Зависит ли ИТ-бизнес от административных решений? Как складываются взаимоотношения ИТ-сообщества в регионах с администрациями?

Как известно, в ИТ-бизнесе конкурентная борьба за специалистов разворачивается не с соседней компанией и даже не с московской, а едва ли не со всем миром. «Региональность» в данном случае — это не территориальное расположение, а уровень целей, которые ставит компания, способ ведения бизнеса.

Так, в пределах МКАД можно без труда найти региональные ИТ-компании, которые не ставят цель увеличить капитализацию, занять существенную долю на рынке, быть на шаг впереди других разработчиков. Они просто «зарабатывают на жизнь». И наоборот, в небольших университетских городах ИТ позволяют вести бизнес на столичном и мировом уровне. Нередки ситуации, когда зарубежные вендоры заявляли о намерении купить решения и разработки компаний из весьма удаленных от столицы регионов. Зачастую специалисты из провинции работают напрямую с мировыми брендами.

Как же «удержать мозги дома»? Это головная боль всех топ-менеджеров ИТ-бизнеса. Перед нами стоит задача: создать такие условия труда и жизни для специалистов и их семей, которые были бы конкурентоспособны на мировом уровне. Речь идет о жилье, развитии социальной инфраструктуры, потребительского рынка, культуры, образования, о заботе об экологической ситуации и безопасности, финансовой и политической стабильности.

И в этой плоскости наши интересы хорошо коррелируют с интересами местных властей, которые конечно же хотят, чтобы и жители были довольны, и регион был благополучным.

То, что проблема попала в фокус внимания областных властей, и то, что чиновники, в общем-то мало использующие в своей профессиональной деятельности ИТ, проявляют политическую волю и провозглашают «инновационную экономику» приоритетной отраслью региональной экономики — очень ценно. Тем самым запускаются механизмы, влияющие на рост численности занятых в экономике, основанной на знаниях.

Местные администрации понимают, что для этого нужно создавать условия. Как расставить приоритеты, с чего начать?

Для государственной структуры важны системные показатели, она мыслит категориями статистической отчетности и ориентируется на мнение большинства. Поэтому эффективнее всего выстраивать взаимоотношения через орган, представляющий мнение ИТ-сообщества в целом, а не отдельных, пусть даже весьма влиятельных компаний. Практически во всех регионах, где динамично развивается ИТ-сектор, уже есть профессиональные ассоциации.

Однако по своим функциям они не однородны. В некоторых регионах они создаются участниками ИТ-рынка исключительно как «закупочный союз» для противостояния московским поставщикам или их региональным филиалам. Насколько это эффективно — отдельный разговор.

На мой взгляд, в создании ряда региональных ассоциаций очевидным образом прослеживается тенденция «дружить против Москвы». Думаю, что подобные задачи вряд ли могут стать платформой для создания жизнеспособных структур. Здесь важно учитывать, что условия работы и бизнес-климат в различных регионах существенно различаются, хотя действуют одни и те же федеральные законы. И, повторюсь, региональность — это не территориальный признак, а уровень и способы развития бизнеса. Парадигма «центр — регионы» для ИТ-бизнеса вообще не актуальна, т. к. мы конкурируем со всем миром.

Есть регионы, в которых ассоциации действительно представляют мнение профессионального ИТ-сообщества и лоббируют его интересы. Причем есть прямая зависимость между успехом ассоциации в решении тех или иных вопросов в коридорах власти и климатом внутри сообщества.

Не думаю, что в регионе, где ИТ-сектор развит незначительно или компании находятся на очень разном профессиональном уровне, искусственно созданная ассоциация поможет найти взаимопонимание с властями.

Впрочем, не все зависит от активности и креативности ИТ-бизнеса. Важно, чтобы и в госструктурах были позитивно настроенные люди с широким кругозором. Очень важна готовность руководства региона проявить политическую волю в деле развития ИТ-отрасли. Это намного труднее и ответственнее, чем просто дать денег и потом спросить, как потратили. Например, если губернатор объявляет: экономика, основанная на знаниях, является приоритетом развития региона на долгосрочную перспективу, то это очень большая ответственность и политические риски.

На такой шаг решаются далеко не все регионы. Причины разные. Где-то отсутствует необходимая база — научно-образовательный комплекс, традиции. Где-то чиновники просто далеки от этой сферы и не имеют представления, чем она живет, а вникать или нет желания, или некогда.

Впрочем, в настоящее время в ряде регионов власти приходят к пониманию, что ИТ-отрасль является «застрельщиком» в решении проблем, с которым сталкиваются промышленники, добывающий сектор. Поэтому к нам прислушиваются, во многом идут навстречу. Развитие ИТ-отрасли выгодно регионам даже с экономической точки зрения. Несмотря на очень дорогую нефть, самая высокая добавочная стоимость в экономике, основанной на знаниях.

Можно сказать, что у ИТ-сообщества с властью особые отношения. Мы меньше, чем другие отрасли, зависим от таких ресурсов, как земельные участки, электроэнергия, транспортная инфраструктура, возможность утилизировать отходы и проч. Кстати, именно поэтому наших людей практически нет в представительных органах власти.

ИТ-ассоциация, с одной стороны, удерживает своих членов от чрезмерного сближения с властными структурами, с другой стороны — защищает их от давления. Выступая от имени ИТ-сообщества, мы можем сгладить острые углы, в некоторых вопросах легче ответить «нет» и не испортить отношения с властями. То же самое можно сказать и про чиновников: им легче отказать сообществу, чем какой-то компании.

Впрочем, есть регионы, где власти считают развитие ИТ-сектора «делом чести». Это, если хотите, вопрос имиджа «продвинутой» территории. ИТ-осообщество может использовать этот административный ресурс для продвижения на зарубежные рынки. Например, участвовать в международных выставках и презентациях под эгидой администрации, что в глазах иностранных партнеров будет выглядеть весомее, чем продвижение в одиночку.

Перспективы взаимоотношений ИТ-ассоциаций с властями, думаю, нужно рассматривать в контексте стратегий и планов развития региональной экономики. Не думаю, что произойдут революционные изменения, хотя тенденция к более тесной работе прослеживается. Отношения, наработанные в предыдущие годы, будут укрепляться. Надеюсь, что в ближайшие 2–3 года они выйдут на качественно новый уровень. Мы приступим к совместной разработке и реализации инфраструктурных проектов. В первую очередь по строительству временного жилья для специалистов. Это самое главное, что мы должны сделать, чтобы удержать их в регионе. Необходимо разрабатывать механизмы финансирования таких проектов из бюджета, определять пропорции участия бизнеса и государства в строительстве.

Это и будет частно-государственным партнерством, о котором так много говорится в последнее время.