На заседании Совета безопасности России 25 июля была утверждена «Стратегия развития информационного общества в РФ». Как сказал первый вице-премьер Сергей Иванов, утверждая стратегию, «государство гарантирует обществу создание таких условий, при которых простой гражданин сможет максимально эффективно пользоваться связью, телефонией, Интернетом, а главное — получать качественные информационные услуги». В документе определено, что к 2015 г. доступность для населения базовых услуг в сфере ИКТ составит 100%, а 75% домашних хозяйств будут иметь ПК.

Не акцентируя внимание на разнице между наличием у населения компьютеров и получением информационных услуг (по-видимому, разработчики стратегии подразумевали, что кроме ПК жители РФ смогут использовать некие альтернативные устройства для получения этих услуг), отметим определенное продвижение на пути к достижению поставленных целей. Так, по данным всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в октябре 2007 г., ПК или ноутбук уже есть в каждой третьей российской семье. То есть осталось обеспечить «персоналками» 42% не охваченных «компьютеризацией» жителей.

Одним из шагов на пути решения этой задачи стала объявленная в начале 2007 г. программа Мининформсвязи РФ «Компьютер в каждый дом», предусматривающая «повышение уровня компьютеризации населения малых городов и поселков в удаленных регионах страны». Это вполне оправданно, так как, по данным ВЦИОМ, владельцев компьютеров в столицах значительно больше, чем в других городах и тем более в сельской местности. Домашний ПК имеют 54% столичных семей, 32–41% семей в крупных городах и лишь 20% — сельских домашних хозяйств.

Жители малых городов и сел могут приобрести ПК по программе «Компьютер в каждый дом» почти так же, как это делается через Интернет, с той лишь разницей, что роль интернет-магазина играет «Почта России» — ведь почтовые отделения есть повсеместно. Граждане, пожелавшие купить ПК, идут в ближайшее почтовое отделение, где у них принимают заказ на компьютер с минимальной предоплатой. В недельный срок служба экспресс-доставки «Почты России» привозит системный блок на дом заказчику, который выплачивает оставшуюся часть цены выбранного им ПК. Предлагается три модели настольных компьютеров по единым для России ценам с учетом доставки: «доступный» за 8,8 тыс. руб. и 14,8 тыс. руб. с 17-дюймовым монитором, «оптимальный» (18 и 24 тыс. руб. с монитором) и «эксклюзивный» (23 и 29 тыс. руб.), а также одна модель ноутбука по цене 21,44 тыс. руб. Первоначально на все компьютеры устанавливалась ОС Microsoft Windows, но с августа появилась возможность приобретать ПК с ОС Linux, что удешевило их на 1 тыс. руб.

По условиям Мининформсвязи все поставляемые компьютеры должны производиться российскими компаниями, для чего был объявлен тендер, который выиграл консорциум Kraftway и «УСП КомпьюЛинк». Кроме них в программе приняли участие Intel и Microsoft, которые поставляют компоненты и ПО, а также осуществляют маркетинговую поддержку. В феврале запущен пилотный этап проекта, в рамках которого начались продажи ПК по заказам жителей четырех регионов — в Краснодарский край и Томскую область компьютеры поставляла Kraftway, а в Челябинскую и Архангельскую области — «КомпьюЛинк».

Параллельно аналогичный проект реализован в Республике Татарстан, где доставку осуществляет независимая почтовая служба «Татарстан Почтасы», а компьютеры собираются компанией «ICL-КПО ВС».

Как оценили проект его участники

«Наша компания рассматривала программу «Компьютер в каждый дом» как социально значимую инициативу Мининформсвязи РФ, направленную на предоставление жителям небольших городов и сел возможности приобрести качественный домашний компьютер по разумной цене. Реализация проекта позволяет нивелировать существующее цифровое неравенство между крупными городами и отдаленными территориями», — говорит генеральный директор Kraftway Алексей Кравцов. Это подтвердила статистика продаж: более 65% всех заказов, полученных в рамках пилотного этапа проекта, поступило от жителей поселков с населением менее 10 тыс. человек, а еще 18% — из городов с населением до 100 тыс. человек. В некоторых населенных пунктах был неплохой спрос, около пяти ПК на 1 тыс. жителей.

Как считает Денис Быструев, директор правительственных программ Intel, «Компьютер в каждый дом» — это первая общенациональная инициатива по повышению доступности компьютерной техники для жителей малых городов, поселков, сельской местности в удаленных и труднодоступных регионах России. «Мы вполне удовлетворены ходом реализации этой программы», — сказал он и добавил, что на первом этапе отработано взаимодействие между всеми участниками и исполнителями, процедуры оформления заказа и его выполнения, маркетинговые коммуникации, рекламная политика и т. п. В частности, «Почта России» доказала, что умеет доставлять сложные устройства, каким является ПК, точно в срок, без потерь и без их порчи, в чем многие сомневались. По мнению Быструева, налаженное в рамках программы партнерство государственных органов, крупной почтовой сети, а также компаний-участников в лице Intel и Microsoft, поделившихся своим глобальным опытом реализации подобных инициатив, является залогом успешного осуществления программы.

«Участники, в том числе Kraftway, приложили немало усилий для популяризации идеи заказа ПК через почтовые отделения. Так, наша компания провела мощную PR-кампанию в регионах, осуществила прямую рассылку рекламных листовок в почтовые ящики жителей Краснодарского края и Томской области, подготовила информационные брошюры и плакаты для почтовых отделений и организовала доставку материалов, — рассказывает Алексей Кравцов. — Но так как наша целевая аудитория — жители малых городов и сел, мы понимали, что низкая концентрация населения заведомо не сможет привести к массовым продажам техники».

Хотя для Kraftway этот канал продаж пока несопоставим с продажами ее ПК через федеральные и региональные розничные сети, по мнению генерального директора компании, это не умаляет значимости проекта. Тем более что интерес к освоению ИТ у людей в регионах, безусловно, есть, и проект дает шанс каждому, вне зависимости от места жительства, стать обладателем ПК как инструмента освоения ИТ.

Подводные камни. Ну как же без них...

Первоначально предполагалось, что пилотный этап проекта продлится до июня 2007 г. и за три месяца будет продано 20–50 тыс. ПК. Затем программа будет распространена на все регионы страны и к ее реализации подключатся более 40 тыс. отделений «Почты России». До конца 2008 г. планировалось продать около 1 млн. компьютеров, довести уровень компьютеризации до 15 ПК на 100 человек населения, а число граждан, имеющих доступ в Интернет, должно было составить не менее 30% жителей России.

Однако летом руководители Мининформсвязи приняли решение продлить пилотный этап до осени, а потом и до декабря. Задержка перехода к полномасштабной реализации программы была вызвана неожиданно низкими объемами продаж — почти за 10 месяцев население четырех регионов приобрело всего около 1,5 тыс. ПК! И это при тех несомненных удобствах для граждан, которые гарантируются государством в лице Мининформсвязи и «Почты России»: единая конкурентоспособная цена на ПК во всех регионах, гарантированное качество заводской сборки компьютеров, их быстрая доставка, возможность по любой причине вернуть ПК. На них, кстати, установлена 3-летняя гарантия и для обслуживания создана широкая сеть сервисных центров.

Как отмечает Денис Быструев, первым камнем преткновения в реализации подобных проектов в масштабе всей России становятся необъятные просторы страны. По сведениям одного из источников CRN/RE, даже в ходе реализации пилотного проекта в четырех субъектах РФ определились районы, куда во время распутицы весной и осенью проехать на автотранспорте невозможно, и заказанные ПК приходилось доставлять вертолетом.

Во-вторых, программа рассчитана главным образом на граждан с невысокими доходами. Для того чтобы они могли приобрести ПК, на них и были установлены единые «конкурентоспособные» цены — на 15–18% ниже тех, по которым компьютеры продаются в областных центрах и крупных городах регионов. Но даже эти цены оказались «неподъемными» для многих жителей российской глубинки.

Здесь уместно напомнить, что начавшийся 3–4 года назад бум розничных продаж довольно дорогих бытовых устройств, в том числе ПК, был обусловлен возможностью кредитования. В программе «Компьютер в каждый дом» также заложен вариант покупки с помощью кредита, который можно взять в двух банках: Сбербанке и Home Credit. Но для получения «кредита на неотложные нужды» в Сбербанке заемщику требуется представить стандартный пакет документов, который в условиях труднодоступных районов оформить крайне сложно, а в банке Home Credit кредит выдается в первую очередь владельцу «Карты клиента» этого банка, стать которым жителю села проблематично. Кроме того, оба банка выдают кредиты под проценты — от 17 до 28% годовых, что для заемщика равноценно покупке компьютера в супермаркете его родного регионального центра. В связи с этим, по мнению одного из участников проекта, для успешного продолжения программы необходимо обеспечить возможность получения гражданами беспроцентных кредитов.

Наконец, как подчеркивает Денис Быструев, главным подводным камнем проекта стал изначально низкий уровень компьютеризации (около 5%) в сельской местности и малых городах, где в общей сложности проживает почти 70 млн. человек: «Половина населения нашей страны живет в обстановке быстро растущего уровня проникновения ИТ, а другая половина эти технологии практически не использует. Решить проблему такой диспропорции «с наскока», за год, конечно, невозможно». Ему вторит Алексей Кравцов: «В ходе реализации пилотного этапа проекта Kraftway столкнулась с тем, что в отдаленных поселках люди вообще имеют смутное представление о компьютерах и никогда не слышали о Microsoft и ее продуктах».

Тем не менее директор правительственных программ Intel считает, что с помощью государства, создающего инфраструктуру доставки современных ПК по месту жительства, многие граждане могут в полной мере оценить возможности использования ИКТ в учебе, повседневной деятельности, в организации досуга.

Помогут ли проекту «дешевые ПК»?

Многие граждане, купившие ПК в рамках пилотного проекта, приобретали их для своих детей — учащихся школ и студентов, которым компьютер стал необходим для успешного продолжения учебы. Тем более что вузы уже сравнительно давно оснащены компьютерами, а в текущем году государство, выполняя свои обязательства, подключило все школы России к Интернету.

Правда, как отметил региональный директор Intel в СНГ Дмитрий Конаш, несмотря на улучшившееся за последнее время техническое оснащение российских школ, компьютеров там по-прежнему не хватает, в особенности современных мобильных ПК, оптимизированных для образовательного процесса.

В связи с этим в ноябре Intel и Microsoft объявили о своем участии в долгосрочном благотворительном проекте (его реализует некоммерческий фонд «Вольное дело») по передаче российским школам «Персональных мобильных компьютеров учеников» (в концепции, выдвинутой Intel, он назван Classmate PC). Фонд «Вольное дело» создан на личные средства предпринимателя Олега Дерипаски и его коммерческой структуры «Базовый элемент». В конце ноября 2007 г. фонд подписал с ASUSTeK Computer контракт на сумму около 200 млн. долл. на закупку в течение пяти лет почти 1 млн. мобильных ПК Eee PC 700. Эти ПК фонд будет передавать школам для учебы и досуга учащихся в возрасте от 6 до 12 лет. Со своей стороны Intel направит в школы методики использования ИТ в учебном процессе и проведет обучение учителей по программе Intel «Обучение для будущего», а Microsoft оснастит ПК пакетом ПО Student Innovation Suite, в который входит ОС Windows XP и офисный пакет Microsoft Office. В настоящее время начата пилотная фаза проекта фонда «Вольное дело», и первые 2 тыс. мобильных ПК, на которых кроме ПО Microsoft дополнительно установлен пакет специальных образовательных программ и шаблонов, переданы школам Краснодарского края.

Eee PC 700 представляет собой идентичный по параметрам Classmate PC ноутбук с 7-дюймовым экраном, в котором взамен жесткого диска установлена флэш-память емкостью 2 Гбайт. Компьютер имеет развитые средства коммуникаций и способен работать в автономном режиме три часа. Ноутбуки Eee PC наряду с Intel Classmate PC были представлены в середине 2007 г. как альтернатива проекту OLPC (Оne Laptop Per Child), начатому в 2006 г. по инициативе преподавателя Массачусетсского технологического института Николаса Негропонте.

Первоначально ноутбуки OLPC планировалось продавать правительственным организациям стран с низким уровнем развития образования по цене 100 долл. за штуку, однако после того, как их согласилась производить тайваньская компания Quanta, мировой лидер по поставке платформ для мобильных ПК, цена OLPC выросла почти до 200 долл. Закупочные цены на Eee PC и Classmate PC в середине 2007 г. также устанавливались на уровне 200 долл.

Самый дешевый мобильный ПК серии Eee PC, предназначенный для школ, в России в розницу будет продаваться по цене 11 тыс. руб., что заметно выше, чем в США и Европе, но почти вдвое дешевле ноутбука, предлагаемого в рамках программы «Компьютер в каждый дом». Так, может быть, имеет смысл включить в эту программу Eee PC или Classmate PC? «Решение о выборе моделей компьютеров, используемых в программе, принимает Мининформсвязи РФ совместно с «Почтой России», — объясняет Денис Быструев. — Со своей стороны Intel может лишь советовать включить в предложение существующие модели современных ПК. Что касается Classmate PC, то у них достаточно узкая целевая аудитория — школьники в возрасте от 6 до 12 лет — и в рамках общенациональной программы предлагать этот компьютер не имеет смысла».

Стоит отметить, что появление дешевых ноутбуков OLPC, Eee PC и Classmate PC породило на рынке волну ответных предложений. Так, американская компания Everex в октябре начала продажи настольных ПК Green gPC TC2502 с ОС Linux и прикладным ПО на основе открытого исходного кода за 198 долл. и объявила о разработке ноутбуков за 300 долл. Шведская компания Medison, не раскрывая условий своей разработки, анонсировала ноутбук Celebrity за 150 долл.!

«200 долл. за ПК — магическая цифра для покупателя, который хочет приобрести дешевую и удобную настольную систему, — утверждает Пол Ким, директор Everex по маркетингу. — Первоначально мы предполагали, что покупателями Green gPC будут люди, впервые приобретающие компьютер, но проведя исследования, убедились, что нашим предложением всерьез интересуются пользователи старшего поколения». Уже в III квартале Everex планировала продать 20 тыс. ПК Green gPC. При этом их себестоимость составляла примерно 170 долл., что позволяло реселлерам получать маржу и повышало их интерес к продвижению этих ПК.

Если так, то, по-видимому, российские производители тоже могли бы выпускать аналогичные компьютеры за 5–6 тыс. руб. Правда, при этом Мининформсвязи лишилось бы маркетинговой поддержки со стороны Intel и Microsoft — ведь в ПК Everex используются процессоры и наборы микросхем VIA Technology, и на них не установлено ни одной программы Microsoft. Но как в рамках программы «Компьютер в каждый дом» сделать настольные ПК более доступными для жителей отдаленных и труднодоступных районов нашей страны? Ответить на этот вопрос может лишь руководство Мининформсвязи. Понятно также, что потребуется время для принятия соответствующего решения. Тем более что, по сведениям ряда источников, планируется программу продолжить. Денис Быструев также полагает, что решение о распространении программы на всю территорию России может быть принято, но пока, по его мнению, сложно сказать, охватит ли программа все регионы.