сами, а старший в компании на своем примере обучал нового сотрудника, это оставалось эффективным.

За последние два-три года с развитием НЭТА, созданием управляющей компании и региональных отделений, претерпели изменения подходы к работе.

Если раньше на первом месте стояли самоотдача и универсальность сотрудников, то теперь к этим важным качествам мы добавили технологичность и «экспертность».

Эти условия необходимы для стандартизации нашего бизнеса и его качественного тиражирования в другие регионы.

Как только мы поняли важность создания и внедрения бизнес-технологий, точнее и более точечно стали подбирать в компанию людей.

Нам нужны практики-эксперты из разных областей. И в связи с нашими планами развития скоро будет открыто немало интересных вакансий.

Осознавая ценность специалистов, мы и зарплатной политике придали большую гибкость. НЭТА постоянно проводит мониторинг стоимости специалистов на рынке труда и оперативно корректирует свое предложение, чтобы оно соответствовало запросам профессионалов нужного нам уровня.

При этом мы стараемся соблюдать интересы обеих сторон — и работодателя, и работника.

CRN/RE: С какими трудностями компания сталкивалась на региональных рынках?

В. С.: Трудности роста, конечно, неизбежны. Компания еще молодая — в будущем году НЭТА исполнится 15 лет, однако молодость — недостаток, который быстро проходит.

Компетентность свою мы все время повышаем; параллельно учимся тщательно рассчитывать силы и не браться за проекты, которые нам не по зубам.

В результате, на мой взгляд, получается вполне равномерное, уверенное развитие. Особенно с учетом того, что наш рынок — крайне сложный, высококонкурентный.

CRN/RE: Как складываются отношения компании НЭТА с конкурентами?

В. С.: Мы стараемся жить и развивать свой бизнес так, чтобы он был максимально цивилизованным. Поэтому, в частности, участвуем в различных профессиональных ассоциациях.

Я убежден, что цивилизованные отношения между компаниями — участницами рынка крайне важны, и НЭТА всячески стремится их поддерживать.

В этом году мы стали членом уральской Ассоциации компаний сферы информационных технологий, много лет сотрудничаем с Ассоциацией предприятий индустрии климата.

Объединение в ассоциации способствует развитию цивилизованных отношений и поддерживает отношения между конкурентами на достойном уровне. Я считаю, что это очень важно для нашего рынка.

Буквально в последний год, на наш взгляд, произошел заметный перелом: люди, работающие на рынке информационных технологий, начали друг с другом разговаривать, пытаются согласовывать позиции.

Появились некие общие моменты, объединяющие всех участников рынка.

Изменения эти только намечаются, но они уже очевидны — что не может не радовать. Безобразий меньше не стало, но надежда на «оцивилизовывание» рыночного пространства есть. Надо подождать еще лет пять-десять — пока наш рынок информационных технологий повзрослеет.